В Челябинске пройдет тотальная проверка конструкций для наружной рекламы. Поводом стало происшествие в Ленинском районе Челябинска, где в воскресенье рухнул щит, чудом не причинив вреда пешеходам и припаркованным рядом автомобилям. Что послужило причиной падения билборда, на каком основании он установлен в этом месте, каким образом расположение рекламных конструкций влияет на безопасность горожан и как ситуацию оценивают эксперты отрасли – в тексте на Chel.ru.
28 февраля ориентировочно в 14:30 на улице Дзержинского, 128 (на пересечении улиц Дзержинского и Барбюса) упал билборд 6х3, принадлежащий ГК «Элефант». Никто не пострадал. Как сообщил Chelyabinsk.ru, от более тяжелых последствий в результате обрушения рекламной конструкции людей спасло дерево, растущее у дома. Лишь по счастливой случайности щит остался под уклоном и не упал на тротуар.
Прибывшие на место происшествия работники подрядной организации предположили, что столб билборда подмыло водами расположенного в этом месте подземного коллектора. Конструкцию фактически вырвало вместе с бетонным основанием, на котором она стояла, а под ней образовалась внушительная яма, заглянув в которую, можно увидеть подземные коммуникации и стремительный поток воды.
Последствия падения билборда – в видео пользователей и корреспондентов 74.ru:
К виновным лицам будут применены меры прокурорского реагирования, заявил прокурор Ленинского района Алексей Фоминых.
«Прокуратурой Ленинского района начата проверка на предмет соблюдения законодательства как фирмой, установившей билборд в данном месте, так и коммунальными организациями, – рассказал Алексей Фоминых. – Устанавливаются причины, которые привели к инциденту. Виновные лица будут привлечены к ответственности».
Разобраться в ситуации намерены и городские власти. «Есть повод проверить такие же другие мощные конструкции на предмет их правильной установки, – заявил глава Челябинска Евгений Тефтелев. – По инциденту в Ленинском районе проводится обследование, причина ясна – сильный поток подземных вод. Будем разбираться».
Утром в понедельник, 29 февраля, конструкция была демонтирована. «Совместными усилиями с инженерами МУП "ПОВВ" мы устранили повреждения, – сообщил начальник отдела согласования ГК «Элефант» (владельца рекламной конструкции) Максим Панасик. – Извлекли и разобрали щит. В данный момент место, где произошел инцидент, ограждено и подсвечено. Все требуемые в таких случаях формальности и процедуры соблюдены. Соответствующие службы поставлены в известность. Мы продолжаем принимать меры по восстановлению данного участка».
То, что рекламный щит был установлен над коллектором, – абсолютно нормально, это допускается нормами законодательства, а обрушиться с учетом состояния городского коммунального хозяйства, по сути, мог любой щит города, указал директор ГК «Элефант» Михаил Смирнов.
«В стране в такие коллекторы проваливаются люди, сотни автомобилей. Состояние коммуникационных сетей в городе на сегодня катастрофическое, но у нас, насколько я понимаю, самые главные события в городе сейчас связаны именно с рекламой, – иронизирует Михаил Смирнов. – Штатный случай с падением щита превращен в сумасшедшее городское событие. А то, что коллектор диаметром 700 пришел в негодность, и часть Ленинского района осталась без канализации, что годами эти коллекторы не обследуются, что нередко они не соответствуют никаким нормам, на их ремонт не выделяются деньги – не такая интересная новость в отличие от рекламных щитов, на которые есть паспорта и которые соответствуют ГОСТам и всевозможным расчётам».
Упавший щит, по словам господина Смирнова, был изготовлен только 4,5 года назад, последнее его обследование прошло накануне, в субботу утром, буквально за сутки до падения.
«С точки зрения инженерного сопровождения любой рекламный щит по сравнению с городским хозяйством зажат в более жесткие рамки, – уверен Михаил Смирнов. – Существует объезд конструкций – есть целые бригады, которые за этим следят, работает отдел, который занимается техническими документами, паспортами, согласованием конструкций со всевозможными службами и так далее. Мало того, проводится куча проверок на соответствие закону, в том числе и заинтересованными организациями – ГАИ и так далее. В итоге около 90% щитов, законно расположенных в Челябинске, на сегодня находятся в очень хорошем техническом состоянии».
Вставку на этой канализации делали полтора года назад, причем ремонт был именно на стыке, расположенном под этим рекламным щитом, дополнил Смирнов.
Эксперты Chel.ru считают, что необходимо проверить все рекламные конструкции города, причем не только на безопасность, но и на законность.
«Не исключено, что сейчас начнутся всевозможные проверки безопасности рекламных конструкций в городе, – считает председатель Челябинской ассоциации наружной рекламы и информации (ЧОАНРИ) Александр Юдин. – До недавнего времени не видел в этом смысла – считал, что проверять нужно не безопасность, а именно законность установки всех конструкций: с 1 марта в силу вступает закон, согласно которому соблюдение ГОСТа о наружной рекламе станет обязательным. И если бы не было принято решение, смягчающее этот закон, то с первого дня весны в Челябинске не менее 70, а то и все 90 процентов наружной рекламы вышли бы за рамки законности».
Это и все перетяжки между столбами ГЭТ, и множество щитов, которые не внесены в схему размещения рекламы в Челябинске, и все конструкции под линиями электропередач, перечислил Юдин.
«Плюс к этому нужно добавить 148 щитов, которые необходимо убрать по предписанию ГИБДД, выданному в этом году, а также конструкции, нарушающие одно из "замечательных" требований Федерального закона с формулировкой "портят архитектурный облик города", – продолжает Александр Юдин. – И, несмотря на то, что принято решение, что ГОСТ будет смягчен, и до 2020 года его не будут применять к щитам, установленным до 1 января 2016 года, считаю, что тщательная проверка рынка наружной рекламы просто необходима».
Как сообщал Chel.ru ранее, премьер РФ Дмитрий Медведев утвердил перечень обязательных с марта 2016 года национальных стандартов, обеспечивающих соблюдение техрегламента о безопасности зданий и сооружений. Постановление опубликовано на сайте правительства. Среди таких стандартов – ГОСТ «Наружная реклама на автодорогах и территориях городских и сельских поселений». Этот ГОСТ запрещает размещать наружную рекламу на расстоянии менее пяти метров от края автодороги, на одной опоре с дорожными знаками и светофорами, а также ближе 100 метров от них.
Участники рекламного рынка отмечают, что рекламные конструкции держатся на своих местах весьма прочно, а падают редко и аккуратно.
«Падение нашего щита – не первый случай обрушения рекламных конструкций в городе, – отметил Михаил Смирнов. – Знаю, что и со стен домов срывало баннеры, когда-то падали столбы перетяжек для уличной рекламы. Однако я не помню за ближайшие 12 лет, чтобы были какие-то серьезные последствия от падения рекламных конструкций. История в Ленинском районе, конечно, очень неприятная. При необходимости мы готовы были бы возместить весь ущерб».
Кстати, застрахован этот щит не был. Во избежание дальнейших неприятностей «Элефант» занялся проверкой всех остальных своих конструкций.
«Активно занимаюсь рекламой с 1997 года, точно знаю, что рекламные щиты у нас в городе не падают, но безопасности граждан периодически всё же угрожают, – продолжает Александр Юдин. – К примеру, в нарушение всех требований над каждым переходом висят рекламные конструкции, которых по закону быть там просто не должно. И это явно небезопасно. Складывается ощущение, что в городе ждут, пока какая-то из этих конструкций обрушится, кто-то пострадает, чтобы начать всевозможные проверки. А вообще в Челябинске за 10 лет на моей памяти второй или третий подобный случай, в Магнитогорске – их могу насчитать с десяток».
Журналисты 74.ru припомнили случай, когда от обрушения рекламного щита пострадали люди. Это было в июне 2011 года, на пересечении проспекта Ленина и улицы Цвиллинга – части билборда упали прямо в пешеходный переход. В частности, с рекламного щита со сменяющимися картинами обвалились вращающиеся пластины. Конструкция задела двух прохожих, пострадавших доставили в ГКБ №3. Как это было, смотрите в сюжете телеканала 74.ru:
Упавший рекламный щит установлен на законных основаниях, сообщила Chel.ru замначальника управления наружной рекламы и информации администрации Челябинска, начальник отдела оформления документов и контроля Юлия Силантьева.
«Решение о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Челябинска принимается по согласованию с уполномоченными органами, – уточнила Юлия Силантьева. – В частности, это Главное управление архитектуры и градостроительства администрации Челябинска, осуществляющее согласование возможности установки рекламной конструкции в части соответствия внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города, а также управление благоустройства администрации Челябинска, которое осуществляет проверку проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента. Возможность установки и эксплуатации щитовой конструкции ООО "Элефант-Проспект" по адресу: Челябинск, улица Дзержинского, 128 с уполномоченными органами согласована».
Порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории Челябинска регламентирован «Положением о порядке распространения наружной рекламы и информации в городе Челябинске», утвержденным решением Челябинской городской Думы от 10.12.2013 года №46/27.
Согласно пункту 32 Положения, рекламораспространитель осуществляет эксплуатацию принадлежащих ему рекламных конструкций, поддерживает их в исправном состоянии с соблюдением норм технической безопасности, дополнила представитель управления.
«Рекламораспространитель также несет ответственность за любые нарушения правил безопасности, а также за неисправности и аварийные ситуации, возникшие в результате установки и эксплуатации рекламной конструкции», – указала Юлия Силантьева.
Согласно опросу на сайте 74.ru, 80,2% пользователей выступили против установки рекламных конструкций у тротуаров и жилых домов, так как это вопрос безопасности. 8% считают бессмысленным такой запрет, указывая на поступление в бюджет дополнительных средств; 8,4% не волнует эта проблема; 3,4% затруднились ответить. В исследовании с 29 февраля приняло участие 237 респондентов.
Фото: Фото Михаила Штаюры, видео пользователя 74.ru и Михаила Штаюры