Группа компаний «ВнешЭкономАудит» при поддержке 74.ru в рамках проекта «Практикум предпринимателя» продолжает публиковать обзор законодательных новелл, вступивших в силу в 2016 году. Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению консультационного центра «ВнешЭкономАудит» Елена Цырульник представляет вниманию читателей три наиболее важных для предпринимателей изменения в налоговом и бухгалтерском учёте и трудовом законодательстве, которые начали действовать с начала 2016 года.
Событие: Минфин России разрешил предпринимателям на ЕНВД уменьшать налог на страховые взносы «за себя», уплаченные до момента предоставления налоговой декларации
Документ: письмо Минфина России от 26.01.2016 №03-11-09/2852.
Минфин России рассмотрел вопрос об уменьшении суммы налога на страховые взносы, уплачиваемые предпринимателями, не являющимися работодателями и применяющими систему налогообложения в виде ЕНВД.
Напомним, что такие лица могут уменьшать налог без ограничения (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ).
Так, за 2015 год индивидуальные предприниматели должны были заплатить (в срок – не позднее 31 декабря 2015 года):
обязательную сумму взносов в ПФР в размере 18 610,8 руб. (5 965 руб. × 26% × 12);
взносы в ФОМС в сумме 3 650,58 руб. (5 965 руб. × 5,1% × 12).
Помимо фиксированных страховых взносов, исчисляемых исходя из МРОТ, предприниматели перечисляют дополнительные взносы в Пенсионный фонд в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб. Но не более суммы взносов, исчисленных с восьмикратного размера МРОТ. Срок уплаты указанной суммы – не позднее 1 апреля 2016 года.
Таким образом, если ИП произведет оплату указанной суммы 1 апреля, то платеж придется уже на второй квартал 2016 года.
В комментируемом письме специалисты главного финансового ведомства пришли к выводу о том, что указанный платеж может уменьшать сумму ЕНВД за первый квартал, если уплачен до момента предоставления налоговой декларации, то есть до 25 апреля.
Отметим, что ранее в Минфине заявляли, что предприниматель на ЕНВД уменьшает налог на фиксированные платежи во внебюджетные фонды, фактически уплаченные в налоговом периоде (письмо от 26.05.2014 №03-11-11/24975).
Теперь же, приняв во внимание сложившуюся арбитражную практику (Определение Верховного суда от 16.02.2015 №307-КГ14-6614), указали на то, что положения пункта 2.1 статьи 346.32 НК РФ не устанавливают период уменьшения суммы налога на уплаченные страховые взносы.
Событие: с 2016 года введен запрет на заемный труд
Документ: Трудовой кодекс РФ.
Федеральным законом от 05.05.2014 №116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены важные изменения в ТК РФ и в Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Данные изменения относятся к так называемому аутстаффингу (заёмному труду) и вступили в силу 1 января 2016 года.
С 1 января 2016 года в РФ запрещён заёмный труд. При этом под заёмным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника (ч. 2, 3 ст. 56.1 ТК РФ).
До введения запрета на заёмный труд сторонние физические и юридические лица использовали труд работников исполнителя. Фактически заёмный труд представляет собой передачу исполнителем труда своих работников заказчику, то есть они оформлены у исполнителя, а работу выполняют на территории заказчика под его руководством и контролем. Все обязанности перед работником несет исполнитель, а заказчик оплачивает ему вознаграждение за предоставленные услуги.
С 1 января 2016 года применение заёмного труда незаконно и может повлечь, в том числе привлечение к ответственности по ч. 1, 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Вместе с тем ТК РФ вместо заёмного труда предлагает осуществлять деятельность по предоставлению персонала на основании договора о предоставлении труда работников (персонала) (далее – договор о предоставлении персонала). Особенности отношений по предоставлению труда персонала установлены в новой главе 53.1 «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)» ТК РФ.
Предметом договора о предоставлении персонала является направление исполнителем заказчику своих работников с их согласия для временной работы в его интересах, под его контролем и управлением. Заказчик, в свою очередь, обязан оплатить эту услугу и использовать труд таких работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными их трудовыми договорами с исполнителем. Такой вывод следует из п. 2 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения», п. 1 ст. 779 ГК РФ.
Информацию о трудовых функциях в интересах заказчика целесообразно запросить у исполнителя. Порядок предоставления заказчику таких сведений может быть указан непосредственно в договоре.
В трудовой договор включается следующее условие: работник выполняет по распоряжению работодателя трудовые функции, определенные трудовым договором, в интересах, под управлением и контролем другого физического или юридического лица, с которым у работника нет трудовых отношений.
Также обязательно в договор о предоставлении персонала включается условие о том, что принимающая сторона (заказчик) обязана соблюдать установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Если исполнителем выступает частное агентство занятости, то оно обязано контролировать, соблюдает ли заказчик нормы трудового права и использует ли труд направленных работников в соответствии с их трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами.
Компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются на основании информации о характеристике условий труда на рабочем месте, на котором работник будет трудиться у принимающей стороны. Компенсации, как и условие об оплате труда, можно указать в дополнительном соглашении к трудовому договору и определить временный характер этих условий.
С 01.01.2016 года предоставлять труд своих работников третьим лицам вправе:
частные агентства занятости, не применяющие специальные налоговые режимы, аккредитованные с учетом требований п. 6 ст. 18.1 Закона о занятости и согласно правилам аккредитации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 №1165;
другие юридические лица, в том числе иностранные, и их аффилированные лица (кроме физических лиц), направляющие своих работников с их согласия временно к заказчикам – юридическим лицам. Условия и порядок предоставления работников в этом случае устанавливаются специальным федеральным законом. На сегодняшний день такой закон не принят.
То есть фактически в настоящее время заключать договоры о предоставлении персонала имеют право только аккредитованные в специальном порядке агентства занятости.
Проект «Практикум предпринимателя» направлен на консультационную поддержку предпринимательской среды по вопросам правовой и финансовой деятельности. Первым этапом реализации проекта станет цикл экспертных статей с кратким анализом важных изменений законодательства, наиболее интересных решений арбитражной практики, которые позволят предпринимателям избежать множества ошибок, верно и безопасно выстроить свою работу.
Событие: Минфин России опубликовал перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год
Документ: Информационное сообщение Минфина России от 20.01.2016 №ИС-аудит-1.
На официальном сайте Минфина России можно ознакомиться с перечнем случаев, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 год подлежит обязательному аудиту.
Основания для проведения обязательного аудита сведены в таблицу и сгруппированы по определенным признакам, в частности:
по организационно-правовой форме юридического лица (АО определенного вида, фонды, госкомпании или госкорпорации);
по виду деятельности (кредитные или страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т. д.);
по субъектам, которые имеют определенные финансовые показатели (например, организации у которых за год, предшествующий отчетному, выручка свыше 400 млн руб. либо валюта баланса более 60 млн руб.).
Для каждого случая проведения обязательного аудита указаны: законодательная норма, которой установлена обязанность компании провести аудит, вид отчетности, подлежащей аудиту, и субъект, который вправе провести аудит.
Согласно информации Минфина России по сравнению с 2014 годом:
увеличилось количество оснований обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности;
включены новые случаи обязательного аудита отчетности. Теперь обязательному аудиту подлежит отчетность государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», единого института развития в жилищной сфере, саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, а также единого общероссийского объединения страховщиков;
сократилось число случаев обязательного аудита отчетности, который могут проводить индивидуальные аудиторы (в частности, в связи с изменениями, внесенными в 2015 году в Федеральный закон «Об акционерных обществах»).
Минфин России отмечает и изменения в правилах проведения обязательного аудита, которые должны учитываться при составлении отчетности за 2016 год. Так, обязательному аудиту будет подлежать годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за этот год политических партий, их региональных и иных зарегистрированных структурных подразделений.
Кроме того, у микрофинансовых компаний появится обязанность предоставлять в Банк России аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Отметим, что в настоящее время в третьем чтении рассматривается проект изменений в КоАП РФ, которые предполагает увеличение штрафов за непредоставление в Росстат бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения.
Согласно законопроекту за непредоставление или несвоевременное предоставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики, а также за подачу сведений в неполном составе и другие нарушения порядка их предоставления юридическому лицу грозит штраф в размере от 10 до 30 тыс. руб.
За непредоставление или несвоевременное предоставление в Росстат экземпляра аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, или иным образом нарушит порядок подачи заключения, штраф для компании может составить от 100 до 200 тыс. рублей.
Действующая редакция КоАП РФ предусматривает размер штрафа за непредоставление в органы статистики обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения для юридических лиц составляет от 3 до 5 тыс. рублей.
Напомним, что в органы статистики аудиторского заключение предоставляется одновременно с отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
«Если у вас возникли вопросы по бухгалтерскому учету и налогообложению, или вы хотите передать функции бухгалтерии на аутсорсинг, обращайтесь за профессиональной помощью к экспертам ГК "ВнешЭкономАудит"», – приглашают специалисты компании.
Фото: Фото предоставлено ГК "ВнешЭкономАудит"