Министерство финансов РФ предлагает ввести акциз на сладкие напитки в размере пяти рублей с каждого литра. Таким образом ведомство рассчитывает привлечь в бюджет 80 миллиардов рублей в 2017–2019 годах. Производители отмечают, что такое нововведение неизбежно отразится на стоимости газировки и сока, а ритейлеры напоминают, что еще не решены все проблемы с ЕГАИС, и появление подобной системы для безалкогольных напитков еще больше осложнит жизнь бизнесу.
О предложении Минфина ввести акциз на напитки с добавлением сахара и/или других подслащивающих и вкусоароматических веществ в размере пяти рублей за литр сообщают «Ведомости» со ссылкой на материалы к совещанию о дополнительных доходах в бюджет на 2017–2019 годы. Встреча прошла на этой неделе под председательством вице-премьера Игоря Шувалова.
По прогнозам чиновников министерства, введение акциза даст возможность увеличить поступления в бюджет в 2017 году на 25 миллиардов рублей, в 2018 году – на 27 миллиардов, в 2019 г. – на 28 миллиардов руб. При этом источники издания не уточняют, с каких именно напитков планируется взимать акциз, в правительстве инициативу также не комментируют.
По мнению президента Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрия Петрова, введение акциза будет серьезным ударом по отрасли. По его словам, продажи сладких газированных напитков по отдельным категориям уже и так сократились из-за кризиса на 10-15% за год в натуральном выражении, в регионах уходят с рынка небольшие предприятия. Петров отметил, что газированные напитки – это не продукт первой необходимости, поэтому люди от них отказываются и без акциза. Появление каких-либо дополнительных ограничений добьет отрасль, считает он.
По словам главы Союза производителей безалкогольных напитков, повышение цены на сладкие напитки на 1% приводит к падению спроса на него на 1,5%. При введении акциза на уровне пяти рублей за литр продажи дешевых напитков стоимостью около 30 рублей, которые занимают почти половину рынка, упадут на 25%, что для большинства компаний отрасли критично, заявил эксперт.
Челябинские производители безалкогольных напитков также ожидают дополнительных сложностей в случае введения акциза. «Прежде всего это отразится на небольших производителях, которые производят недорогую продукцию, – говорит руководитель отдела маркетинга компании “Ниагара” Сергей Толстенко. – Если для Coca-Cola и других крупных производителей это не критично, и подорожание с каждого литра будет небольшим, то наша продукция может подорожать на 20-30%».
По мнению Сергея Толстенко, рынок безалкогольных напитков более чувствителен к таким нововведениям, чем сегмент спиртного. «Если алкогольная продукция в определенном смысле безальтернативна, и ее в любом случае нужно покупать в магазине, то с безалкогольными напитками все проще: можно попить компот или что-нибудь еще, приготовленное в домашних условиях», – отметил он.
Также представитель «Ниагары» добавил, что если поводом для введения акциза стало содержание сахара или сахарозаменителей, то непонятно, почему это коснулось только напитков. «Те же самые компоненты используются и в кондитерском производстве, но для печенья и конфет акциз не вводят», – сказал Толстенко.
Ритейлеры также отмечают, что новый налог обернется подорожанием продукции. «Конечно, такая мера отразится на стоимости, – говорит коммерческий директор розничной сети “Проспект” Андрей Грибанов. – А любое подорожание, в свою очередь, сказывается на спросе. Причем в цену напитка может быть заложен не только сам акциз, но и расходы на внедрение и обслуживание системы учета, которая, возможно, будет нужна для контроля оборота продукции. До сих пор остается много сложностей с работой ЕГАИС для алкогольной продукции. В целом же выводы делать пока рано: это только предложение, они появляются постоянно, и не факт, что акциз будет введен».
Напомним, в феврале Минфин предлагал ввести акциз не только на газировку, но и на пальмовое масло, однако от последнего было решено отказаться.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com