На челябинских дорожных ограждениях появилась реклама кредитов под низкую ставку и предложения по обналичиванию маткапитала. Насколько это законно – разбираются соответствующие органы, а пока Chelfin.ru узнал у экспертов, стоит ли горожанам доверять подобным объявлениям.
Челябинское УФАС России возбудило дело по факту распространения рекламы на дорожных ограждениях. По мнению ведомства, реклама компании, предлагающей финансовые услуги, содержит признаки нарушения закона о рекламе сразу по нескольким пунктам.
Так, согласно ч. 3 ст. 19, распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается. Нарушение этого пункта для потенциального заемщика никаких угроз не несет, считает юрист Артём Ярков: «Однако сложно представить, в какой степени отчаяния должен находиться человек, чтобы пойти брать заем в компании, о которой написано на заборе. Информация об обналичке материнского капитала тоже заведомо нелегитимна». Именно это и наводит юриста на мысль о том, что компания желает видеть среди своих клиентов людей в безвыходной ситуации и людей с крайне низким уровнем финансовой грамотности.
Далее – согласно ч.1 ст. 28, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность. Если этой информации нет, стоит задуматься. Чаще всего финансовое посредничество на систематической основе и за счет привлеченных средств оказывают так называемые частные «брокеры», которые в отличие от легитимных, работают всерую. Отчасти сюда ушли микрофинансовые организации, которые не смогли играть по новым правилам на рынке, не вошли в официальный реестр МФО и не вступили в ни в одно профессиональное объединение. Председатель Совета СРО «Микрофинансирование и развитие» Алексей Саватюгин подчеркивает, что само по себе нарушение закона о рекламе, конечно, не делает организацию недобросовестной, но является серьезным основанием для подозрений в этом: «Члены саморегулируемых организаций, крупные игроки рынка ведут, как правило, честную и открытую рекламную политику: указывают все регламентируемые законом данные, логотип СРО, в которое входят, и уж точно не размещают рекламу на заборах и дорожных ограждениях».
Еще один повод для претензий УФАС – нарушение ст. 13 того же закона о рекламе, которая запрещает рекламу услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)». Прежде чем обращаться в малознакомую компанию за займом, стоит проверить, есть ли в реестре Банка России организация с названием, указанным на рекламе. Если нет, то официально она не имеет права заниматься финансовой деятельностью.
Наконец, низкие ставки и обещания решения всех вопросов без доплат. «Низкие, ниже рыночных, процентные ставки по займам и отсутствие дополнительных комиссий посредника – явные признаки ловушки», – рассуждает Артём Ярков.
Нарушение правил предоставления информации – один из самых заметных факторов, которые должны насторожить потенциального заемщика, сходятся во мнении эксперты.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com