Челябинск, в котором на старт продаж iPhone 7 и iPhone 7 Plus никто не пришел, вовсе не является исключением, как это может показаться. Эксперты уверены, что данные об ажиотажном спросе на новые «яблочные» смартфоны на российском рынке – это лишь маркетинговый ход с целью хоть как-то подстегнуть спрос на дорогой аппарат в непростых экономических условиях.
Напомним, презентация iPhone 7 и iPhone 7 Plus состоялась 7 сентября. Производитель заявил о том, что новые гаджеты получили ряд усовершенствований. Среди них увеличенная производительность и камера. Кроме того, смартфон заявлен как пыле- и влагозащищенный: вендор уверяет, что он способен выдержать даже недолгое погружение в воду.
Российские продажи новинок стартовали в ночь на 23 сентября, а предзаказ можно было оформить с 16-го. Стоимость iPhone 7 составляет от 57 тысяч до 75 тысяч рублей в зависимости от объема памяти, iPhone 7 Plus – 68 – 86 тыс. руб.
По итогам первых дней продаж сотовые операторы и ритейлеры сообщили, что новинка бьет рекорды: россияне купили в два раза больше аппаратов, чем годом ранее, когда начались продажи iPhone 6S.
«Мы довольны результатом первых продаж iPhone 7 и iPhone 7 Plus, – сообщила представитель компании «Вымпелком» («Билайн») Юлия Гаязова. – За первые часы в 16 городах мы продали в два раза больше устройств, чем в прошлом году. Лидерами по продажам стали Москва, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Нижний Новгород и Самара. Самыми востребованными моделями в офисах продаж в эту ночь стали iPhone 7 128 Гб – «черный», «золотой», «розовое золото», iPhone 7 Plus 128 Гб «розовое золото»».
Об ажиотажном спросе на новинки заявили и представители «Мегафона», «Связного», «Евросети», re:Store и других дистрибьюторов. Почти все они отмечают, что большая часть смартфонов ушла по предзаказам, на всех желающих первой партии не хватило.
Между тем старт продаж iPhone 7 и iPhone 7 Plus в Челябинске прошел, мягко говоря, не так удачно, как ожидалось. На это событие в офис «Билайна» не пришел никто. Скоро об этом стало известно всей стране: в социальных сетях тема стала поводом для мемов.
При этом эксперты уверены, что Челябинск не является исключением: продажи iPhone 7 в России вообще идут не так хорошо, как это пытаются преподнести маркетологи Apple и ее партнеров.
«До начала продаж мы опросили всех основных партнеров, и оказалось, что они получили около 20-25 тысяч iPhone 7 всех вариаций, модель Plus была в абсолютном меньшинстве, можно говорить о том, что ее фактически не поставляют на рынок, она в недостатке, – отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. – Со стороны Apple отгрузки партнерам теперь идут раз в три дня. То есть первая партия не распределяется сразу, как это было раньше, а отдается порциями, чтобы люди искали те самые аппараты. Как обычно, в тайне держатся поступление второй партии и ее размер, но уверен, что повторится прошлогодняя ситуация. Мы увидим эту партию в начале октября, она будет равна по объемам тому, что завезли в сентябре (это 75 тысяч аппаратов). Первую партию распределят по партнерам в три-четыре приема, то есть будут локальные всплески наличия тех или иных моделей, а затем они будут исчезать. За счет перепродавцов многие аппараты просто не доедут до регионов, их реализуют в Москве, Санкт-Петербурге. Это тоже классическая схема по поддержанию ажиотажа, чтобы люди покупали устройства не в официальных магазинах, а у перепродавцов. И надо отметить, что это работает».
Аналитик уверен, что на самом деле никакого роста продаж нет. «С точки зрения объема продаж «семерок» уже можно говорить, что все определяется поставками, два года назад первая партия была в 120 тысяч штук, год назад – сравнима с сегодняшней, – отмечает Муртазин. – Продажи вышли на плато, но они не растут. Но в отчетах операторов и торговых точек рассказывается про рост предзаказов в разы, равно как и реальных продаж в первые дни. Объяснение стоит искать в тех самых перепродавцах, которые решили сделать свой небольшой бизнес, фактически забрав первые партии себе. Учитывая их небольшой объем в первые дни, это вполне реально сделать».
Муртазин добавил, что каждый год продавцы iPhone «рапортуют о рекордных продажах, а по факту роста доли Apple в России не наблюдается, в прошлом году она падала, и восстановить ее смогли только за счет восстановленных аппаратов». «С точки зрения того, как отработали PR и маркетинг Apple начало продаж в России, можно сказать, что все отлично. Видимость ажиотажа создана и поддерживается, реальные цифры потребителей не волнуют, а правильное настроение в СМИ обеспечено».
Схожего мнения придерживается и редактор портала «Будь мобильным» Иван Кущ. «Вполне логично, что спрос падает с каждой новой моделью, – считает он. – Во многом это происходит из-за того, что цены на iPhone очень высокие. Если при его стоимости до 40 тысяч рублей люди были еще готовы брать кредиты, стоять в очередях, то в последние два года, когда доллар поднялся выше 60 рублей, а новые iPhone стали стоить более 50 тысяч, спрос упал, и это ожидаемо. Потому никто и не пришел в Челябинске на старт продаж. Что касается ажиотажа в Москве и некоторых других регионах, то в этом возникают большие сомнения. Хочется спросить: а цифры где? Если смотреть на объемы поставок в Россию, то они уменьшились на 50%. При этом в страну привозят те модели, которые за рубежом не пользуются хорошим спросом, но которые уже произведены, и их надо продать. Это в основном устройства в розовом, золотом цвете на 32 гигабайта. Теперь главная цель маркетологов – искусственно создавать ажиотаж вокруг новинки, не поставляя ее в нужных объемах».
Фото: Фото Anton_Ivanov / Shutterstock.com