В конце марта в Челябинске закроется единственный гипермаркет «Карусель», расположенный в торгово-выставочном центре «Калибр». Почему компания X5 Retail Group, развивающая магазины под этим брендом, решила свернуть проект в Челябинске, кто займет освобождающуюся площадку и мнения экспертов – в тексте на Chel.ru.
Через две с лишним недели ТВЦ «Калибр» лишится очередного продуктового якоря – гипермаркет «Карусель» распродает товары и прощается с Челябинском. Компания X5 Retail Group, похоже, окончательно разочаровалась в необходимости развивать эту сеть в столице Южного Урала.
Напомним, «Карусель» появилась в Челябинске в 2012 году. Как рассказывал Chel.ru, тогда «Карусель» разом заменила гипермаркеты оптово-розничной торговли «Пятерочка Макси», расположенные в комплексах «КС» и «Калибр». Впервые же информация об экспансии сети на Южный Урал была озвучена еще летом 2007 года: на пересечении Свердловского тракта и улицы Черкасской стартовало строительство гипермаркета площадью более 16 тысяч квадратных метров, но планы по открытию «Карусели» в том месте нарушил кризис.
В начале 2014 года «Карусель» в торговом комплексе «КС» была закрыта. Официальной причиной называлась недостаточная рентабельность проекта, по слухам, гипермаркет ликвидировали из-за предстоящей продажи ТК «КС».
Спустя несколько месяцев, в мае 2014-го, гипермаркет «Карусель» в ТК «Калибр» несколько дней встречал покупателей... закрытым от потолка до пола «железным занавесом». С учетом дубля закрытия «Пятерочек Макси» вывод о полной ликвидации «Карусели» в Челябинске напрашивался сам собой, но в реальности Х5 решилась на этот шаг только сейчас.
«Да, действительно, гипермаркет “Карусель” по данному адресу закрывается», – подтвердили Chel.ru в отделе по связям с общественностью X5 Retail Group. Однако комментировать причины ликвидации проекта в компании отказались.
Респонденты Chel.ru причиной закрытия «Карусели» называют низкую посещаемость торгового комплекса и отсутствие его четкой концепции.
«Подобные площадки в городе ищут многие компании, но до результата дело не доходит, – комментирует директор по развитию риелторской компании ООО «Служба недвижимости» Денис Стукалов. – Насколько заманчива для арендаторов именно эта площадка? Если бы ее полностью забрать и провести реконцепцию – то, пожалуй, она стала бы весьма интересна. Но, как мы видим, в последнее время в гипермаркете, да и во всем «Калибре», была очень низкая посещаемость. Думаю, поэтому и было принято решение о его закрытии».
Схожее мнение высказал и сотрудник челябинского филиала курганской компании «Маркетинг в ритейле» (экс-директор по маркетингу торговой сети «Молния-Spar») Юрий Блохин: «ТК «Калибр» – это малоинтересная площадка, так как в комплексе нет четкой концепции, непонятно, зачем туда ехать? Там есть ряд операторов, связанных с ремонтом и облагораживанием жилья, но такие арендаторы есть в каждом районе города, и специально туда ехать смысла нет».
Плюс к этому «Карусель» промахнулась с ценовым позиционированием и не дотянула по ассортименту, указал эксперт.
«Люди, которые живут в том районе, по большей части, с достатком выше среднего, – пояснил Юрий Блохин. – А ценовое позиционирование у “Карусели” ниже среднего уровня, поэтому жители ближайших микрорайонов туда не ходят. То есть ближняя торговая зона магазина не используется. Плюс к этому, “Карусель” нельзя назвать дискаунтером. Это гипермаркет, но его ассортимент относительно гипермаркетов-конкурентов – Spar, “Лента”, “Ашан” – гораздо ниже. “Карусель” не выдержала ассортиментной конкуренции».
И все же основная проблема – место, уверены респонденты. «Вроде бы торговый комплекс находится на довольно-таки проездных путях, но он не пользуется спросом у потребителей, – отмечает Юрий Блохин. – К тому же не было понимания, что “Карусель” находится именно там – ни заметных вывесок, ни четкого определения, слабая видимость с транспортных потоков... Поэтому “Карусель” и уходит – если бы там было все хорошо с покупателями, вряд ли гипермаркет покинул бы площадку».
Цены в гипермаркете были настолько привлекательными, что это отметили даже специалисты проекта «Народный контроль».
«Известие о закрытии гипермаркета “Карусель”, который радовал покупателей более низкими ценами, стало печальным событием, – заявил координатор проекта «Народный контроль» по Челябинской области Вадим Воробей. – В связи с закрытием гипермаркета “Карусель” в дальнейшем для участия в мониторинг цен на продукты питания первой необходимости будет включен супермаркет “Перекресток”».
Стоит отметить, что сеть супермаркетов «Перекресток» в ближайшее время пополнится еще одним магазином. В середине февраля наш сайт сообщал, что площадку фреш-маркета «Алое поле» в одноименном торговом комплексе после ухода предыдущего оператора займет именно гипермаркет «Перекресток» федеральной компании Х5 Retail Group.
Торговый комплекс «Калибр» требует реконцепции, считают респонденты Chel.ru.
«Местоположение комплекса удачно подходит для строительства жилья повышенной комфортности, – считает Денис Стукалов. – В Москве подобные площадки перестраивают в лофты. Да, вероятно, там можно развить и торговлю, но тогда нужна более-менее специализированная концепция».
В Челябинске уже есть опыт открытия специализированных магазинов, ориентированных на садоводов и на активный отдых – хорошо сработало, указал собеседник. «Но у нас еще нет специализированного автомобильного магазина, нацеленного на автолюбителей – на одной площадке нужно объединить тюнинг автомобиля, содержание его в чистоте, запасные части, аксессуары, мелкосрочный ремонт и срочный сервис для автомобиля».
Можно на этом участке разместить что-то из развлекательного или спортивного формата, спортивно-рекреационную зону, считает представитель «Службы недвижимости». «Здесь можно было бы устроить какой-то картингдром, автодром на электрокарах, дополнить всевозможными спортивными площадками... – рассуждает Денис Стукалов. – Вариаций для концепции достаточно много, но самая привлекательная из них – строительство жилья».
Кто же станет следующим арендатором площадки в ТК «Калибр»? Это пока не известно. В городе ходят слухи, что там откроется гипермаркет «Лента». Подтвердить или опровергнуть эту версию на момент написания материала Chel.ru не удалось. Но может оказаться, что слух родился не на пустом месте: сеть продовольственных супермаркетов и гипермаркетов «Лента» активно увеличивает своё присутствие на Южном Урале. Выйдя на местный рынок в феврале 2015 года, спустя полгода «Лента» приобрела у группы компаний «О’кей» недостроенные объекты и земельные участки в Челябинске, в том числе и в ТРЦ «Алмаз», где гипермаркет уже работает.
«Мы видим большой потенциал развития как в Челябинске, так и в Уральском регионе в целом, – отметили в пресс-службе компании «Лента». – На сегодняшний день компания “Лента” оперирует тремя гипермаркетами в Челябинске, всего в Уральском регионе работает 14 гипермаркетов в семи городах. Мы заинтересованы в укреплении своих нынешних позиций на рынке, а также в открытии новых магазинов в тех городах, в которых в настоящий момент не присутствуем, включая города с населением более 100 тысяч жителей».
Однако респонденты сайта считают, что, вероятнее всего, площадка в ближайшее время будет пустовать.
«Spar и “Молнии” вряд ли заинтересуются освобождающейся площадью, потому что торговых площадей в центре города с хорошим трафиком у них достаточно и необходимости открывать дополнительные точки просто нет, – рассуждает Юрий Блохин. – Что касается “Ленты”, то гипермаркеты под этой вывеской открылись не очень удачно и на улице Блюхера, где нет достаточного объема покупателей, и в “Алмазе”, где, знаю, недостаточный трафик покупателей для хорошего результата. Могу добавить, что и сам ТРК “Алмаз” ожидал гораздо большего от присутствия на своих площадях “Ленты”. Думаю, “Лента” не будет претендовать на место “Карусели”.
Для компании “О’кей” Челябинск не является регионом, в котором планируется развитие – тоже мимо, – напомнил собеседник. – “Магнит семейный” – может быть. Они, как правило, занимают площадки, которые освобождает “Карусель”, например, в ТК “КС”, – продолжает Юрий Блохин. – Но люди, которые живут в районе “Калибра” – не покупатели “Магнита”, у них более высокий достаток. Поэтому думаю, что площадка будет пустовать какое-то время, а если кто-то и зайдет туда из неместных компаний, то их успех будет зависеть от того, насколько магазин будет отличаться от конкурентов».
Фото: Фото Татьяны Тихоновой