В России намерены легализовать интернет-продажу алкоголя, лекарств и продуктов питания. Соответствующие поправки к законам и нормативным актам Минэкономразвития РФ обязано подготовить к 11 июля. Это позволит в дальнейшем экспортировать данные товары за пределы РФ. Что необходимо предусмотреть в поправках и каким образом это может отразиться на бизнесе страны по мнению экспертов – в тексте на Chel.ru.
Поручение: легализовать продажи
Дискуссия о снятии запрета с дистанционной торговли лекарствами, алкоголем и продуктами питания выходит на завершающий этап. Первый зампред правительства Игорь Шувалов поручил Минэкономразвития подготовить поправки в различные нормативные акты, которые разрешат продавать таким способом часть этих товаров либо все наименования. Это позволит как торговать ими в Интернете на территории России, так и впоследствии экспортировать в международных посылках, пишут «Известия».
Как неоднократно рассказывал Chel.ru, сейчас в России запрещена дистанционная торговля (подразумевает наличие расстояния между покупателем и продавцом, включает в себя интернет-торговлю) этими товарами. Как следствие, наложен запрет и на аналогичную экспортную торговлю.
Согласно постановлениям правительства 612 («Правила продажи товаров дистанционным способом») и 55 («Правила продажи отдельных видов товаров»), запрещены к продаже дистанционным способом алкоголь, лекарства, продовольственные товары, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружие и патроны к нему, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, программы для электронных вычислительных машин и базы данных.
Обсуждать снятие запрета для продуктов питания, алкоголя и лекарств чиновники, ведомства и службы начали еще в прошлом году. Так, Федеральная таможенная служба (ФТС) не поддерживала «предложения по снятию ограничений в отношении алкогольной продукции при экспорте из Российской Федерации в международных почтовых отправлениях», считая, что это может привести к увеличению случаев экспорта фальсифицированной продукции.
В Росалкогольрегулировании (РАР) были против разрешения международных пересылок алкоголя – целесообразности, в том числе экономической, в этом шаге служба не увидела.
В Минздраве же замечали, что снятие запрета с дистанционных продаж противоречит госполитике по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма.
В свою очередь, Роспотребнадзор, Минэкономразвития поддержали идею об экспорте товаров. Возражений не имели в ФСБ, МВД. Коллегия ЕАЭК успела подготовить соответствующие поправки.
Оборот продуктовой онлайн-торговли составляет около 2% от всех продаж в 2015 году, по данным Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ), это 760 млрд рублей.
Бутылку – в подарок
В отношении алкоголя, как и продуктов, законодательство однозначно говорит нет – их в Интернете продавать запрещено. Однако сайтов, занимающихся реализацией таких товаров, много, указывают эксперты Chel.ru.
«Собственно, магазины и сейчас находят способы обходить запреты, – отмечает аналитик ГК «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко. – В частности, покупка алкоголя оформляется как покупка некоего сувенира, к которому алкоголь идёт в качестве подарка. Легализация торговли, скорее, будет способствовать тому, что эти операции выйдут из тени. Это облегчит контроль над качеством продукции и борьбу с контрафактом. Однако мы не ожидаем бурного взлёта активности в данном секторе, всё-таки эти виды товаров большинство покупателей предпочтёт приобретать лично, а стоимость доставки снизит привлекательность интернет-покупки».
«Каждый сайт находит юридическое оправдание своей незаконной деятельности, – комментирует юрисконсульт консалтинговой группы «ЛАЛ» Василий Салищев. – Одна компания продает коллекционные зажигалки, а алкоголь предоставляет в подарок к покупке. Такие продавцы дарят алкоголь, считая, что в этом случае он не подпадает под правила ведения дистанционной торговли. Другие компании сдают в аренду бутылку с алкоголем, принимая в залог денежные средства. И таких примеров достаточно много».
Владельцы интернет-магазинов серьезно рискуют при ведении бизнеса, указывают юристы. «Если обычный покупатель берет товар с полки, несет его к кассе и расплачивается, то в интернет-магазине между заказом товара и получением денег есть временной лаг – доставка, – продолжает Василий Салищев. – И пока товар едет к покупателю, последний может отказаться от своих намерений. Из-за этого магазин понесет убытки в виде транспортных расходов. У покупателя есть законное право не делать покупку, если ему не была предоставлена полная информация о товаре и правилах продажи продукции в магазине».
Кстати, в настоящее время законопроект, направленный на ужесточение наказания за интернет-торговлю алкоголем, находится только на стадии разработки в Госдуме. Вступление его в силу планировалось на I квартал 2016 года, однако до сих пор это лишь проект, отметил юрисконсульт консалтинговой группы «ЛАЛ».
«Единственное наказание, которое сейчас предусмотрено, – по статье 14.16 КОАП РФ "Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"», – указал он.
К покупателю – с кассой?
Поправки, которые сейчас разрабатывает Минэкономразвития РФ, крайне важно четко увязать с существующими правилами реализации обсуждаемых товаров, чтобы не создать неразбериху, уверены респонденты делового сайта Chel.ru.
«Неважно, по телефону или через Интернет поступила заявка – это выездная торговля, – комментирует коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Вопрос в том, как идентифицировать покупателя, то есть узнать, есть ли ему 18 лет; как дистанционная продажа алкоголя будет учитываться в ЕГАИС, нужно ли будет соблюдать время продажи алкоголя... В общем, важно понимать, как поправки будут увязаны с действующим законодательством. Ведь разрешением продажи алкогольных напитков через Интернет в принципе ломаются все положения о продаже алкоголя. Неужели при дистанционной продаже магазины обяжут отправлять продавца с кассовым аппаратом, чтобы он проверил, сколько лет покупателю? Это же глупость! В общем, нужно изучать, что предложит Минэкомразвития».
Лекарства могут стать «серыми»
Что касается лекарств, то в правилах продажи дистанционным способом нет прямого запрета на их реализацию. Тем не менее их свободная продажа запрещена достаточно давно – указом президента РФ от 22 февраля 1992 года №17.
«За это нарушение гражданам грозит административный штраф в размере от 1,5 до трех тысяч рублей; должностным лицам – от пяти до 10 тысяч рублей; юрлицам – от 20 до 30 тысяч рублей», – отметил Василий Салищев.
И все же интернет-продажи лекарств есть и сейчас, но все это идет в рамках интернет-заказа, когда клиент может заказать препарат или целую потребительскую корзину в интернет-аптеке, и забрать ее где удобно и когда удобно, отметил первый заместитель генерального директора АО «Областной аптечный склад» Валерий Яковенко.
«Основная проблема интернет-продаж лекарственных средств заключается в жестких требованиях, – говорит господин Яковенко. – Они должны продаваться, во-первых, в лицензируемых помещениях (то есть, в аптеках), во-вторых, компаниями с разрешением на офлайновую продажу лекарств, а также специалистами с фармацевтическим образованием. Даже врач не имеет права продавать лекарства. Поэтому интернет-аптеки сейчас – по сути это онлайн-витрины, где можно выбрать, заказать, но не купить товар. И сейчас решается, можно ли будет доставлять товар и кто это будет делать».
Но какое бы решение Минэкономразвития ни принял, если он не разрешит интернет-продажу лекарств сейчас, то через год-два это все равно придется сделать, уверен эксперт.
«Технологии развиваются, к тому же это удобно потребителям, – продолжает Валерий Яковенко. – И даже если Минэконом не пойдет на этот шаг, бизнес все равно найдет лазейки, но это будет хуже для потребителей и экономики страны, потому что будут открыты пути для продаж "серого" товара».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com