RU74
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Челябинске
Погода-6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -13

7 м/c,

ю-з.

724мм 73%
Подробнее
0 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Бизнес Что ждет рекламу и «плохих» конкурентов?

Что ждет рекламу и «плохих» конкурентов?

Жители Южного Урала стали меньше жаловаться в антимонопольную службу – по сравнению с 2014 годом число обращений сократилось с 5250 до 4393. Об этом на пресс-конференции 2 февраля сообщила руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова. Однако ситуация в отдельных сегментах бизнеса остается весьма напряженной. На что обращают внимание граждане, какие компании оштрафовали на 32 млн рублей, и кто теперь вправе дисквалифицировать органы власти, читайте в материале Chel.ru.

Потребители недовольны ценами и рекламой

2015 год ознаменовался 25-летием антимонопольного регулирования в России. Итоги работы Челябинского УФАС были рассмотрены 2 февраля на пресс-конференции «Итоги государственного контроля соблюдения конкурентного законодательства в 2015 году».

«В первую очередь, сократились обращения по согласованию закупок у единственного поставщика для федеральных заказчиков, – говорит руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова.– Это связано с изменением действующего законодательства. Заявления по обращениям антимонопольного законодательства также сократились за год с 1115 до 933».

Несмотря на это стабильно продолжают поступать обращения по рекламе. Большое количество жалоб рассмотрено в отношении ненадлежащей СМС-рекламы, рекламы, противоречащей нормам этики и морали, а также недостоверным объявлениям. Однако это не привело к увеличению количества возбужденных дел и вынесенных предписаний.

«Поступило много обращений граждан на информацию, которую они ошибочно считают рекламой, – говорит Анна Козлова. – Это всевозможные вывески, информация о товаре на сайте производителя или продавца. Также большое количество жалоб было получено на рекламу, решение вопроса по которой находится в компетенции органов местного самоуправления – размещение самовольно наружной рекламы и вывесок».

Как отмечают эксперты, самовольная реклама на сегодняшний день является серьезной проблемой не только для рекламного бизнеса, но и для всей экономики государства.

«Общее падение рынка рекламы составляет сегодня 35-40%, – сообщил Chel.ru генеральный директор рекламного агентства «Азбука» Эдуард Трифонов. – У людей нет денег, чтобы платить за наружную рекламу, соответственно, они ищут способы рекламироваться как-то иначе. Стоимость наружной рекламы на 90% определена суммой платежей в управление наружной рекламы администрации города Челябинска. За одну конструкцию мы платим порядка 100-120 тысяч рублей ежегодно в городской бюджет. То есть 10 тысяч – это минимальная сумма, которая ежемесячно должна поступать за размещение рекламы на щите. И это не наши деньги, это деньги бюджета города. В результате мы видим, что 50% рекламных конструкций сегодня остаются пустыми, а это означает, что экономики нет. Реклама на заборах составляет нам огромную конкуренцию, но в этом нельзя винить клиентов. Вся «незаконка» выбивает из-под нас деньги, которые не облагаются никакими налогами, это все серые схемы. В результате страдает не только бюджет, но и вся налоговая система нашего государства. И в данном случае речь идет именно о незаконной предпринимательской деятельности».

Не отстает по количеству обращений и продовольственный бизнес. Больше всего жалуются на цены, устанавливаемые на продукты питания, поскольку полномочия УФАС по мониторингу позволяют сегодня видеть недобросовестные шаги на оптовых рынках. Однако, по словам ритейлеров, в ходе многочисленных проверок УФАС, прошедших в 2015 году, никаких нарушений в части необоснованного завышения цен выявлено не было.

«Чтобы проверить оптовика, нужно взять его накладную, когда он получает какой-либо продукт от производителя либо импортера, – говорит коммерческий директор сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Не нам об этом судить. Со своей стороны мы предоставляем в УФАС накладную, где есть цена, обозначенная поставщиком, плюс наша наценка. По этому поводу мы прошли кучу проверок, и никаких нарушений выявлено не было».

Автовладельцы сказали «стоп» ОСАГО

Существенных результатов УФАС удалось добиться в отношении вопроса навязывания ОСАГО страховыми компаниями. Как отметила Анна Козлова, еще в 2014 году количество подобных жалоб просто зашкаливало, однако за 2015 год обращений практически не поступало.

«В 2013-2014 годах особенно много жалоб было на компании, навязывающие потребителям дополнительные услуги при заключении ОСАГО, – говорит Анна Козлова. – Однако антимонопольный орган не мог реагировать на подобные обращения по одной простой причине: компания, навязывающая услугу, не занимает доминирующего положения на этом рынке. В конце ноября 2014 года антимонопольный орган вынес решение и признал действия 18 страховых компаний антиконкурентными согласованными действиями. Оно было обжаловано в Арбитражном суде, однако суд поддержал решение, оставив в силе предписание о прекращении навязывания потребителям всех дополнительных полисов страхования. Предписания было выполнено сразу, и в 2015 году нами было получено не более трех жалоб».

В 2015 году было возбуждено дело об административных правонарушениях в отношении как должностных, так и юридических лиц 18 страховых компаний. В результате на юрлиц были наложены штрафы общей суммой 32 млн рублей, вина должностных лиц оказалась недоказанной.

«КоАП РФ вовсе не умаляет ответственности как юридического, так и должностного лица в совершении одного и то же административного правонарушения, – говорит ведущий юрисконсульт юридической компании «Гаврюшкин и Партнеры» Ануш Арутюнян. – В рамках одного и того же административного правонарушения они могут быть наказаны. В рассматриваемом случае должностные лица какой бы то ни было ответственности не понесли ввиду того, что есть определенные основания для привлечения должностного лица. Вместе с тем решение вопроса относительно причастности или непричастности должностного лица решается в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств дела».

Недобросовестная конкуренция добралась до власти

В УФАС отметили – антимонопольное законодательство сегодня идет по пути либерализации. Прежде всего, это отразится на изменениях, вступивших в силу в связи с расширением института предупреждений, который начал свою работу в 2012 году.

«Подобная практика очень хорошо себя зарекомендовала и в 2015 году, и законодатель посчитал, что ее необходимо расширить, – говорит Анна. – С начала 2016 года выдаются предупреждения по недобросовестной конкуренции. За январь таких нарушений выявлено три. Это компания интернет-провайдера ДОМ.ру, которая совершала навязчивые звонки абонентам конкурентов, пытаясь их переманить, и две управляющие компании».

Однако самое главное нововведение – это полномочия института по выдаче предупреждений органам власти, которые нарушили закон о защите конкуренции.

«Сначала нарушитель получает предупреждение, которое выполняется в течение 10 дней, – говорит Анна Козлова. – Однако если оно не выполняется, то антимонопольный орган возбуждает дело. Кроме того, с этого года произошло и ужесточение административной ответственности. В частности, для органа власти на первый раз будет выписан штраф в размере от 15 до 50 тысяч рублей, на второй раз мы будем добиваться дисквалификации должностного лица через суд».

В прошлом году антимонопольным органом было возбуждено более 100 дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства, более 100 должностных лиц привлечено к административной ответственности.

С начала 2016 года вступили в силу поправки, внесенные «Четвертым антимонопольным пакетом». Данные поправки исключают из полномочий антимонопольных органов рассмотрение обращений граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью.

«Антимонопольным органом теперь рассматриваются обращения граждан-потребителей на действия хозсубъектов, занимающих доминирующее положение, которые нарушают права неопределенного круга потребителей, – добавляет Анна Козлова. – Кроме того, в связи с передачей полномочий по ценовому регулированию естественных монополий и некоторых других сфер экономической деятельности антимонопольному органу граждане могут обращаться по вопросам нарушения установленного действующим законодательством порядка ценообразования на регулируемые виды деятельности, товары и услуги в Центральный аппарат ФАС России».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Рекомендуем
Объявления