Челябинцы, покупающие самую дорогую автогражданку в стране, могут рассчитывать на снижение тарифа. Страховщики, заручившись поддержкой властей, планируют начать масштабную «войну» против автоюристов, которые, по их мнению, являются основной причиной убыточности ОСАГО в регионе. Юристы, напротив, уверены, что компании снова пытаются «задрать» стоимость ОСАГО. Между тем эффект от повышения тарифа уже начинает себя исчерпывать, и в скором времени страховые компании могут снова начать уходить из регионов.
В Челябинске вполне реально снизить стоимость ОСАГО, считают в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Сегодня автомобилисты столицы Южного Урала платят за автогражданку больше всех – стоимость полиса составляет от 8 649 до 10 377 рублей без учета надбавок и понижающих коэффициентов. Повышение тарифа было вызвано ростом убыточности страхования, особенно на фоне повышения лимитов страховых выплат по «железу», вреду жизни и здоровью. «Челябинск по стоимости ОСАГО уже обогнал Москву и даже соседнюю Свердловскую область при одинаковом автопарке и уровне аварийности. Челябинцы платят на 20–25% больше из-за автоюристов, которые просто зарабатывают на них, повышая средний объем выплат, а значит – уровень территориального коэффициента», – комментирует исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, добавляя при этом, что в Екатеринбурге через суды происходит 5% страховых случаев, а в Челябинске – 50%.
По итогам 2015 года агентство RAEX оценило рынок ОСАГО в 240 млрд руб. По данным ЦБ, сборы по ОСАГО выросли на 39% до 93,9 млрд руб. в основном за счет повышения тарифов.
По его словам, в первом полугодии 2015 года 40% страховых выплат по ОСАГО составило покрытие нестраховых расходов – оплата экспертизы и представительства в суде. «Средняя выплата по ОСАГО сегодня составляет 56 тысяч рублей, по суду – 78 тысяч рублей, из них 30 тысяч уходит на оплату юриста, пострадавший по итогу получает 48 тысяч – меньше, чем мог бы при обращении в страховую компанию напрямую», – рассказывает Евгений Уфимцев. Объем выплат растет серьезно, поясняют в РСА, в том числе за счет особой позиции судов, когда стали признаваться страховым случаем угоны с ключами и документами, а ущербом – утрата товарной стоимости автомобиля. «Сам застрахованный получает на руки копейки, зато потом людям приходят документы с требованием оплатить налог на доходы, якобы полученные ими после получения штрафов и пени со страховщиков», – продолжает Евгений Уфимцев. По его словам, немалую роль играет и судебная практика в регионах, когда используются лазейки в законе, имеющие двойную трактовку. «К примеру, в Челябинске непредоставление машины на осмотр не является основанием для отказа в приеме судебного заявления, тогда как в других регионах это обычная практика», – возмущается эксперт.
Как сообщил Евгений Уфимцев корреспонденту ChelFin.ru, РСА прорабатывается серия мероприятий, направленных на снижение активности автоюристов в регионе. «Мы совместно с региональными компаниями планируем провести совещание под эгидой ЦБ с представителями областного суда и сотрудниками ГИБДД, чтобы проработать перечень действий по снижению напряженности. Проработаем те же рекомендации для судов, где пропишем рекомендуемый размер оплаты услуг представителя пострадавшего в суде при урегулировании убытков – не 15 тысяч рублей по «таксе», как сейчас, а 1,5 тысячи рублей. Страховщики не против платить, но сумма должна быть соразмерной. Подобный опыт уже есть в других регионах, и практика в Ленинградской области показала, что вполне реально добиться перерасчета территориального коэффициента в Челябинске», – пояснил Евгений Уфимцев.
Как отметил директор по урегулированию убытков ЮЖУРАЛ-АСКО Алексей Любавин, предложенные меры, конечно, должны быть эффективными, поскольку во многом именно из-за действий автоюристов в Челябинской области такой высокий территориальный коэффициент по ОСАГО. «Доля судебных выплат по ОСАГО у нас составляет около 5%. В качестве примера деятельности автоюристов приведу случай в Магнитогорске, где так называемый автоюрист, введя в заблуждение клиента, передал компании свои собственные реквизиты для перечисления страхового возмещения, оставив пострадавшего без выплаты», – рассказывает Алексей Любавин.
Автоюрист Лев Воропаев поясняет, что позиция страховщиков понятна – им нужно снова поднять тарифы. «Если бы страховые компании выплачивали в соответствии с новой методикой оценки восстановительного ремонта, то никаких бы судов и решений в пользу потерпевших не было. А раз они выплачивают по своим расчетам, то количество исков растет. По сути, у компаний процент судов небольшой, но они делают определенные выводы и снова толкают тариф вверх», – комментирует Лев Вопропаев, добавляя, что суды в Челябинске вполне способны принимать правильные решения, а размер представительских издержек не такой уж и большой. «Страховые компании пытаются решить свою проблему путем снижения издержек. О каких вообще рекомендациях может идти речь, когда суды у нас независимые?», – задается вопросом автоюрист.
Уход компаний из регионов или свободный тариф?
Рынок ОСАГО снова скатывается в кризис, уверен генеральный директор ООО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров. «Эффект, вызванный повышением тарифа, уже исчерпан. Люди перестают страховаться из-за высокой стоимости ОСАГО, при этом частота страховых случаев растет и приближается к 7%, увеличился размер выплаты из-за роста лимитов и введения единой методики урегулирования убытков, мошенничество приобретает формы "организованного ограбления страхового рынка". Все это непосредственно влияет на убыточность ОСАГО и в конечном итоге приведет к тому, что страховые компании снова начнут уходить из регионов», – отмечает Дмитрий Макаров, добавляя, что убыточность из-за мошенничества станет фактором роста тарифов ОСАГО при переходе на так называемый свободный тариф.
Напомним, на ежегодном форуме RAEX «Будущее страхового рынка» президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс сообщил, что глава ЦБ Эльвира Набиуллина дала согласие на проработку «дорожной карты» по либерализации тарифа ОСАГО. Зампред ЦБ Владимир Чистюхин отметил, что «мы должны двигаться к тому, чтобы тариф становился свободным, но переходить к нему при обязательном виде страхования можно тогда, когда система сбалансирована». Свободный тариф по ОСАГО означает, что его размер будет устанавливать компания в зависимости от рыночных условий. Как пояснил первый заместитель председателя правления АО «Согаз» Николай Галушин, в случае либерализации ОСАГО, тариф может увеличиться примерно до 30%. «Важно, чтобы не было сплошного роста тарифа для всех граждан, это должно быть сегментировано», – сказал Галушин, добавив, что в этом случае будет учитываться стаж водителя и качество управления автомобилем. При этом он прогнозирует, что пересматривать ценообразование на рынке ОСАГО будут не ранее, чем в 2018 году.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com