В ближайшие годы челябинский аэропорт ждет масштабная реконструкция. Руководство авиапредприятия планирует инвестировать почти три миллиарда рублей в строительство нового здания аэровокзала. Кроме того, будет модернизировано летное поле и инфраструктура, для этого ЧАП планирует привлечь федеральные средства.
Как рассказал Chel.ru директор по эксплуатации аэропорта Челябинск Алексей Слюняев, до 2020 года, когда в городе пройдет саммит ШОС и БРИКС, будет реализовано три проекта, связанных с реконструкцией – две очереди реконструкции аэродрома и возведение аэровокзала.
«Первая очередь реконструкции аэродрома сейчас проходит стадию проектирования, – сообщил представитель аэропорта. – Заказчиком выступает ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)". Проект реализуется вне рамок аэропорта Челябинск, поскольку аэродром является собственностью государства. Деньги на него будут выделены из федерального бюджета. В октябре этого года мы планируем выйти на экспертизу, к следующему лету рассчитываем получить одобрение и начать работы по реализации».
Проект предполагает увеличение в рамках федеральной целевой программы площади аэродрома, расширение стоянки для воздушных судов, установку видеонаблюдения и другой инфраструктуры. Общая стоимость, по словам Алексея Слюняева, составит 2,9 миллиарда рублей. Изначально планировалось, что эта очередь будет реконструирована в 2018–2019 годах, но руководство аэропорта заинтересовано в том, чтобы провести эту работу на год раньше, отметил Слюняев.
Вторая очередь реконструкции также предусмотрена в рамках федеральной программы. Здесь тоже предполагалось государственное финансирование, однако возникли определенные сложности, и в итоге было найдено компромиссное решение. «Владельцы аэропорта пошли на беспрецедентный шаг, – комментирует Алексей Слюняев. – Авиапредприятие заключило трехстороннее соглашение с федеральными и областными властями, согласно которому оно за свой счет осуществляет проектирование. Инвестор выделил деньги (чуть менее 30 миллионов рублей), провел конкурс, заключил договор с проектной организацией. Далее мы этот проект фактически подарим Росавиации, чтобы потом оперативно приступить к реализации. В начале 2017 года зайдем на экспертизу, строительство намечено на 2018–2019 годы. Более точные сроки будут зависеть от финансирования».
Третий проект предполагает строительство нового здания аэровокзала, объем инвестиций в который оценивается в три миллиарда рублей. В руководстве авиапредприятия отмечают, что здание будет соответствовать всем международным нормам. Оно будет почти в два раза больше действующего сегодня – площадь помещений составит 24 тысячи квадратных метров. Появится четыре новых современных телетрапа, четыре места стоянки автобусов. Это даст возможность аэропорту одновременно производить посадку пассажиров нескольких рейсов.
Аэровокзал будет рассчитан на обслуживание 2,5 миллионов пассажиров в год. Это более чем в два раза превышает показатель за прошлый год, когда пассажиропоток челябинского аэропорта составил 1,1 миллиона человек.
Старый аэровокзал также продолжит функционировать после открытия нового здания. В нем будут работать VIP-зоны, технические помещения, представительства авиакомпаний.
Ранее о перспективе строительстве в Челябинске нового трехэтажного здания аэровокзала рассказал вице-губернатор Руслан Гаттаров. Правда, он сообщал, что на реализацию проекта частный инвестор направит пять миллиардов рублей. «Еще 2,9 миллиарда выделило государство на реконструкцию аэродрома, еще 3,7 млрд рублей мы рассчитываем получить с началом финансирования в 2018 году, – цитирует чиновника «Интерфакс». – Данные инвестиции позволят аэропорту развиваться до 2025 года без каких-либо ограничений, с запасом под развитие».
«Модернизация аэропорта по идее должна серьезно повысить его конкурентоспособность, – говорит директор туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич. – Однако здесь все упирается в политику собственника. Можно построить хоть десять новых аэровокзалов, но если не создавать интересных условий для авиакомпаний, это будут просто деньги, выброшенные на ветер. Если с перевозчиками аэропорт будет работать так же, как сейчас, ситуация существенно не изменится. Сегодня у нормальных авиакомпаний к Челябинску интереса мало, и речь не только о международных, но и о внутренних рейсах. Например, у нас нет рейсов приличных авиаперевозчиков в Сочи».
Анатолий Гуревич отметил, что для повышения привлекательности челябинского аэропорта и увеличения пассажиропотока в ситуацию необходимо вмешаться областным властям, которые должны жестко работать с собственником аэровокзала и «ограничивать его аппетиты». Что касается саммита ШОС и БРИКС, то эксперт напомнил, что официальное решение о его проведении в Челябинске еще не принято.
На то, что в челябинском аэропорту высокая стоимость обслуживания воздушных судов, в частности, топливные сборы, уже не раз указывали как авиаперевозчики, так и участники туристического бизнеса. Комментируя эти заявления, финансовый директор аэропорта Антон Перфильев отметил: «Понятия "топливный сбор" в аэропортовом обслуживании не существует. Есть понятие "стоимость топлива", и она в нашем аэропорту сильно не отличается от стоимости в том же Кольцово – разница не превысит 5-10%».
Фото: Фото Олега Каргаполова и Евгения Емельдинова