Налоговая служба стремится совершенствовать качество обслуживания налогоплательщиков, ставить для себя новые задачи, в том числе обеспечение экстерриториальности, сокращение количества процедур при регистрации бизнеса, соответственно, и времени заявителей на получение государственной услуги. Об этом заявила заместитель руководителя управления ФНС по Челябинской области Светлана Белихова на брифинге по вопросу предоставления государственной услуги по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе Единым регистрационным центром, а также по вопросам изменения порядка предоставления сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Представитель ведомства напомнила, что со второго квартала 2015 года происходит поэтапная передача функций по регистрации бизнеса всеми налоговыми инспекциями Челябинской области в Единый регистрационный центр (ЕРЦ), созданный в 2013 году в Магнитогорске.
«Расположение ЕРЦ в Магнитогорске не изменит привычный для заявителей порядок обращения в налоговые органы, – отметила Светлана Белихова. – Но снизит административные барьеры, унифицирует подходы к процедуре регистрации, сведет к минимуму человеческий фактор, а также сможет более эффективно выявлять людей, которые предоставляют свой адрес в качестве юридического десяткам предприятий, в том числе фирмам-однодневкам».
Учитывая протяженность территории региона, точки приема заявлений и выдачи готовых документов организованы не только в Магнитогорске, но и в восьми налоговых инспекциях, расположенных в Челябинске, Сатке, Златоусте, Миассе, Южноуральске, Верхнем Уфалее, Кыштыме и селе Чесма. Обслуживание заявителей в Челябинске будет организовано в ИФНС России по Тракторозаводскому району. На сегодняшний день там уже получают услуги заявители из Калининского района Челябинска и Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области.
Особенностью Единого регистрационного центра является внедрение технологии сканирования регистрационных документов, формирование и ведение электронного архива регистрационных дел юрлиц и ИП, что позволит налогоплательщикам запрашивать копии документов в любом уполномоченном налоговом органе.
C начала 2015 года в ЕРЦ поступило 60862 пакетов документов по регистрации от заявителей, из них отказано в государственной регистрации 4703 (7,7%). 186 решений об отказе обжаловано заявителями в УФНС, 18 или 9,7% от общего количества обжалованных решений об отказе рассмотрено в пользу заявителей.
Впрочем, предоставление документов для государственной регистрации юридических лиц и ИП осуществляется и через многофункциональные центры (МФЦ). По состоянию на 1 октября 2015 года, на территории Челябинской области действовал 31 МФЦ. Кстати, при предоставлении госуслуги по регистрации для ИП через многофункциональные центры исчезает необходимость заверять форму заявления у нотариуса.
Важный момент: с 18 августа 2015 года предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, в том числе о самом себе, на бумажном носителе осуществляется только за плату (200 рублей – в течение пяти дней или 400 рублей – в течение одного дня). Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 года №809.
Бесплатно получить выписку из государственного реестра в форме электронного документа можно на официальном сайте ФНС России. Для этого через «Электронные сервисы» нужно зайти в раздел «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа».
«Сформированный документ обладает юридической силой бумажной выписки, так как содержит электронную подпись», – пояснила начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков управления ФНС по Челябинской области Марина Быкова.
Марина Быкова также добавила, что органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Такие сведения предоставляются с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Фото: Инфографика предоставлена УФНС по Челябинской области