Жители Южного Урала стали меньше жаловаться в антимонопольную службу – по сравнению с 2014 годом число обращений сократилось с 5250 до 4393. Об этом на пресс-конференции 2 февраля сообщила руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова. Однако ситуация в отдельных сегментах бизнеса остается весьма напряженной. На что обращают внимание граждане, какие компании оштрафовали на 32 млн рублей, и кто теперь вправе дисквалифицировать органы власти, читайте в материале Chel.ru.
Потребители недовольны ценами и рекламой
2015 год ознаменовался 25-летием антимонопольного регулирования в России. Итоги работы Челябинского УФАС были рассмотрены 2 февраля на пресс-конференции «Итоги государственного контроля соблюдения конкурентного законодательства в 2015 году».
«В первую очередь, сократились обращения по согласованию закупок у единственного поставщика для федеральных заказчиков, – говорит руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова.– Это связано с изменением действующего законодательства. Заявления по обращениям антимонопольного законодательства также сократились за год с 1115 до 933».
Несмотря на это стабильно продолжают поступать обращения по рекламе. Большое количество жалоб рассмотрено в отношении ненадлежащей СМС-рекламы, рекламы, противоречащей нормам этики и морали, а также недостоверным объявлениям. Однако это не привело к увеличению количества возбужденных дел и вынесенных предписаний.
«Поступило много обращений граждан на информацию, которую они ошибочно считают рекламой, – говорит Анна Козлова. – Это всевозможные вывески, информация о товаре на сайте производителя или продавца. Также большое количество жалоб было получено на рекламу, решение вопроса по которой находится в компетенции органов местного самоуправления – размещение самовольно наружной рекламы и вывесок».
Как отмечают эксперты, самовольная реклама на сегодняшний день является серьезной проблемой не только для рекламного бизнеса, но и для всей экономики государства.
«Общее падение рынка рекламы составляет сегодня 35-40%, – сообщил Chel.ru генеральный директор рекламного агентства «Азбука» Эдуард Трифонов. – У людей нет денег, чтобы платить за наружную рекламу, соответственно, они ищут способы рекламироваться как-то иначе. Стоимость наружной рекламы на 90% определена суммой платежей в управление наружной рекламы администрации города Челябинска. За одну конструкцию мы платим порядка 100-120 тысяч рублей ежегодно в городской бюджет. То есть 10 тысяч – это минимальная сумма, которая ежемесячно должна поступать за размещение рекламы на щите. И это не наши деньги, это деньги бюджета города. В результате мы видим, что 50% рекламных конструкций сегодня остаются пустыми, а это означает, что экономики нет. Реклама на заборах составляет нам огромную конкуренцию, но в этом нельзя винить клиентов. Вся «незаконка» выбивает из-под нас деньги, которые не облагаются никакими налогами, это все серые схемы. В результате страдает не только бюджет, но и вся налоговая система нашего государства. И в данном случае речь идет именно о незаконной предпринимательской деятельности».
Не отстает по количеству обращений и продовольственный бизнес. Больше всего жалуются на цены, устанавливаемые на продукты питания, поскольку полномочия УФАС по мониторингу позволяют сегодня видеть недобросовестные шаги на оптовых рынках. Однако, по словам ритейлеров, в ходе многочисленных проверок УФАС, прошедших в 2015 году, никаких нарушений в части необоснованного завышения цен выявлено не было.
«Чтобы проверить оптовика, нужно взять его накладную, когда он получает какой-либо продукт от производителя либо импортера, – говорит коммерческий директор сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Не нам об этом судить. Со своей стороны мы предоставляем в УФАС накладную, где есть цена, обозначенная поставщиком, плюс наша наценка. По этому поводу мы прошли кучу проверок, и никаких нарушений выявлено не было».
Автовладельцы сказали «стоп» ОСАГО
Существенных результатов УФАС удалось добиться в отношении вопроса навязывания ОСАГО страховыми компаниями. Как отметила Анна Козлова, еще в 2014 году количество подобных жалоб просто зашкаливало, однако за 2015 год обращений практически не поступало.
«В 2013-2014 годах особенно много жалоб было на компании, навязывающие потребителям дополнительные услуги при заключении ОСАГО, – говорит Анна Козлова. – Однако антимонопольный орган не мог реагировать на подобные обращения по одной простой причине: компания, навязывающая услугу, не занимает доминирующего положения на этом рынке. В конце ноября 2014 года антимонопольный орган вынес решение и признал действия 18 страховых компаний антиконкурентными согласованными действиями. Оно было обжаловано в Арбитражном суде, однако суд поддержал решение, оставив в силе предписание о прекращении навязывания потребителям всех дополнительных полисов страхования. Предписания было выполнено сразу, и в 2015 году нами было получено не более трех жалоб».
В 2015 году было возбуждено дело об административных правонарушениях в отношении как должностных, так и юридических лиц 18 страховых компаний. В результате на юрлиц были наложены штрафы общей суммой 32 млн рублей, вина должностных лиц оказалась недоказанной.
«КоАП РФ вовсе не умаляет ответственности как юридического, так и должностного лица в совершении одного и то же административного правонарушения, – говорит ведущий юрисконсульт юридической компании «Гаврюшкин и Партнеры» Ануш Арутюнян. – В рамках одного и того же административного правонарушения они могут быть наказаны. В рассматриваемом случае должностные лица какой бы то ни было ответственности не понесли ввиду того, что есть определенные основания для привлечения должностного лица. Вместе с тем решение вопроса относительно причастности или непричастности должностного лица решается в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств дела».
Недобросовестная конкуренция добралась до власти
В УФАС отметили – антимонопольное законодательство сегодня идет по пути либерализации. Прежде всего, это отразится на изменениях, вступивших в силу в связи с расширением института предупреждений, который начал свою работу в 2012 году.
«Подобная практика очень хорошо себя зарекомендовала и в 2015 году, и законодатель посчитал, что ее необходимо расширить, – говорит Анна. – С начала 2016 года выдаются предупреждения по недобросовестной конкуренции. За январь таких нарушений выявлено три. Это компания интернет-провайдера ДОМ.ру, которая совершала навязчивые звонки абонентам конкурентов, пытаясь их переманить, и две управляющие компании».
Однако самое главное нововведение – это полномочия института по выдаче предупреждений органам власти, которые нарушили закон о защите конкуренции.
«Сначала нарушитель получает предупреждение, которое выполняется в течение 10 дней, – говорит Анна Козлова. – Однако если оно не выполняется, то антимонопольный орган возбуждает дело. Кроме того, с этого года произошло и ужесточение административной ответственности. В частности, для органа власти на первый раз будет выписан штраф в размере от 15 до 50 тысяч рублей, на второй раз мы будем добиваться дисквалификации должностного лица через суд».
В прошлом году антимонопольным органом было возбуждено более 100 дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства, более 100 должностных лиц привлечено к административной ответственности.
С начала 2016 года вступили в силу поправки, внесенные «Четвертым антимонопольным пакетом». Данные поправки исключают из полномочий антимонопольных органов рассмотрение обращений граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью.
«Антимонопольным органом теперь рассматриваются обращения граждан-потребителей на действия хозсубъектов, занимающих доминирующее положение, которые нарушают права неопределенного круга потребителей, – добавляет Анна Козлова. – Кроме того, в связи с передачей полномочий по ценовому регулированию естественных монополий и некоторых других сфер экономической деятельности антимонопольному органу граждане могут обращаться по вопросам нарушения установленного действующим законодательством порядка ценообразования на регулируемые виды деятельности, товары и услуги в Центральный аппарат ФАС России».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com