Бизнес Чиновники окружили киоски барьерами

Чиновники окружили киоски барьерами

Администрации городов и сельских поселений Челябинской области систематически нарушают правила размещения и эксплуатации временных нестационарных торговых объектов (НТО), установленные постановлением областного правительства. В частности, власти не включают в схему НТО адресные ориентиры, не составляют графические карты, без просьб бизнеса меняют специализацию ларьков и киосков и в принципе отказывают в их размещении, поясняя, что минимальное их количество в том районе уже установлено. А где-то просто нет таких схем до сих пор. Как в области намерены свести на нет подобные нарушения и комментарии экспертов – в тексте на Chel.ru.

Хотели «как лучше», но пока «как всегда»

Администрациям областных муниципалитетов необходимо привести схемы размещения НТО в соответствие с требованиями постановления правительства Челябинской области от 25.01.2016 №5-П «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности». На это указала заместитель руководителя Челябинского УФАС России Наталья Сапрыкина, рассказывая о том, какие нарушения допускают чиновники, когда речь идет об оформлении документов на временные нестационарные объекты. Тема активно обсуждалась 24 августа на заседании Общественного экспертного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области.

«Разработка и утверждение органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрена законом «О торговой деятельности» и соответствует интересам бизнес-сообщества и органов власти, – указала Наталья Сапрыкина. – Предполагалось, что такие схемы в каждом населенном пункте будут обозначать свободные места, где возможна торговая деятельность в нестационарных объектах. Что схема поможет поддержать малый бизнес в условиях его конкуренции с торговыми сетями, обеспечить присутствие местных товаропроизводителей в розничной торговле. Однако на практике эти схемы стали еще одним серьезным административным барьером».

Топ-5 нарушений администраций области от УФАС

  1. Во многих населенных пунктах до сих пор не разработаны схемы размещения нестационарных объектов. А там, где они всё же есть, явно требуется доработка. Другими словами, предпринимателю невозможно понять, где он может поставить торговую точку. Открытости в этой сфере не наблюдается.

  2. Органы местного самоуправления в схемах зачастую не включают точные адресные ориентиры для определения местоположения нестационарного объекта (указывается только улица без привязки к дому). Когда адресом ларька числится, к примеру, Копейское шоссе – простор для фантазии очевиден.

  3. В большинстве муниципалитетов нет предусмотренной постановлением графической части схемы в виде карты. Данные о существующих киосках и возможных площадках под них приходится кропотливо собирать из разных источников.

  4. Специализацию объектов сотрудники местных администраций меняют, не спросив бизнес. Например, до августа в схеме могут значиться «цветы», а с ноября – «промышленные товары». И что делать владельцу точки в таких условиях? Менять бизнес?

  5. Бывает, предпринимателям отказывают во включении в схему планируемого объекта в связи с «достижением минимально допустимого количества торговых объектов на территории муниципального образования».

«Однако такие отказы необоснованны, поскольку именно превышение установленных нижних порогов является одной из важнейших задач органов власти в сфере развития торговли, – указала Наталья Сапрыкина. – Данное мнение подтверждает и позиция Министерства промышленности и торговли РФ, адресованная региональным и муниципальным властям» (письмо размещено на сайте Челябинского УФАС России. – Прим. авт.).

Бизнесу не запрещено осуществлять не только торговую деятельность, но и оказывать различные виды услуг с использованием нестационарных объектов. Однако порядок предоставления объектов для осуществления такой деятельности периодически отличается от предоставления территории для торговли посредством нестационарных торговых объектов.

Чаще всего всевозможные нарушения при размещении нестационарных торговых объектов, по данным регионального УФАС, встречаются в Челябинске, Миассе, Аргаяшском районе и Магнитогорске.

О вечном: кто виноват и что делать?

Членов экспертного совета удивила медлительность муниципалитетов. «В Миассе всего 300 торговых точек. Неужели нельзя быстро сделать схему, выставить ее на сайт администрации, чтобы бизнес мог ясно понимать, где ему можно работать?» – поинтересовался зампредседателя Общественной палаты Челябинской области Олег Дубровин.

«Над этим вопросом мы работаем», – пояснила замглавы Миасского городского округа по экономике и финансам Ирина Серко. Она также предложила уравнять в схеме все виды бизнеса, «поскольку непонятно, как размещать, например, обувные мастерские или пункты приема химчистки».

«Мы тоже будем дорабатывать схему, однако, что касается специализации нестационарных объектов, в частности, микрофинансовых организаций, позиция администрации Магнитогорска не изменилась. Мы против таких нестационарных точек и не выходим за рамки закона, не позволяя им работать в нашем городе», – указал замначальника отдела координации малого предпринимательства и торговли администрации Магнитогорска Кирилл Хуртин.

Отношение муниципалитетов к формированию схемы размещения НТО, к ее доступности и открытости – одна из причин невысокого места Челябинской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах, считает бизнес-омбудсмен Челябинской области Александр Гончаров.

«Еще год назад мы (институт Уполномоченного, прокуратура области, УФАС и другие) разработали типовой Порядок размещения НТО, который в ожидании изменений в федеральный закон "О торговле", мог бы стать руководством к действию по размещению ларьков и павильонов, – пояснил Александр Гончаров. – Однако только 13 муниципалитетов из 43 воспользовались этим документом. Остальные, вероятно, ждут, когда изменится федеральное законодательство. Я призываю органы местного самоуправления: давайте посмотрим, как можно сделать эти схемы предельно ясными для бизнеса. Не надо забывать, что от нашего отношения к самому мелкому бизнесу зависит репутация всего региона в плане инвестиционной привлекательности».

В резолюции заседания совета при бизнес-омбудсмене органам местного самоуправления указано на необходимость в кратчайшие сроки привести Схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствие с требованиями законодательства Челябинской области.

А бизнес пугают другие административные барьеры...

Представители бизнеса региона соглашаются, что Схема НТО пока не смогла упростить работу предпринимателей и указывают на другие особенности установки временных нестационарных торговых объектов, съедающие силы и желание заниматься этим бизнесом.

«Чтобы установить в городе временный некапитальный объект сейчас, ты сам выбираешь место, сам делаешь эскизный проект, сам заявляешься на торги, – рассказывает президент НП «Союз женщин предпринимателей – Союз успеха» Вера Соколова. – Нам сказали, что эту схему ввели для того, чтобы нам же упростить процедуру получения участка в аренду. Но по факту мои коллеги уверяют, что ничего не изменилось: все равно работает определенная группа компаний, которая договаривается с кем следует, и на этих торгах побеждают угодные им люди. И, разумеется, обычно это не те, кто "заваривал кашу" по участку, кто тратился на эскизный проект и так далее».

И еще: раньше разрешение на установку временного некапитального строения выдавалось сроком на пять лет, сейчас в Челябинске такое разрешение пролонгируют только на 12 месяцев, указала собеседница. «И это при условии, что предприниматель должен сделать кадастровый паспорт, согласовать объект с управлением архитектуры и оформить еще множество документации, – продолжает Вера Соколова. – Я не против этой процедуры, считаю ее нормальной. Но она не учитывает одного важного обстоятельства: стоимость установки временного некапитального объекта с подключением электричества, учетом строительных работ и так далее составляет даже не миллион рублей, а доходит до 3,5 млн. Получается, что ты эту немалую сумму заплатил, постоял год, и тебе сказали: "Извините, у нас дорожная революция, ваш павильон придется снести..."».

А за одним маленьким павильоном стоит обычно четыре-пять семей – это семья собственника и семьи наемных работников, говорит предприниматель.

«Да, город должен быть чище, но чистить его нужно от страшных несанкционированных павильонов, которые снести не могут, потому что не знают, кто их владельцы, – рассказывает Вера Соколова. – А под раздачу в основном попадает предприниматель, который решил вести легальный бизнес, платить налоги, получать все необходимые разрешения. Почему так? Да ведь с ним проще всего разбираться! Подключаются налоговая служба, судебные приставы... И это оборачивается не просто слезами, трагедиями, подорванным здоровьем предпринимателей, крушением их надежд и, что страшно и очевидно – новым киоском на том же месте, который принадлежит уже нужным кому-то людям. Вот на какие "административные барьеры" стоит обратить внимание прежде всего».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
32
ТОП 5
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Идеальный водитель — исключение из нормы»: урбанист — о том, как бороться со смертельными ДТП в Челябинске
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Рекомендуем
Объявления