В России нашли новый способ избавления от теневого алкогольного рынка. Минпромторг предложил снизить минимальную розничную цену (МРЦ) водки с нынешних 190 до 100 рублей за бутылку. А Минэкономики предложило Минфину значительно снизить в 2017 году акцизы на крепкий алкоголь. В ведомствах считают, что в таком случае покупать сомнительные спиртосодержащие жидкости в полулегальных торговых точках станет ни к чему: все слои населения получат доступ «к качественному дешевому заводскому алкоголю». Каким образом нововведение может сказаться на бизнесе Южного Урала – в тексте на Chel.ru.
Минимальную розничную цену водки в России нужно снизить с нынешних 190 до 100 рублей за бутылку – с такой инициативой выступил Минпромторг. При этом в отрасли звучат и более радикальные предложения: чтобы «убить» всех нелегалов махом, а заодно и сравняться по доступности алкоголя с ЕС, водка в России должна стоить еще дешевле – 50 рублей за бутылку.
А Минэкономики предложило Минфину снизить в 2017 году акциз на крепкий алкоголь с нынешних 500 рублей до 360 рублей за литр безводного спирта, а МРЦ на водку – с 190 рублей до 136 рублей. Об этом «РИА Новости» заявил заместитель главы Минэкономики Олег Фомичев.
Минимальные цены на водку в России государство устанавливает с 2009 года. Власти объясняют эту меру борьбой с производством контрафактного алкоголя. В 2014 году минимальная розничная цена доходила до 220 рублей за 0,5 л. В феврале 2015 года ее снизили с 220 рублей до 185 рублей, в июне 2016 года подняли до 190 рублей.
В Минпромторге уверены: нужно не только снижать минимальную цену, но и удешевить лицензирование розничной торговли алкоголем, а также отказаться от избыточных и неоправданных ограничений на торговлю спиртным в сетевых магазинах. Такие меры, по мнению чиновников, стимулируют граждан к потреблению качественного алкоголя и перекроют кислород изготовителям фальсификата.
Как пишет «РГ», свою позицию Минпромторг подкрепил любопытными комментариями. К примеру, в министерстве считают, что «объём потребления алкоголя на душу населения не является значимым фактором для здоровья нации, общественной морали и нравственности». А показатели смертности и продолжительности жизни в России «от объёмов среднедушевого потребления алкоголя не зависят». То есть чиновники дали понять: смысла в политике сокращения потребления спиртного они не видят.
И это при том, что еще несколько лет назад в Минздраве били тревогу по поводу растущей алкоголизации населения, а в Интернете распространяли видеоролики о вредном влиянии на организм различных спиртных напитков.
Интересно, что позицию Минпромторга разделяет и ряд экспертов. В частности, это руководитель проекта «Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя» (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, который признался: доклад Минпромторга в значительной степени основан на его рекомендациях. Он уверен: никакой алкоголизации в России нет, и во всех странах пьют примерно одинаково.
«Если мы сделаем легальную водку по 100 рублей, снизив стоимость акциза в три раза, то сбор государством акцизов с крепкого алкоголя в целом по России будет в два раза меньше. На это государство никогда не пойдет», – считает Дробиз.
У Минпромторга, впрочем, другие расчеты. Комплекс мер по вытеснению нелегальной водки и «левых» торговых точек должен увеличить акцизные поступления в бюджет «не менее, чем на 20%». А, кроме того, сформировать «нормальное здоровое и адекватное» потребление алкоголя.
Маловероятно, что в текущей ситуации дефицитного бюджета предложение Минэкономики будет встречено в Минфине с большим оптимизмом, указывают эксперты Chel.ru.
«Рисковать “синицей в руках” ради “журавля в небе” всегда боязно, а особенно в ситуации, когда это реально может увеличить финансовые затруднения правительства, – комментирует заместитель генерального директора ИК “Финам” Ярослав Кабаков. – К тому же в последние годы очень много сделано для усиления контроля над рынком нелегального алкоголя – не только ЕГАИС, но и отчасти система “Платон” работает на решение этой задачи. И, более того, по оценкам самих производителей, результаты начали давать о себе знать: в среднем крупнейшие игроки прогнозируют по итогам этого года увеличение отгрузок на 25%, что примерно соответствует разнице между общими объёмами продаж и количеством произведённой водки по данным за прошлый год».
Схожего мнения придерживается и коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов: «Когда государство посчитает, сколько потеряет бюджет от таких нововведений по акцизам, все предложения развернут, – уверен он. – Сейчас в стране ведется политика к наибольшей нагрузке на тот или иной продукт для увеличения поступлений в бюджет. Поэтому акцизы точно не изменят. Максимум, что может произойти, – некоторое изменение минимальных розничных цен».
По итогам 2015 года в России было произведено 63,9 млн декалитров водки, продано 86,2 млн декалитров, что составило снижение по сравнению с 2014 годом на 3,8%. В то же время в текущем году большинство производителей констатируют существенный рост отгрузок алкогольной продукции, указал представитель ИК «Финам».
Потери бюджет понесёт сразу же после снижения акцизов, а вот эффект от него, если и станет заметен, то не раньше 2018 года, указал аналитик ИК «Финам».
«А к тому времени многое может измениться, – продолжает Ярослав Кабаков. – Если, скажем, цены на нефть на мировом рынке поднимутся хотя бы до 60 долларов за баррель, прирост доходов от алкогольных акцизов уже будет некритичен».
Респонденты сайта также сомневаются, что будет достигнута главная цель министерств – сокращение доли нелегального алкоголя.
«Россия – страна такая, где любое искусственное повышение цен на алкоголь ведет к увеличению употребления различных жидкостей, начиная с “боярышника” и заканчивая, условно говоря, жидкостями, которые заливают в бочок омывателя стекол, – комментирует коммерческий директор розничной сети “Проспект” Андрей Грибанов. – Соглашусь, что МРЦ для легального алкоголя на сегодняшний день достаточно немаленькая для потребителя. А Россия – страна-то пьющая. Логика министерств понятна: своей инициативой они хотят не только уменьшить количество потребляемой жидкости “не для пития”, но и сократить объемы контрафакта, который выявляется во время любого рейда правоохранительных органов. Однако не думаю, что так произойдет на самом деле».
Условно говоря, легальный алкоголь на сегодня в России потребляет 80% населения, но это не значит, что если цену снизят, то его будут употреблять 100% населения, пояснил собеседник.
Есть сомнения и в том, что снижение акцизов отразится на стоимости продукции в аналогичной величине. Но в том, что это приведет к снижению доходов бизнеса, собеседники уверены.
«Мы практически не продаем дешевую водку, поэтому на нашем магазине и наших покупателях эти предложения министерств вряд ли отразятся: вряд ли дорогая водка подешевеет, – комментирует коммерческий директор гипермаркета “Теорема” Игорь Чигинцев. – Этим инициативам больше порадуются дискаунтеры». В пример он привел «Красное и Белое» и «Мавт», где за каждый рубль идет борьба, где есть стремление предложить первую цену в каждой группе товаров.
«Там стоимость алкогольной продукции опустится и, не исключено, несколько повысится ее потребление, – продолжает Игорь Чигинцев. – Но наши покупатели точно больше пить не станут – у них достаточно средств, чтобы купить хороший крепкий алкоголь. А вообще взаимосвязь между акцизами и дорогим крепким алкоголем хоть и есть, но лишь незначительная. Для примера: бутылка хорошего виски стоит от трех до пяти тысяч рублей. Величина акциза в этой сумме совсем невелика».
«В естественной величине емкость рынка останется практически прежней, – продолжает Грибанов. – А зарабатывать меньше будут и производители, и оптовое звено, и ритейл. И вообще, на мой взгляд, госрегулирование любого рынка никакой пользы не приносило и не принесет. Конечно, акцизы должны быть, но навязывания цен напрямую быть не должно. Любое ограничение для легальных продавцов ведет к увеличению теневого оборота. И в России это сплошь и рядом. К тому же далеко не всегда изменение цены на акцизы ведет к пропорциональному изменению розничных цен на товар».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com