Южноуральцы стали чаще покупать машины в кредит. Во втором квартале этого года автокредитов было выдано почти вполовину больше, чем в начале года. Аналитики считают, что данный рост – не показатель: авторынок все еще не восстановился, а у людей просто нет наличных на покупку автомобилей. Какова ситуация в банках и чего ожидать в будущем – читайте в материале Chelfin.ru.
По данным НБКИ, во втором квартале 2016 года на территории Челябинской области было выдано 3940 автокредитов. Доля автокредитования в общем объеме рынка области, по сравнению с первым кварталом года, выросла на 40,9% и составила 57,5%.
Начальник отдела розничного бизнеса Челябинского филиала «Связь-Банка» (Группа Внешэкономбанка) Юлия Латинская отмечает, что ситуация в банке с автокредитами изменилась кардинально и прирост является значительным. «В первом квартале 2015 года автокредиты не пользовались большим спросом, несмотря на объективную потребность у населения в покупке автомобилей, – говорит Юлия Латинская. – На волне повышения курсов валют и скачка ставок, клиенты, у которых были средства, вложили их в покупку, и наступило затишье на рынке. В 2016 году ситуация стабилизировалась, ставки снизились, клиенты в условиях большей определенности начали вновь брать автокредиты». Специалист рассказала, что на сегодняшний день банк выдал автокредитов на сумму 32 млн рублей, и чаще всего заемщиками являются мужчины (57,8%).
В Челябинском отделении ВТБ24 ответили, что на фоне несущественных изменений в объемах продаж новых автомобилей, доля проданных в кредит автомобилей во втором квартале существенно возросла. Обусловлено это сезонностью и реализацией отложенного спроса (два года люди воздерживались от обновления авто) и более лояльными условиями по кредитам. «Помимо снижения ставок на базовые программы, появились новые специальные условия с концернами автопроизводителей. Ставки по некоторым программам начинаются от 7% годовых, что безусловно делает покупку авто более выгодной», – рассказывает управляющий РОО «Челябинский» ВТБ24 Елена Блинова, отмечая, что во втором квартале банк выдал автокредитов на 40% больше по количеству и 37% больше по объему, чем в первом квартале этого года. Несмотря на это, специалисты ВТБ24 считают, что авторынок все еще испытывает негативное влияние слабого рубля и снизившихся реальных доходов населения.
«Рост доли “кредитных” автомобилей в структуре рынка в 2016 году во многом обусловлен реализацией госпрограммы субсидирования процентных ставок, – говорит исполнительный директор аналитического агентства “АВТОСТАТ” Сергей Удалов. – При этом автокредитование для банков остается одним из наиболее привлекательных продуктов розничного кредитования, а для граждан – одним из наиболее доступных способов приобретения автомобилей». Эксперт отметил, в целом объемы продаж автомобилей во втором квартале 2016 года оказались несколько ниже прошлогодних, но их сокращение не является столь масштабным. И не в последнюю очередь благодаря автокредитованию.
Второй квартал года принес рост автокредитования не только в Челябинской области, но и в целом по России, обращает внимание аналитик ИК АЛОР БРОКЕР Кирилл Яковенко. «Банки зафиксировали рост числа купленных с использованием кредитов автомобилей сразу на 32,7%. При этом доля машин, приобретаемых в кредит, выросла до 43%. Важно отметить, что основной спрос приходится именно на автомобили, которые участвуют в программе госсубсидирования», – отмечает аналитик, приводя примеры машин, которые сегодня пользуются наибольшим спросом у россиян: Lada Granta, Hundai Solaris и KIA Rio в базовых комплектациях. «Нельзя сказать, что спрос на автомобили премиального сегмента снижается, однако он традиционно более устойчив к кризисным явлениям», – добавил эксперт.
Тем не менее Кирилл Яковенко замечает, что рост числа автомобилей, приобретаемых с использованием автокредитов, не является свидетельством восстановления спроса на рынке новых автомобилей. По его словам это говорит лишь о том, что все меньше россиян могут позволить себе приобретение машины на собственные средства. При этом за все тот же второй квартал было продано на 8,4% меньше новых автомобилей, чем годом ранее. Снижение продаж фиксируют даже дилеры «народных автомобилей». «Таким образом, несмотря на рост числа автокредитов, авторынок еще очень далек от восстановления, – утверждает эксперт. – Спрос же на автокредиты во втором квартале вписывается в общую динамику наращивания темпов кредитования банками и относительной стабилизации доходов россиян в связи с ростом курса рубля».
Помимо этого аналитик предполагает, что сейчас нет никаких предпосылок для восстановления спроса на рынке новых автомобилей – экономика по-прежнему диктует свои условия, доля расходов населения на продукты питания впервые превысила 52%, число граждан, находящихся за чертой бедности, растет и может превысить 20 млн человек. При этом растет и скрытая безработица. «Таким образом, потенциал роста числа автокредитов строго ограничен и может быть исчерпан уже в текущем третьем квартале. Сезонный фактор (а именно на весну-лето приходится пиковый спрос на автомобили) не сможет более подогревать продажи в бюджетном сегменте. Скорее всего, по итогам третьего квартала рост автокредитов не превысит 10-15%», – прогнозирует эксперт.
Во втором квартале 2016 года в России было выдано на 33% автокредитов больше, чем в 1 квартале текущего года. Количество купленных в кредит автомобилей составило 132,4 тыс. единиц. Таким образом, доля «кредитных» автомобилей в структуре всего рынка во втором квартале 2016 года выросла на 6,3 процентного пункта до 43,62%. (Данные НБКИ)
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com