Заемщики все чаще выступают против навязывания страховок при получении кредитов. Впрочем, и сами кредиты выдаются не так активно, как год назад. Страховщики и банки уже начали терять прибыль. Но игроки рынка страхования жизни считают, что этот продукт должен стать более цивилизованным, однако, будущее за другими видами страхования.
Страхование жизни в России не является услугой очевидного спроса, отметили участники встречи «Страхование в зеркале СМИ. Больше жизни». Наши сограждане более охотно покупают каско для автомобилей и довольствуются полисом ОМС. По данным Ассоциации страховщиков жизни, объем рынка составляет лишь 0,15% ВВП России, в то время как в других странах мира эта цифра равняется 4%.
Несколько лет назад банки поняли, что за счет страховок можно не только обезопасить себя от просрочек, но и прилично заработать на комиссии. Сегодня, по данным «Сбербанк страхование», кредитное страхование занимает 40,6% рынка страхования жизни. Однако на фоне падения спроса на кредиты и скандалов с навязыванием страховок под угрозой отказа в выдаче займа или повышения ставки, премии начали снижаться с 47,1 млн рублей в 2013 году до 44,1 млн рублей к началу 2015 года. Страховщики и сами начали говорить о том, что продажа страховок путем навязывания недопустима. «Первое, на что нужно обратить внимание – это предотвращение навязывания кредитного страхования жизни. Этого нельзя делать, – отмечает генеральный директор ООО СК "Сбербанк страхование жизни" Максим Чернин. – Я уверен, что больше внимания к этому продукту будет со стороны регулятора: будет введен ряд ограничений на комиссионное вознаграждение или способ продаж. Самый жесткий пример в Англии: кредитное страхование жизни можно продавать только через семь дней после получения кредита».
Сегодня кредитному страхованию наступает на пятки накопительное страхование жизни: объем премий в этом сегменте вырос в три раза за последние четыре года до 30,3% рынка. Не намного отстает инвестиционное страхование – 28,5% рынка. Премии по нему за этот же период времени выросли в 18 раз.
«Надо отметить, что с 1 января текущего года были введены налоговые льготы. Теперь человек, который приобретает продукт долгосрочного страхования жизни – не важно накопительного или инвестиционного, – получает через год 13% от суммы взноса, но не более 120 тысяч рублей. Стоит отметить, что налоговые льготы во всем мире являются один из главных драйверов продвижения рынка страхования жизни», – добавил Максим Чернин.
Большие перспективы игроки рынка видят у рискового страхования, которое пока занимает лишь 0,6%, но уже стремительно набирает обороты. Как отметил директор по продажам ООО «СК «Ренессанс Жизнь» Юрий Смышляев, стоимость лечения смертельно опасных заболеваний на сотни тысяч евро дороже обычной консультации терапевта, при этом она не всегда входит в покрытие полиса ДМС. Поэтому назрела необходимость создания специальных продуктов.
«Опросы показывают, что больше всего наших сограждан волнуют онкозаболевания. На это есть основания: количество заболевших постоянно растет, а доступность лечения снижается, даже с постановкой диагноза может возникнуть проблема, – добавил первый заместитель Генерального директора ОО СК "ВТБ Страхование" Олег Меркулов. – Мы столкнулись с такой ситуацией, когда в регионах практически продаются квоты или средства для лечения имеются только на бумаге».
Суть этого продукта в том, что когда застрахованному ставят вердикт «рак», страховая обеспечивает перепроверку диагноза, а в случае его подтверждения – лечение. В стоимость покрытия входят лекарства, транспортировка и даже услуги переводчика. Самая дешевая страховка обойдется в три тысячи рублей для детей и пять тысяч рублей – взрослых. Как рассказал Олег Меркулов, спрос на страховки достаточно большой: только в минувшем сентябре ООО СК «ВТБ Страхование» было продано 15 тысяч страховок. К сожалению, есть и страховые случаи.
В Центробанке отмечают, что количество жалоб на страховщиков растет, но пока большая часть их касается проблем с ОСАГО. Сегодня выразить свое недовольство можно через форму обратной связи на сайте регулятора или позвонить по телефону горячей линии. Чтобы стать ближе к народу, ЦБ планирует создать странички в «Твиттере» и на «Фейсбуке». «Такие намерения есть. Основная цель – сделать нашу работу более понятной, потому как официальный сайт более академичный и предназначен скорее для тех, кто разбирается в теме», – отметил экономический советник Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и монитарных акционеров ЦБ Александр Коланьков.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com