Малый бизнес, работающий по упрощенной системе налогообложения (УСН), в этом году может начать платить налог на добавленную стоимость (НДС). Правительство РФ поручило Минфину, Минэкономразвития и Федеральной налоговой службе проработать этот вопрос, сообщает «Российская газета». Чиновники полагают, что такая мера позволит малому бизнесу выйти на крупных покупателей, а представители «малышей» указывают на то, что уплата НДС «упрощенцами» должна быть добровольной, иначе УСН для многих станет невыгодной.
Сейчас крупные организации зачастую стараются не связываться с малыми компаниями, работающими по упрощенной системе налогообложения, потому что не могут получить вычет по НДС. Глава комитета по налогам московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов заявил, что «предоставление компаниям, применяющим УСН, возможности уплаты НДС – долгожданное решение». По его словам, такой шаг откроет перед небольшими компаниями новые перспективы и им будет проще заключить крупный контракт.
Сейчас организации, чтобы обойти ограничения крупных компаний, работающих только с плательщиками НДС, вынуждены искать обходные пути. Например, открывать несколько фирм с различными системами налогообложения, чтобы работать с крупными фирмами и при этом экономить. Однако это усложняет работу предпринимателей, требует времени и денег на оформление нового юридического лица, бухгалтерию, дробление бизнеса.
По словам члена президиума правления общероссийской общественной организации «Опора России» Арсена Унаняна, решение об уплате НДС малым бизнесом, работающим по упрощенной системе налогообложения, пойдет на пользу небольшим компаниям, которые хотят развиваться и работать с крупными партнерами.
«Многие компании имеют в своей структуре несколько юридических лиц, которые работают по разным системам налогообложения. Это помогает в рамках закона уменьшать налоговую нагрузку и при этом работать с крупными заказчиками, работающими с НДС, – отметил он. – Однако тут есть свои риски и сложности. Во-первых, дробление бизнеса на несколько юридических лиц может вызвать вопросы у налоговой службы. Во-вторых, часто для получения кредита компании необходимо показать объемы бизнеса, а несколько юрлиц бывает непросто свести в одну группу предприятий». Также, по словам Арсена Унаняна, переход на НДС станет одним из тех шагов, которые позволят «упрощенцам» чаще участвовать в крупных тендерах.
Схожую позицию выражает и финансовый аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин. При этом, по его словам, «нововведение уже в среднесрочной перспективе положительно скажется как на самом малом бизнесе, так и на госфинансах». «Так, по нашим оценкам, до 5–15% малых предприятий в России смогут получить существенную экономию за счет оптимизации своей корпоративной структуры и расходов на фонд оплаты труда (ФОТ), – отмечает он. – Одновременно бюджет пополнится дополнительными платежами по НДС, что сейчас особенно актуально ввиду сокращения нефтегазовых поступлений из-за снижения мировых цен на энергоносители».
Впрочем, некоторые представители малого бизнеса настроены по отношению к новой инициативе гораздо более скептически. По их мнению, выгода от доступа к работе с крупными покупателями для многих не сможет покрыть тех дополнительных расходов, которые понесет бизнес в виде налога на добавленную стоимость. Кроме того, далеко не всем предпринимателям вообще нужен выход на таких покупателей. Увеличение же налоговой нагрузки в трудных экономических условиях ощутимо ударит по бюджетам малых компаний. Пока не совсем ясно, насколько добровольной будет уплата НДС «упрощенцами», и представители бизнеса считают, что обязательной она быть не должна.
«Большинству малых предпринимателей это никакой выгоды не принесет, даже наоборот, – считает руководитель некоммерческого партнерства «Профсоюз» Ирина Плещева. – Если к шести процентам “упрощенки” добавится еще 18% НДС, то такая система налогообложения станет невыгодной для бизнеса, легче будет перейти на обычную систему. Вообще эта инициатива расходится с заявлениями властей о том, что налоговую нагрузку на бизнес увеличивать нельзя».
Об этом же говорит и управляющий партнер юридической фирмы «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева. «Уплата НДС будет являться дополнительным источником расходов для малого бизнеса, – говорит она. – Дополнительная налоговая нагрузка в нынешних финансовых условиях может явиться причиной того, что часть малого бизнеса окажется за гранью рентабельности, что приведет к закрытию. Кроме того, существующая сегодня система учета и отчетности по НДС требует наличия квалифицированного бухгалтера, что опять же повлечет за собой дополнительные расходы на оплату труда. К тому же, отчетность по НДС не только достаточно объемна и сложна, но еще и сдается только по электронным каналам связи. Малый бизнес до сих пор вправе пользоваться традиционными бумажными формами. Сдача отчетности в электронном виде – это также дополнительные расходы».
Впрочем, скорее всего опасаться малому бизнесу нечего, поскольку уплата НДС компаниями, работающими по УСН, станет именно добровольной. Подробности поручения правительства пока неизвестны, однако бизнес-омбудсмен Борис Титов в декабре на заседании межфракционной рабочей группы в Госдуме говорил именно о том, чтобы компании сами решали, платить ли им НДС.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com