Развитие системы платных парковок Челябинска, по оценкам городских властей, требует около 150 миллионов рублей. Эти средства планируют привлечь от инвесторов, которые, по словам главы Челябинска Евгения Тефтелева, уже есть. На что именно пойдут столь серьезные вливания, какова окупаемость парковок и не приведет ли задуманная система к тому, что автомобилистам придется платить в любой точке города – в тексте на Chel.ru.
Вопросы размещения и узаконивания в Челябинске платных парковок отданы на рассмотрение и разработку специальной комиссии мэрии и городской думы. Об этом заявил в понедельник, 22 августа, глава Челябинска Евгений Тефтелев.
«С гордумой создали совместную комиссию (курируют ее работу первый вице-спикер гордумы Сергей Овчинников и председатель комиссии по социальной политике Александр Галкин), – заявил градоначальник. – Идем по узакониванию тех парковок, которые сегодня есть. Думаю, что когда-нибудь придем и к тому, что парковки в центре будут платными. Но это будет цивилизованно – с паркоматами, обозначенной стоимостью услуг».
Глава города добавил, что будут и бесплатные места, пока что комиссия ищет инвесторов: «Программа есть, она требует инвестора, порядка 150 миллионов рублей на развитие. Мы сегодня этим занимаемся, варианты инвесторов есть, и рабочая группа выйдет на принятие решения. Упорядочим места, обозначим, где можно ставить, где нельзя. Посмотрим баланс интересов – где платно, где бесплатно. Надо учесть и категорию инвалидов, для них места определенные. Все это в комплексе должно быть. Сегодня инвентаризируемся, работаем. Сегодня посчитали, у нас порядка 500 парковок, которые требуют работы со стороны администрации города. Порядка 150 получили на агентском договоре с МБУ “Городские парковки”».
Обозначенные 150 млн рублей необходимы, в первую очередь, для строительства многоуровневых подземных и наземных парковок, а также для того, чтобы привести существующие парковки в единый внешний вид, указал председатель комиссии по социальной политике гордумы Челябинска Александр Галкин.
«Дело в том, что появление паркоматов и будок, которые сейчас пытается поставить в центре Челябинска МБУ “Городские парковки”, не решит проблему недостатка парковочных мест, – пояснил корреспонденту Chel.ru Александр Галкин. – Мест больше не станет, а люди как приезжали на работу и по делам в центр города, так и продолжат это делать. Только раньше парковались они по принципу “кто раньше приехал – тот и поставил авто ближе к офису и бесплатно”, теперь же им придется платить за парковку в любом случае, причем минимум дважды в день – около дома и рядом с рабочим местом. Авто будет слишком дорого обходиться нашим горожанам».
Прежде, чем вводить повсеместно систему платных парковок, нужно позаботиться об альтернативе, указал собеседник.
«В идеале существующие парковки должны остаться бесплатными, а платные необходимо дополнительно построить, – отметил Галкин. – Возведенные в Челябинске подземные или наземные многоуровневые парковки как раз и станут необходимой альтернативой. А на сегодня Челябинску от появления платных парковок возле Дома быта на улице Васенко, около «Золотого яблока» или на Театральной площади лучше не станет. Потому что платить люди будут за эти парковочные места от безысходности, а не потому, что они хотят, чтобы за их машиной кто-то присмотрел».
Деятельность рабочей группы переходит в еженедельный режим, отметил Александр Галкин.
«Мы попросили Управление архитектуры, КУИЗО, Управление дорожного строительства и МБУ “Городские парковки” в течение месяца-двух совместно подготовить предложения о том, где бы могли появиться такие многоуровневые парковки, а также разработать концепцию развития парковочных зон в городе, – рассказал он. – Они же должны разработать несколько пилотных проектов благоустройства парковок бизнесменам на выбор – это поможет привести существующие парковки к единому внешнему виду и уйти от огораживания территорий бэушным профнастилом и прочими непрезентабельными материалами. Разумеется, это тоже инвестиции, сумма измеряется десятками миллионов. Но считаю, что владельцев парковок стоит обязать этим заниматься еще при заключении договора».
Вопросов очень много, отметил Галкин. Рабочая группа намерена разобраться в ситуации, когда где-то сносят парковки, которые можно легализовать, а где-то, наоборот, не сносят объекты, которые легализовать невозможно – например, они находятся на детских площадках.
«И главное, что нас беспокоит – появление новых парковок в Челябинске вдоль гостевых маршрутов, разрешения на которые выдает МБУ “Городские парковки”. Причем, многие из этих парковок находятся вблизи красных линий на придорожной территории. Это незаконно. Предмет для разбирательства прокуратуры. Со всем этим нам предстоит разобраться, а затем найти инвесторов и, дав им гарантии, обеспечить город платными парковочными местами», – заключил Александр Галкин.
Между тем эксперты Chel.ru считают, что предложение построить многоуровневые парковки даже в центре города в нынешней экономической ситуации вряд ли кого-то заинтересует.
«Однозначно, срок окупаемости у наземной парковки короче, – комментирует администратор автостоянки “Паркинг” Тимур Ахметзянов. – Но вообще я не думаю, что сейчас в принципе найдутся инвесторы на эти цели, потому что, как правило, все бизнесмены хотят получать прибыль сразу, а тут процесс окупаемости очень длителен. Срок возврата инвестиций в подобных проектах зависит от количества машиномест и варьируется в пределах пяти-семи лет. Плюс необходимо год-два на строительство, время на предварительное согласование объекта и его проектирование. В итоге окупаемость инвестиций может затянуться на десятилетие».
Привлечение инвесторов в данную сферу вызывает много вопросов, указали собеседники сайта. «В первую очередь, они связаны с тем, что инвестор традиционно рассчитывает вернуть свои расходы достаточно быстро, но непонятно, удастся ли это сделать в случае с парковками, – комментирует ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент” Дмитрий Баранов. – Во-вторых, планы инвестора могут не совпадать с планами властей по решению других вопросов развития города. В-третьих, если парковками занимается городская власть, это позволяет делать всё единообразно, что благоприятно отражается на городской среде, решении прочих городских проблем».
В настоящее время самая крупная парковка в городе – это «Паркинг». Работает с 2008 года, здесь 800 мест – два здания по шесть и пять этажей.
«Наш паркинг востребован всегда, но загруженности на 100% ждем только после сдачи еще трех домов поблизости. Сейчас на такую парковку, как одно из наших зданий, потребуется не менее 200 миллионов рублей, – привел пример Тимур Ахметзянов. – Считаю, что на строительство такой парковки даже на очень заманчивом месте в центре города инвестор вряд ли отыщется. Поэтому, если город намерен запустить в городе платные парковки, то выхода, кроме как бесплатные места переводить в платные либо просто огораживать территории заборами, я не вижу».
Между тем челябинцы уже сталкиваются с примерами превращения бесплатных парковочных мест в платные парковки-стоянки. О том, кто обогатился на мучениях офисных клерков и почему мэрия приняла такое решение, смотрите в июльском сюжете корреспондента 74.ru.
Сколько вы готовы заплатить за парковку в центре Челябинска?
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой