Ценники в магазинах будут выглядеть по-новому. Теперь южноуральцы не увидят на них печати и подписи материально ответственного лица, а также даты оформления. А стоимость товара с этого года можно писать на грифельных досках, бумаге, стендах, а также отображать информацию на электронных носителях и световых табло. Кому выгодны послабления и не позволит ли нововведение избежать ответственности недобросовестным продавцам – в нашем материале.
Эксперты неоднозначно оценивают перспективы от вступившей законодательной инициативы. «В прежнем понимании ценник – договор публичной оферты, потому все вопросы цены товара трактовались в пользу покупателя. В случае отсутствия на ценнике печати и подписи должностного лица магазина доказать свою правоту покупателю будет сложнее, возможно, недобросовестные продавцы попытаются обвинить покупателя в том, что ценник фальсифицирован покупателем», – поделился своими опасениями координатор проекта «Народный контроль» Вадим Воробей.
Отсутствие даты оформления ценника и подписи ответственного за контроль лица – серьезные изменения в правилах, и они явно не в пользу потребителя, считает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, с ценниками в магазинах и сетях и так большие проблемы, примерно половина жалоб покупателей как раз на несоответствие реальной и заявленной в ценнике стоимости товара. «Стандартно складывается, что чем доступней цены в магазине, тем ниже вероятность, что претензия потребителя будет удовлетворена. Стоит отметить, что магазины middle-уровня и выше подобным обычно не увлекаются. Получается, что за послабление в условиях для магазинов и продавцов в конечном итоге заплатит, как обычно, самый незащищенный потребитель», – добавила Анна Бодрова.
О случаях обмана потребителя рассказал координатор проекта «Народный контроль» в Центральном районе Челябинска Александр Надеин: «Буквально в том году в ходе проверки трех ярмарок меда, расположенных в Центральном и Советском районах, практически везде информация на ценниках не соответствовала реальной. Продавцы писали, что торгуют медом, а на самом деле это был медовый продукт, произведенный на кондитерском производстве. То же самое и с городом-производителем: заявляли, что мед с пасеки, а при проверке оказалось, что произведен одним из предприятий города Волгограда».
Если оценить принятые поправки с другой стороны, то новые правила оформления ценника – не послабление, а ужесточение требований к продавцу, хотя большинство сетевых магазинов уже давно используют ценник как источник подробной информации для покупателя, считает Вадим Воробей. «Вместе с тем, есть одно недоразумение: продавец иногда таким мелким шрифтом пишет информацию на ценнике, или использует такие непонятные сокращения слов, что прочитать и понять это рядовому покупателю невозможно», – добавил представитель «Народного контроля».
Однако не все эксперты высказали негативные опасения. Директор ООО «Бизнес консалтинг» Алексей Мотылев считает, что данное новшество не скажется негативно на потребителях. «Неправильные цены на ценниках – скорее фактор небрежности, чем обмана. Тем более, что Роспотребнадзор за это штрафует без лишних обсуждений. Если продавцы не будут злоупотреблять техническими возможностями по изменению цен в спорных ситуациях, тогда и жалоб потребителей будет мало. И в таком случае можно говорить о состоявшейся мини-реформе ценников», – прокомментировал юрист. Алексей Мотылев полагает, что речь скорее идет не о вынужденности реформирования, а о возможности поменять законодательство в соответствии с ходом научно-технического прогресса.
Положительной стороной упрощенной системы оформления ценников, по мнению финансового аналитика группы компаний «Финам» Тимура Нигматуллина, является возможность для крупного бизнеса начать внедрение ИТ-систем, позволяющих централизованно изменять цены на товары и проводить различные маркетинговые акции. Это при условии отсутствия подписи материально ответственного лица или печати организации. «При прочих равных это приведет к снижению издержек и росту трафика», – добавил эксперт.
Мнение аналитика разделила адвокат коллегии адвокатов «Филатов и партнеры» Юлия Желавская: «Оформление ценников с использованием грифельных досок, стендов позволит субъектам малого предпринимательства реализовывать свою продукцию с использованием малых форматов торговли, например, на рынках, ярмарках». По мнению представителя коллегии «Филатов и партнеры», данные нововведения выгодны, в первую очередь, предпринимателям, а затем и покупателям, которые получат не только более высокий уровень сервиса, но и возможность участвовать в тех или иных проводимых магазином акциях, видеть размер предоставляемой им скидки.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com