С 1 июля в Челябинской области вырастут тарифы на горячую воду и отопление. Специалисты поясняют, что ежегодная индексация имеет свои, обоснованные причины. При этом именно по этим строкам в квитанциях южноуральцы платят реже всего – почти половина 10-миллиардного долга за коммуналку приходится на тепло. Какие меры предпринимает государство для сдерживания роста неплатежей? Ждать ли еще большего удорожания коммуналки? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.
Областное правительство обозначило средний по региону рост тарифов на тепловую энергию в 4,4% с возможным отклонением на 2,3%. Данный рост тарифа является льготным при экономически обоснованном в 9,4%. В министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области отметили, что повышение тарифов на тепловую энергию связано с ежегодным увеличением стоимости топливно-энергетических ресурсов, а также с увеличением затрат ресурсоснабжающих организаций по другим статьям, в том числе: повышение расходов на оплату труда в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, индексирование прочих расходов в соответствии с индексом цен производителей промышленной продукции.
«Чтобы не допустить роста платы граждан за коммунальные услуги выше установленного индекса для Челябинской области, предусмотрено установление льготных тарифов на тепловую энергию и теплоноситель. Разница между экономически обоснованным и льготным тарифами компенсируется теплоснабжающим организациям за счет субсидий из областного бюджета», – сообщили в ведомстве. На компенсацию выпадающих расходов теплоснабжающим организациям в 2016 году из региональной казны выделят 841,6 млн рублей, уточнил на заседании правительства заместитель министра тарифного регулирования и энергетики Антон Дрыга. Однако стоит отметить, что рост стоимости этих коммунальных услуг в денежном эквиваленте в разных районах и городах области будет различным.
Специалисты говорят, что рост тарифов на тепло характерен не только для российской экономики, но и для всего мира. В основе роста тарифов – инфляция, от которой никуда не деться, и в ней нет ничего страшного. Хотя ситуация же в нашей экономике немного иная. «В России в настоящее время инфляция сопровождается стагнацией, снижением реальных доходов населения, ростом безработицы», – рассказывает руководитель организации «ЖКХ контроль» Артем Первушин. По его мнению, повышение тарифов на тепло связано с еще несколькими факторами: с ростом тарифов на газ для организаций, на электроэнергию и на воду. «Данные статьи расходов в структуре затрат теплоснабжающей организации при производстве тепла составляют около 70-80%», – продолжает Артем Первушин, добавляя, что в последнее время правительство прикладывало большие усилия в сдерживании роста цен на тепло, и сегодня уже есть позитивные сдвиги. «Темпы роста тарифов сегодня существенно отстают от темпов инфляции, и это уже большое достижение», – отмечает эксперт.
Параллельно с ростом тарифов увеличиваются и долги южноуральцев за коммуналку. «При этом работа ресурсоснабжающих организаций остается предельно непрозрачной. Неизвестна коммерческая прибыль, реальные затраты на инвестиционные программы, – комментирует руководитель Центра общественного контроля по вопросам ЖКХ в Челябинской области Анатолий Вершинин. – Если бы работа наших ресурсников была более открытой для потребителей, то, возможно, и таких ежегодных повышений на их услуги не потребовалось бы».
Эксперт уверяет, что сегодня есть необходимость в создании ассоциации председателей советов многоквартирных домов и ТСЖ. «Опыт Пермского края показывает, что благодаря активной работе региональной ассоциации ТСЖ и ЖСК тарифы на тепловую энергию в этом регионе значительно ниже челябинских», – рассказывает Анатолий Вершинин.
Тем временем задолженность южноуральцев за коммунальные услуги в этом году действительно выросла и превысила 10 млрд рублей, сообщают в Министерстве строительства и инфраструктуры Челябинской области. По данным аналитиков «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», Челябинская область занимает третье место по долгам за коммунальные услуги (после Свердловской и Тюменской областей), имея 29% задолженности от общего объема по всему УФО.
В 2015 году долги жителей Челябинской области за ЖКХ составляли около 8 млрд рублей. В этом году более 10 млрд рублей. Из них: 15% – содержание и ремонт, уборка территории, благоустройство придомовых территорий и содержание лифта; 16% – капремонт; 44% – отопление и горячая вода; 5% – электроэнергия; 16% – водоотведение и водоснабжение; 4% – газ. Информация предоставлена Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области.
«Необходимо отметить, что Челябинская область находится в зоне суровых климатических условий, – говорит президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева. – Длительность отопительного сезона доходит до девяти месяцев и характеризуется высоким уровнем потребления топливно-энергетических ресурсов, все это непосредственным образом влияет на уровень задолженности». По ее словам, самые большие по объему долги в регионе сформировались по платежам за такие услуги, как тепло, вода и электроэнергия. Именно они чаще всего попадают в работу коллекторских агентств. «Около 10% жителей округа относятся к категории хронических неплательщиков за услуги ЖКХ, – продолжает Елена Докучаева. – Их доля постепенно снижается из-за применяемых мер со стороны государства (введение штрафных санкций, ограничение выезда за границу), а также за счет активной работы управляющих компаний с проблемными долгами, в том числе с помощью коллекторских агентств». Эксперт добавляет, что основными причинами неплатежей в 2015 и 2016 годах, в отличие от предыдущих периодов, стали финансовые трудности потребителей, связанные со сложной макроэкономической ситуацией: рост инфляции, снижение реальных располагаемых доходов населения и высокий уровень кредитной нагрузки.
Отметим, что власти пытаются сдержать рост неплатежей за коммунальные услуги, в том числе с помощью субсидий. В Комитете социальной политики города Челябинска сообщили, что на 25 мая 2016 года в Челябинске субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получили более 20 тысяч семей (почти 26 тысяч человек) на общую сумму 139,5 млн рублей. Причем за пять месяцев 2016 года количество получателей увеличилось на 17,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отметили в ведомстве. Большая часть получателей субсидии – одиноко проживающие пенсионеры (83,8%); 3,9% – одинокие матери с детьми; 2,7% – семьи, состоящие из пенсионеров; 1,2% – многодетные семьи; 0,4% – семьи, в составе которых безработные.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com