За нарушения при закупках должностных лиц начнут штрафовать активнее и на большие суммы. Произойдет это, если Госдума примет в третьем чтении соответствующий законопроект. Новая планка штрафов вырастет аж до 50 тысяч рублей. Напугает ли чиновников это наказание и как оценивают влияние законопроекта на эту сферу деятельности эксперты, – в материале Chel.ru.
На днях Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект, определяющий для должностных лиц штрафы, которые могут быть наложены за нарушения при оформлении закупок. Например, если в план закупок будет включен объект, который не соответствует цели конкретной закупки, то на должностное лицо будет наложен штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей, пишет «РГ».
То же самое будет грозить нарушителю, если начальную цену контракта включат в план без соответствующего обоснования. А если она или сам объект закупки будут обоснованы без соблюдения соответствующего порядка и формы, то чиновника можно будет наказать штрафом в 10 тысяч рублей.
Нарушены порядок или сроки проведения общественного обсуждения закупок – штраф в 30 тысяч рублей. Не соответствует действительности срок утверждения или размещения плана закупок – штраф от пяти до 30 тысяч рублей.
С 30 тысячами рублей должностному лицу придется расстаться, если в системе есть извещение о закупке или приглашение для принятия участия в определении поставщика, но информация о закупке не включена в план-график. Аналогичная сумма уйдет из кошелька, если закупка была признана необоснованной, но при этом извещение о том, что она будет осуществлена, все-таки размещено в системе.
Если же товар или работа не соответствуют условиям контракта, но при этом приняты – чиновника оштрафуют на 20–50 тысяч рублей, но в том случае, если это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств.
По мнению экспертов Chel.ru, повышение планки возможного наказания вполне может подстегнуть чиновников выполнять свои обязанности более качественно. Однако, чтобы в сфере госзакупок порядка стало заметно больше, штрафов в 20–50 тысяч рублей, вероятнее всего, будет недостаточно.
В настоящее время наказание за нарушение законодательства о закупках предусмотрено ФЗ №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ФЗ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также ст. 7.30 КоАП РФ. Средний штраф за прописанные в законопроекте нарушения составляет 10 тысяч рублей.
«Однако размеры штрафов, предусмотренные вышеуказанными законодательными актами в сравнении с ценами контрактов, которые заключаются при осуществлении закупок, а также финансовых возможностей организаций и должностных лиц, осуществляющих закупки, просто смехотворны, – считает юрисконсульт консалтинговой группы «ЛАЛ» Василий Салищев. – Отследить динамику наложения наказания на осуществляющих закупки должностных лиц, к сожалению, очень сложно, поскольку указанная информация в свободном доступе отсутствует. По моему мнению, незначительное увеличение штрафов или введение новых штрафных санкций практически никак не может повлиять на динамику нарушений в сфере закупок. Положительный эффект может дать только значительное увеличение штрафов, а также ужесточение контроля надзирающими органами за процедурой проведения закупок».
«Этот законопроект направлен в первую очередь на то, чтобы госзаказчики более ответственно подходили к формированию план-графика закупок и заполняли его, как того требует закон: это делает прогнозируемыми планы закупок и даёт всем игрокам рынка равные условия при планировании участия в них, а государство действительно получает возможность снизить расходы на товар или услугу, – комментирует член регионального отделения ОНФ, куратор проекта «За честные закупки» Дмитрий Денисов. – Но главная проблема закупок не в этом, а в поставке не соответствующего условиям товара и оказание некачественных услуг. И тут, конечно, радует, что должностных лиц будут наказывать за приемку товара или услуги, не соответствующих условиям контракта, но смущает оговорка "в том случае, если это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств". Крайне сложно доказать, что эти действия повлекли дополнительные расходы. Соответственно, в большинстве своем за подобные нарушения чиновники расходов не понесут».
Дмитрий Денисов пояснил это на примере. «Допустим, из троих участников закупки один решает схитрить и поставляет более дешевый, но менее качественный товар, который, по сути, не соответствует условиям торгов, – рассуждает эксперт. – Его задача "уговорить" должностное лицо принять этот товар. После этого максимальный спрос с чиновника будет 50 тысяч рублей и то только в том случае, если нарушение будет выявлено и будет доказано, что это повлекло дополнительные расходы государства. В общем, хорошо, что штрафы намереваются поднять, но все же этот законопроект требует доработки».
Схожее мнение высказал и президент и собственник объединения «Союзпищепром» Александр Берестов.
«Очень часто в документации госзаказчики по формальным признакам отметают часть потенциальных участников – прописывают специальные условия закупок под конкретные компании, – комментирует Александр Берестов. – Если предложенное депутатами наказание хотя бы частично сократит количество таких случаев, уже хорошо». Но все же штрафы должностным лицам в 20–50 тысяч чаще всего будут восприниматься лишь формальным наказанием, чтобы нарушений в этой сфере стало меньше, штрафы нужно существенно увеличить, считает он.
«Допустим, мы подписываем контракты со строителями – все с нами ласково говорят, когда это им нужно. Но после подписания контракта у них то одно, то другое, то десятое – в итоге сроки нарушаются, наказание за это, например, в 0,1% от суммы контракта их просто не пугает. Но когда мы прописываем в договоре значительную сумму, которую исполнитель потеряет в случае нарушения контракта, все работы выполняются в срок. Я это к тому, что менталитет у жителей нашей страны такой, что если наказание не ударяет по карману, то его не боятся и продолжают работать по прежней схеме», – заключает Берестов.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com