В скором времени может появиться прямой авиарейс из Челябинска в Вену. Соответствующую заявку на допуск к выполнению перелета подала компания «Саратовские авиалинии». Эксперты отмечают, что перевозчику будет трудно обеспечить рентабельность этого направления, поскольку количество челябинцев, летающих в Австрию, крайне невелико.
О подаче заявки сообщает «Коммерсант-Южный Урал» со ссылкой на материалы, подготовленные для рассмотрения межведомственной комиссией при Минтрансе России по допуску перевозчиков к выполнению регулярных международных перевозок. Запрашиваемая частота полетов – раз в неделю. Получить более подробную информацию в пресс-службе «Саратовских авиалиний» не удалось.
Парк воздушных судов компании состоит из самолетов Embraer и Як-42. Осенью прошлого года у авиаперевозчика отозвали лицензию на международные перевозки. Региональное управление ФСБ выяснило, что компания допустила в кабину пилота во время одного из полетов дочь гендиректора Игоря Третьякова. Последнему в связи с этим инцидентом пришлось покинуть должность. Через полгода Росавиация вернула «Саратовским авиалиниям» разрешение на международные перевозки.
«Саратовские авиалинии» – перевозчик, базирующийся в аэропорту Саратов-Центральный. Пассажиропоток по итогам 2015 года составил 525 тысяч человек. Выручка по итогам прошлого года составила 3,6 миллиарда рублей, чистая прибыль – 138 млрд руб.
Напомним, предыдущая попытка запустить прямой авиарейс из Челябинска в Вену обернулась убытками, причем не для авиакомпании, а для областного бюджета. В 2011 году выполнять перелеты из Челябинска в столицу Австрии взялась компания «Уральские авиалинии». При этом перевозчик заручился поддержкой региональных властей: было подписано соглашение, в соответствии с которым область оплачивала пустующие места при загрузке выше минимальной. Рейс просуществовал недолго: менее чем через год он был закрыт из-за слишком низкой загрузки.
«Стоит отметить, что предыдущая попытка наладить прямое авиасообщение между Челябинском и Веной была сделана не в кризисное время, – говорит исполнительный директор компании «Роза мира» Виктория Климова. – Очень скоро рейс пришлось закрыть из-за того, что он вообще не загружался. То же самое было и с прямыми перелетами в Прагу, хотя этот город намного более популярен у россиян, чем Вена. Поэтому я думаю, что полетная программа, которую заявляют "Саратовские авиалинии", даже не начнется».
Схожее мнение высказал и директор туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич. «Этого рейса точно не будет, в нем нет никакой экономической выгоды, – говорит он. – Авиакомпания подала заявку и не более того. Компании просто стараются "застолбить" направление на всякий случай. Вполне возможно, что компания получит разрешение, но летать в Вену она не будет. Это делается просто для того, чтобы показать масштабы перевозчика, продемонстрировать, что компания серьезная».
В качестве примера эксперт привел авиакомпанию «Победа», которая получила десяток разрешений на международные перелеты и отказалась от них. «Это совершенно нормальная практика, это конкуренция – занять самому, не допустить других. Всерьез же обсуждать возможность полетов в Европу компанией, у которой, кроме Як-42, нет никаких самолетов, абсолютно бессмысленно. В 2011 году авиакомпания сразу предупредила власти, что направление убыточное, и только благодаря дотациям открыла рейс».
Процент заявок на международные рейсы, которые перевозчики доводят до реальных рейсов, вычислить довольно сложно. Однако, по словам Анатолия Гуревича, даже у крупнейших российских авиакомпаний, таких как «Аэрофлот» и S7, этот показатель составляет в лучшем случае около 50%. У всех остальных игроков соотношение реальных рейсов к подаваемым заявкам примерно один к пяти или даже один к десяти.
«Недавно авиакомпании подавали заявки на полеты в Турцию, – отметил Гуревич. – Их задачей было проверить, как отреагируют и потенциальные покупатели билетов, и государство. Реакцию получили, и тема была закрыта».
Что касается самого австрийского направления, то оно, по словам Виктории Климовой, популярно прежде всего у тех туристов, которые едут в Чехию и берут дополнительные экскурсии в Вену. Однако они, как правило, летят в Прагу. Прямой поток в Австрию хотя и стабилен, но все же крайне невелик.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com