Вкладчики и заемщики Банка «УРАЛСИБ» могут успокоиться. Новый владелец – частный инвестор Владимир Коган – обещает грамотно распорядиться деньгами, выделенными государством для финансового оздоровления. Что изменится для клиентов банка – в материале ChelFin.ru.
Последние несколько лет Банк «УРАЛСИБ» терпит серьезные убытки. По оценке экспертов, с 2011 года кредитное учреждение потеряло около 30 млрд рублей, а норматив достаточности капитала за 2014 год сократился, по данным ЦБ, с 12,26 до 10,53. Чтобы не нарушить нормативы, главному акционеру Николаю Цветкову приходилось неоднократно проводить докапитализацию. По словам зампреда Банка России Михаила Сухова, в течение одного только последнего года он в различной форме предоставил банку денежные средства и активы общей стоимостью не менее 20 миллиардов рублей. «Но этого оказалось недостаточно для того, чтобы в полном объеме обеспечить достаточную капитализацию банка», – пояснил Михаил Сухов, добавив, что ряд активов банка утратил рыночную стоимость, в частности, земельные участки, кредитный портфель, операции к контролируемыми финансовыми институтами. С начала года банк находился в поиске инвестора, одновременно сокращая операционные издержки.
На 1 октября 2015 г. размер активов составил 328,8 млрд руб., величина собственных средств – 39,7 млрд руб. Банку присвоены рейтинги международных рейтинговых агентств: «В–» Fitch Ratings, «B–» Standard&Poor’s.
Вчера Банком России было принято решение о финансовом оздоровлении под новым руководством. 82% акций банка купит бизнесмен Владимир Коган, который получит на финансовое оздоровление кредитной организации 81 миллиард рублей от государства. «Мы планируем провести ряд преобразований, направленных на укрепление капитальной базы и увеличение объемов кредитования. Банк обеспечит непрерывность и своевременность всех видов расчетов и переводов денежных средств, выполнение и соблюдение договорных отношений с клиентами и контрагентами, бесперебойное исполнение платежных документов», – подчеркнул Владимир Коган. При этом, как сообщают в «УРАЛСИБе», Николай Цветков сохранил миноритарный пакет акций банка. «В результате сделки Банк "УРАЛСИБ" получит доступ к финансовым и управленческим ресурсам, которые дадут стимул к дальнейшему развитию банка», – уверены в банке.
Владимир Коган – российский банкир, бывший совладелец «Промышленно-строительного банка» Санкт-Петербурга, государственный деятель. Директор департамента строительства Министерства регионального развития в 2008—2011 годы, в период с июля по декабрь 2012 года – заместитель министра регионального развития – руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. С 2011 возглавляет Группу «Нефтегазиндустрия», ключевым активом которой является Афипский НПЗ.
Грядут изменения
Сейчас Банк «УРАЛСИБ» работает в штатном режиме, заверили в региональной пресс-службе. По словам экспертов, приход нового инвестора, безусловно, станет причиной изменений, но каких, пока сказать сложно. Банк предоставляет весь спектр услуг населению и предпринимателям, периодически пересматривая условия. Так, в понедельник были повышены ставки по вкладам, а 3 ноября банк предложил особые условия кредитному продукту. Ранее интернет-банк «Уралсиба» вошел в топ-10 самых удобных.
В то время, пока «Уралсиб» находился во внимании регулятора, было отмечено несколько попыток дестабилизировать работу банка. Так, только в адрес сайта Chelfin.ru поступало несколько сообщений, не содержащих под собой правдивой информации, о том, что банк приостановил выдачу вкладов, что наблюдаются перебои в работе. Как отмечают эксперты, это частые случаи использования негативного информационного фона для создания паники и переманивания клиентов. Однако в «Уралсибе» значительного оттока не заметили. «На сегодняшний день в области работает восемь отделений банка. В челябинском отделении обслуживается порядка шести тысяч юридических лиц и более 100 тысяч физических. Общий портфель по депозитам составляет 3,4 млрд рублей», – комментируют в «Уралсибе».
Банки в зоне риска
В октябре Банк России отозвал лицензию у 10 банков, в начале ноября под горячую руку регулятора уже попали четыре банка. «Поэтому говорить о том, что ЦБ стал реже прибегать к отзыву лицензии в пользу санации, я бы не стал. Санация банка – это исключительная мера, которая применяется адресно и только в случае, если масштабы банка и объем токсичных активов на его балансе позволяют осуществить передачу другому кредитному учреждению с приемлемыми рисками для санатора и для всей банковской системы. Случаи санации единичны, чего нельзя сказать об отзыве лицензии», – поясняет заместитель председателя правления «Локо-Банка» Андрей Люшин.
По его мнению, сегодня мы являемся свидетелями наиболее значимого периода в развитии российской банковской системы с момента ее становления в начале 90-х. По сути речь идет об очень важном этапе формирования нового рынка – обновлении банковской системы под строгим контролем и надзором регулятора. Тот факт, что после безудержного роста числа банков в периоды формирования рыночной экономики и так называемых «тучных лет», должно было последовать сокращение избытка кредитных учреждений, создававших существенные риски для самой системы, сегодня вполне очевиден, но сделать этот процесс очищения без применения жестких мер было бы невозможно. «На мой взгляд, политика ЦБ вполне отвечает сложившимся в банковской системе реалиям, и не исключено, что если бы процесс масштабного отзыва лицензий начался бы чуть позже, то уже на первых этапах кризиса в экономике последствия его были бы куда плачевнее», – комментирует он.
В зоне риска, по мнению аналитика Национального рейтингового агентства Егора Иванова, сейчас находятся практически все частные банки. «Сильно пострадали в этот кризис розничные банки, а также банки, имеющие значительные вложения в инвестиционные проекты и непрофильные активы, рентабельность которых сильно упала, и по которым сейчас идет очень большая переоценка их стоимости», – комментирует он. Также в зоне риска можно отметить банки, в которых значительную долю депозитов держат крупные корпоративные клиенты или госструктуры, не связанные с акционерами банка. Внезапный и одновременный вывод средств такими клиентами может потопить банк. «Одним из видимых признаков рискованной политики банка является завышение им процентов по вкладам. Это может означать, что банк испытывает серьезные проблемы с ликвидностью и любой ценой пытается привлечь средства от клиентов, не думая о последствиях», – поясняет Егор Иванов.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com