В период финансовой нестабильности купить новый автомобиль за наличные мало кто может себе позволить. Но даже кредит осилить могут далеко не все. И еще меньшее количество южноуральцев могут его получить. Что происходит на рынке автокредитования – читайте в нашем материале.
Челябинск за первые пять месяцев 2016 года показал отрицательную динамику авторынка: минус 1,7% по сравнению с январем-маем прошлого года. В количественном эквиваленте это значит, что жители южноуральской столицы приобрели за этот период 4100 новых авто. Такие данные опубликовало агентство «Автостат».
При этом лидером на рынке новых легковых автомобилей в Челябинске по итогам первых пяти месяцев 2016 года стал бренд LADA с объемом 700 машин, на второй позиции – KIA, третье место занял Hyundai. Большая часть марок-лидеров находится в ценовом диапазоне от 400 000 до 700 000 рублей.
По данным РИА «Рейтинг», покупку нового автомобиля стоимостью до 470 000 рублей – дешевле просто нет на рынке – в кредит могут позволить себе только 16,5% жителей Челябинской области. Машину более высокого класса за 1,2 млн рублей – всего 4,3% южноуральцев. По этому показателю Челябинская область находится на 37-й строчке рейтинга регионов России. При расчетах объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе 20%. Учитывались ежемесячный платеж, каско, ОСАГО, расходы на бензин, ТО, смена резины и текущее обслуживание.
Тем не менее, по данным НБКИ, во втором квартале 2016 года на территории Челябинской области было выдано 3940 автокредитов. Доля автокредитования в общем объеме рынка области по сравнению с первым кварталом выросла на 40,9%. Однако эксперты уверены: этот рост обеспечен тем, что за предыдущие годы рынок просел в результате ослабления национальной валюты, что привело к падению покупательной способности населения и к снижению спроса на автокредиты.
Спрос на данный вид кредитов сейчас действительно есть, считает аналитик группы компаний «Финам» Зварич Богдан, но по этому сегменту растет просрочка. «Порядка 10% автокредитов являются проблемными, и их доля продолжает расти. Вполне возможно, что банкам придется ужесточать требования к заемщикам, чтобы сдержать увеличение доли проблемных автокредитов. Это же ведет к сворачиванию программ автокредитования со стороны банков», – поясняет он.
Однако управляющий РОО «Челябинский» ВТБ24 Елена Блинова, наоборот, говорит об снижении требований к заемщику в течение 2016 года: «Банки постепенно снижают требования к заемщикам, но делают это осторожно и часто только для некоторых категорий клиентов. Снижаются и ставки». С начала года эксперты отмечают уменьшение ставок на 1 п.п. В последнее время банки все чаще предлагают условия кредитования под конкретные бренды или даже модели авто. Зачастую это зависит от сегмента клиентов, приобретающих ту или иную модель, от поддержки автопроизводителей. В рамках таких программ есть и более существенное снижение ставок – до 2-3 п.п.
Как результат, Елена Блинова констатирует рост продаж автокредитов ВТБ24 в Челябинской области в первом полугодии 2016 года на 70% по объему и на 30% по количеству по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Летом кредитов, по ее словам, выдано на 35% больше, чем весной. Это обусловлено сезонностью, реализацией отложенного спроса – практически два года люди воздерживались от обновления авто – и восстановлением продаж в сегменте подержанных автомобилей.
Тем не менее авторынок все еще испытывает негативное влияние слабого рубля и снизившихся реальных доходов населения, а новые машины по-прежнему являются дорогими для большинства россиян в целом и южноуральцев в частности.
0,4% южноуральцев могут позволить себе кредит на машину стоимостью от 5 млн рублей.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com