Созданный в Челябинской области фонд развития промышленности поможет малым и средним предприятиям, ориентирующимся на экспорт. Об этом заявил министр экономического развития региона Сергей Смольников. По его словам, такой подход позволит повысить конкурентоспособность южноуральских производителей, вывести их на новый уровень.
Как отметил министр, в отличие от своего федерального аналога, средства из которого, как правило, получают крупные предприятия, региональный фонд развития промышленности направлен на средний и малый сегменты. При этом Челябинская область выступила пионером введения такого инструмента поддержки бизнеса. «В прошлом году эту инициативу мы представили главе Минпромторга РФ Денису Мантурову, на федеральном уровне идея получила одобрение, в итоге решили создать аналогичные фонды еще в нескольких регионах», – рассказал Сергей Смольников.
Основным направлением работы фонда станет финансовая поддержка производителей. В частности, фонд будет выдавать предприятиям кредиты на льготных условиях – под 8,75%. «Деньги из фонда получат малые и средние предприятия, поставляющие свою продукцию на экспорт, – сообщил Сергей Смольников. – Таким образом мы даем импульс к повышению конкурентоспособности и развитию наукоемких производств».
Из регионального бюджета фонд получил на 2016 год 143 миллиона рублей. Смольников отметил, что федеральные власти пообещали добавить к каждому выделенному рублю еще один рубль. «Сейчас мы только обкатываем эту форму поддержки, в дальнейшем рассчитываем, что доля федеральных средств будет больше, чем один к одному», – отметил министр.
Помимо выдачи льготных кредитов, фонд будет отвечать за консультирование бизнеса, осуществлять помощь в подготовке документов, заниматься сопровождением инвестиционных проектов. Министр отметил, что большая часть владельцев и руководителей предприятий не имеет достаточно широкого представления о том, какую поддержку их бизнес может получить от государства.
Помимо фонда развития промышленности, Минэкономразвития делает ставку также на поддержку кластеров. Для этой цели при министерстве недавно было создано новое подразделение – Центр кластерного развития. Он будет курировать вопросы развития и поддержки уже существующих отраслевых объединений (краностроительного, машиностроительного, кластера ядерной медицины, туристического) и прорабатывать вопросы создания новых.
Еще одним эффективным инструментом развития промышленности в области, по словам Смольникова, станет появление территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в моногородах. «В Челябинской области 16 моногородов, из них шесть – в первой группе, – говорит министр. – Когда в этих городах будут созданы ТОСЭР, их резиденты получат удобные условия налогообложения, компенсацию затрат на инфраструктуру и другие преференции. Это создаст стимул для развития экономики этих городов, чтобы они меньше зависели от градообразующих предприятий».
В целом Минэкономразвития области ставит перед собой амбициозную задачу – вывести регион в первую десятку субъектов РФ по привлекательности инвестиционного климата. Это может быть непростой задачей, учитывая, что по итогам 2015 года в рейтинге по этому показателю Челябинская область заняла лишь 28 место.
Сегодня экономические показатели в промышленности продолжают падать. По данным министерства, индекс промышленного производства в регионе в 2015 году снизился на 2% (в среднем по России – на 3,4%) по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. А за первые два месяца 2016 года этот же показатель упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,6%. В областном машиностроении по итогам минувшего года падение составило 13,7% (в целом по России – 8,5%), в металлургии – 5% против 6,5% в среднем по России. В числе основных причин чиновники называют внешнеполитические и макроэкономические факторы, заморозку инвестпроектов в нефтегазовой и строительной отраслях, предприятия которых являются ключевыми заказчиками для металлургов и машиностроителей. Металлургия ощутила на себе также резкое снижение биржевых цен на цветные металлы и введение антидемпинговых пошлин на российскую сталь Европой и Турцией.
Ранее на заседании комитета ЗСО по промышленной политике и транспорту теперь уже бывший заместитель министра экономического развития области Павел Рыжий заявил, что, судя по динамике в основных отраслях, южноуральской промышленности точно не светит выход из кризиса в этом году и скорее всего негативные тенденции сохранятся в следующем.
По мнению руководителя комитета по промышленной политике «Опоры России» Дениса Константинова, у предприятий сегодня немало текущих проблем, от решения которых зависят перспективы развития региона. Он отметил, что эти вопросы надо обсуждать непосредственно с бизнесом. «У нас нет времени на пробы и ошибки, надо заниматься проблемами конкретных предприятий, – говорит Константинов. – Трудности связаны не только с отсутствием заказов и рынков сбыта, есть и другие. Например, существует проблема получения денег за уже поставленную продукцию. По тем или иным причинам заказчики задерживают оплату, что для малого и среднего бизнеса нередко оборачивается серьезными последствиями, такими, как задержки зарплаты сотрудникам и увеличение кредитной нагрузки».
Компенсировать снижение объемов заказов предприятия могут расширением географии присутствия, открытием представительств в других регионов и за рубежом, считает заместитель генерального директора института «Челябгипромез» Борис Оттен. Он отметил, что институт в кризисное время открыл филиалы в Казахстане и Беларуси, увеличил присутствие в уральских регионах, что позволило привлечь новых заказчиков. «Также мы стали меньше завязаны на черную металлургию, активно участвуем в проектах, связанных с машиностроением», – добавил Оттен.
По мнению директора Центра развития промышленных инноваций Станислава Твердохлеба, Челябинская область должна найти собственные пути выхода промышленности из кризиса. «Если мы будем повторять опыт других регионов, то все равно так или иначе окажемся в роли догоняющих, – отметил он. – Нам нужны свои методы, на мой взгляд. Удачным вариантом является привлечение представителей иностранных фирм, национальных диаспор, консулов других государств, чтобы они информировали бизнес об экспортных возможностях и помогали наладить связи за рубежом».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com