Челябинцы вынуждены ужать расходы на празднование Нового года из-за роста цен. Какие подарки покупают горожане, какова их средняя стоимость и где жители областного центра будут встречать наступающий год – в нашем материале.
Банк «Хоум Кредит» подсчитал, что средняя сумма новогодних подарков в этом году составит около 8 тысяч рублей, что на 13% выше прошлогоднего значения. Учитывая, что инфляция, по данным Росстата, составляет 15%, можно сделать вывод, что рост суммы в основном вызван поправкой на инфляцию. Несмотря на снижение доходов, россияне не готовы совсем отказаться от новогодних подарков себе и близким, отмечают представители разных сегментов рынка.
Самым популярным подарком на Новый год – 2016, по данным опроса Банка «Хоум Кредит» среди россиян, станут парфюмерия и косметика (61%) и столько же опрошенных подарят игрушки (61%), продукты и сладости занимают третье место в рейтинге новогодних подарков (35%), и 23% респондентов приобретут бытовую технику в качестве новогоднего подарка. На пятую строчку рейтинга популярных подарков в этом году попали ювелирные украшения – их выбирает 23% россиян. «Рост популярности ювелирных украшений в качестве подарка может быть связан с инвестиционной составляющей. Люди начинают больше понимать ценность денег и предпочитают если и тратить средства на подарки, то на что-то действительно ценное», – прокомментировал директор по маркетингу и прямым продажам Банка «Хоум кредит» Евгений Сидоров.
Сколько тратят на подарки челябинцы?
Косметику и парфюмерию в этом году челябинцы покупают так же активно, как и в прошлом. «Динамика продаж в предновогодние недели сохраняется на прежнем уровне в сравнении с прошлым годом, – комментирует руководитель отдела закупок торговой сети «Косметичка» Ольга Рудой. – В целом, конечно, у людей денег стало меньше, поэтому популярность набирают товары более доступного ценового сегмента, но так или иначе все стараются порадовать себя и близких новогодними подарками. Очень хорошо покупают в подарок мужские наборы “Антонио Бандерос”, женскую косметику “Лореаль”, “Шварцкопф”. Из доступного отечественного сегмента завоевал устойчивое доверие у наших покупателей бренд “Калина”», – комментирует Ольга Рудой. Самыми востребованными, по ее словам, по-прежнему остаются именно наборы. «Это связано с тем, что наборы, как правило, включают в себя промо-предложение, то есть приобрести их дешевле, чем все товары линейки по отдельности, – уточняет Ольга Рудой. – И, конечно, из-за визуального облика упаковки. Набор имеет более подарочный вид, нежели единица конкретного товара». Средний чек на подарок из данного сегмента, по ее словам, в этом году составляет примерно 400 рублей, что где-то на 15% выше в сравнении с прошлым годом.
Жители города также стараются порадовать своих детей, близких и коллег разного рода игрушками и новогодними сувенирами, несмотря на то, что общее количество продаж несомненно снизилось в сравнении с прошлым годом. По словам директора по маркетингу ООО «Союз-игрушка» Яны Кузнецовой, это не столько связано с тем, что у людей нет денег, а скорее с тем, что себестоимость игрушек в связи с кризисом весомо изменилась. «Если в прошлом году очень популярным подарком на Новый год были конструкторы с большим количеством деталей, то сейчас активнее спрос на аналогичный товар, но уже с меньшим количеством деталей, – уточняет Яна Кузнецова. – Если в прошлом году среди лидеров новогодних продаж были радиоуправляемые машины средней стоимостью 5 тысяч рублей, то в этом же году челябинцы предпочитают купить радиоуправляемые модели за 1,5-2 тысячи рублей». Она отметила, что самыми популярными товарными направлениями в качестве новогодних подарков детям являются куклы, конструкторы, радиоуправляемые модели (машины, вертолеты, динозавры) и различного рода развивающие игрушки. А что касается укрепившейся традиции – ставить Деда Мороза и Снегурочку под новогоднюю елку, то, по мнению Яны Кузнецовой, никакой кризис не повлияет на стабильный массовый спрос на данный товар. Средний чек на детские игрушки в этом году составляет примерно тысячу рублей.
В сегменте корпоративных подарков в этом году наблюдается снижение объемов продаж, однако средний чек остается прежним – 500 рублей. Директор ООО «Фабрика Подарков» Юлия Райсвих рассказала, что самыми популярными новогодними подарками партнерам являются ежедневники и сувенирные пряники из Нюрнберга. «В качестве антикризисной меры, понимая финансовую ситуацию жителей области, мы расширили линейку товаров до сувениров стоимостью 100 и 200 рублей, – рассказывает Юлия Райсвих. – Это те же самые новогодние и рождественские сувениры, только меньше по размерам».
Новый год – в семейном кругу
Многие в этом году в целях экономии отказываются от празднования Нового года в ресторанах и кафе, предпочитая делать это в семейном кругу. Эксперты ресторанного бизнеса отметили снижение спроса на бронирование банкетных залов и ресторанов на новогоднюю ночь и корпоративы. По словам редактора сайта Народной ресторанной премии «Золотая вилка» Константина Бабушкина, в этом году из-за низкого спроса наблюдается новая тенденция среди почти всех рестораторов области – гостям разрешают приносить собственный алкоголь, фрукты и десерты. Ранее такого почти нигде нельзя было встретить, так как алкоголь, по словам Константина Бабушкина, это чуть ли не основное направление, на котором заведение зарабатывает. Операционный директор группы компаний «Рестостар» Екатерина Иванова с большой опаской смотрит на такого рода «демпинг» рестораторов. «У меня двоякое отношение к такой тенденции. С одной стороны, лояльность к гостю – это замечательно, – поясняет Екатерина Иванова. – С другой же, помимо очевидной потери прибыли, есть и другой риск, который для меня намного существеннее. За качество своего алкоголя мы всегда отвечаем, и у нас не было прецедентов с отравлениями. А в случае таких перемен подобные последствия очень вероятны. А в случае отравления некачественным спиртным, которое гости сами принесли, претензии могут быть к ресторану».
Средний чек на проведение новогодней ночи в заведении с развлекательной программой сохранился на прежнем уровне – 2,5-3 тысячи рублей на человека. Екатерина Иванова отметила, что цены билетов на новогодние программы сохраняются, несмотря на то, что все артисты гонорары свои подняли в сравнении с прошлым годом.
Если праздник, то в кредит
В этом году количество желающих взять кредит на подарок выросло до 14% с 11% в 2014 году. «Если в прошлом году наши респонденты были под впечатлением от резкого падения стоимости рубля и избегали новых кредитных обязательств, то сейчас постепенно люди начали относиться к этому как к новой экономической реальности, и спрос на кредиты начал медленно восстанавливаться», – прокомментировал Евгений Сидоров.
Выбором №1 по-прежнему являются кредиты наличными. Их популярность выросла до 47% с 41% в прошлом году. POS–кредиты привлекают клиентов своей простотой и доступностью, но спрос на них среди опрошенных несколько сократился. Кредитные карты замыкают тройку популярных кредитов на подарок с долей 32% против 38% год назад. Средняя сумма желаемого кредита на подарки составила в этом году 24 тысячи рублей, что на 13% выше прошлогоднего значения (21 тысяча рублей). Показатель роста, как и в случае со стоимостью подарка, сопоставим с общим уровнем инфляции.
Сколько вы потратите на новогодние подарки?
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com