Процедура банкротства для супругов станет проще и дешевле. В Госдуму внесен законопроект, который позволит подавать иск о самобанкротстве сразу от имени мужа и жены. «Семейное банкротство» позволит сэкономить деньги и время, считают эксперты. Пока же на Южном Урале семьи проходят процедуру «освобождения от долгов» параллельно.
С инициативой выступил «Финпотребсоюз». Как показывает практика, делить долги при банкротстве обоих супругов нецелесообразно. Сейчас мужу и жене приходится подавать раздельные иски о своей несостоятельности, они рассматриваются разными арбитражами и в итоге назначаются два разных арбитражных управляющих. В случае если поправки будут внесены, заявления супругов объединят в один процесс, будет создан единый реестр требований кредиторов и единая конкурсная масса. «Семейное банкротство» позволит избежать дублирования расходов.
«Упрощение процедуры “семейного банкротства” – тема правильная. Она поддерживается всеми экспертами, участвующими в процессе, – рассказывает экономист и антикризисный менеджер Иван Рыков. – Плюсы по сравнению с индивидуальным банкротством на лицо. Во-первых, у супругов, как правило, имеется совместно нажитое имущество, находящееся в долевой собственности. И фактически, проводя процедуру банкротства одного из них, арбитражный управляющий так или иначе затрагивает интересы второй половины. И зачастую это провоцирует судебные тяжбы между супругами по делению имущества и выделению доли. При “семейном банкротстве” этого можно будет избежать». Эксперт добавил, что подобная практика уже применяется в зарубежных странах – там семью давно воспринимают как единицу.
В России уже опробован механизм «семейного банкротства» – в ноябре прошлого года суд объединил два иска о банкротстве супругов в Новосибирске. Как добавил эксперт ОНФ Вячеслав Курилин, это дешевле для семьи и удобнее с точки зрения реализации имущества. «Практика, когда семья банкротится и суд рассматривает это одним делом, встречается все чаще, – поясняет Вячеслав Курилин. – Это дает семье значительную экономию на госпошлине, вознаграждении арбитражному управляющему, расходах на публикациях».
Как сообщает сайт Finzdor.ru, на 1 сентября в Челябинской области зафиксировано 460 дел о банкротстве физлиц. 363 из них – процедура реализации имущества, 97 – реструктуризация задолженности. За месяц количество дел увеличилось на 13%. Среди всех регионов Южный Урал занимает 10-е место по количеству банкротств.
На Южном Урале «семейного банкротства» по новым правилам, по ощущениям эксперта, еще не было. Пока южноуральцам приходится избавляться от долгов параллельно. Так, на днях были завершены процедуры банкротства в отношении семьи Самойловых (фамилия изменена. – Прим. автора) – суд полностью списал долги перед банками на сумму больше 2 млн рублей.
Челябинец Александр Самойлов пользуется кредитами уже больше десяти лет и всегда исправно платил по обязательствам, но развернувшийся кризис 2014 года так и не дал оправиться бизнесу от потрясения 2008 года. «Если бы не новые проблемы, нам удалось бы и дальше платить по займам. Но начались задержки по платежам, часть кредитов нам с супругой удалось реструктуризовать. Но один из банков нас просто подставил, – рассказывает Александр. – Такой большой долг накопился, конечно, не сразу. Начались проблемы с работой, стали пользоваться кредитными картами. Знаете, такие “карусельные” – когда снимаешь с одной, чтобы перекрыть долг по другой. Но с банкротством тянули до последнего в надежде закрыть свои долги – раз взяли, то надо отдавать».
По словам Александра, когда процедура закончилась, семья вздохнула с облегчением: «Никакого желания идти за кредитами нет. Сейчас можно попробовать встать на ноги». Он добавил, что сама процедура банкротства прошла легко, ведь имущества у семьи Самойловых не было. Главное было найти деньги на оплату банкротства, а поскольку жена Александра находится в декрете, все расходы по обеим процедурам легли на него, а это вполне ощутимая сумма.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com