Власти Челябинской области рассмотрят вопрос об участии в федеральной программе субсидирования авиарейсов. Соответствующее поручение дал на совещании с заместителями и министрами губернатор региона Борис Дубровский. Он предложил экономическому блоку правительства проработать вопросы субсидирования авиаперевозок в Уфу и Самару, а также международных рейсов.
«На прошлой неделе председатель правительства России Дмитрий Медведев поручил рассмотреть тему субсидирования региональных авиаперевозок, – отметил Борис Дубровский. – Пока речь идет о господдержке социально значимых авиарейсов между регионами России. Мы обсуждаем вопрос об открытии рейсов в Уфу и Самару. Я бы хотел знать, есть ли у нас реальная потребность вписаться в федеральную программу».
Напомним, как ранее писал 74.ru, проработать вопрос о субсидированных перевозках в Уфу и Самару Борис Дубровский поручил по итогам совещания с руководителями челябинского аэропорта. Представители авиапредприятия представили главе области программу по развитию региональной авиации, которая предусматривает субсидирование новых рейсов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов России. Регионы, между которыми устанавливается прямое авиасообщение, могут участвовать в программе на паритетных началах. Таким образом планируется увеличить пассажиропоток. Из предложенных направлений губернатор Челябинской области остановился на Уфе и Самаре.
Эксперты неоднозначно относятся к перспективе появления субсидированных рейсов в Уфу и Самару. «Любые новые рейсы – это всегда полезно для рынка в целом, – считает директор туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич. – Чем больше направлений, тем выше подвижность населения, его мобильность. Что касается перспективы увеличения пассажиропотока, то надо понимать, что на этот показатель появление маленьких самолетов, летающих один-два раза в неделю, существенно не повлияет».
Гуревич добавил, что «ситуация с субсидированием тарифов, как правило, абсолютно непрозрачна, и мало кто понимает, как они рассчитываются». Он напомнил о рейсе Челябинск – Вена, который в свое время осуществлялся при поддержке бюджетных средств. «Этот рейс тогда принес хорошую прибыль компании "Уральские авиалинии" и прямой убыток региону, – отметил эксперт. – Поэтому в данном случае возникает вопрос, что именно и каким образом будет субсидироваться. Если просто стоимость билета – это одно, если загрузка рейса – это другое. Но практика, в том числе Челябинска, показывает, что пассажирам не удается существенно сэкономить на таких рейсах».
Что касается привлечения федеральных средств, то Гуревич пояснил, что финансирование в любом случае будет совместным, и основные расходы возьмет на себя регион, а не федеральный бюджет. «Плюс надо понимать, что самолеты будут маленькие, – добавил он. – Из Челябинска в Уфу, скорее всего, будут летать 20-местные, в Самару теоретически могут пустить 50-местные. И главный вопрос, конечно же, кто будет осуществлять перелеты: авиакомпании вряд ли стоят в очередь. Опыт таких направлений, как Челябинск–Пермь, показывает, что цены на них довольно высокие, а значит, загрузка рейсов будет низкой».
Помимо рейсов в Уфу и Самару, Борис Дубровский поручил проработать вопрос субсидирования международных направлений. «Нас интересует открытие регулярного авиасообщения между Челябинском и Астаной, – заявил губернатор на совещании, обращаясь к экономическому блоку правительства. – В связи с проведением в следующем году в Астане международной выставки "Экспо" и межрегионального форума сотрудничества России и Казахстана в Челябинске. Надо внести предложение распространить практику субсидирования на международные направления, имеющие важное значение для развития межрегиональных связей с нашими партнерами по ЕАЭС и ШОС. Прошу этот вопрос изучить и довести до меня информацию».
Напомним, регулярное авиасообщение между Челябинском и Астаной планируется наладить к весне 2017 года. Об этом говорили в начале октября на форуме международного сотрудничества России и Казахстана Борис Дубровский и аким Астаны Асет Исекешев. Предложение выполнять перелеты на этом направлении было направлено двум казахстанским перевозчикам – компаниям «Казах Эйр» и «СКАТ».
Участники рынка авиаперевозок отмечают, что субсидирование рейсов – это эффективный механизм, позволяющий сделать полеты более доступными. «Это действующие и привлекательные механизмы, в которых мы готовы участвовать, – отмечают в пресс-службе компании «Уральские авиалинии». – Что касается субсидирования международных рейсов, выполняемых из Челябинска, то у авиакомпании был опыт сотрудничества с регионом и в этом вопросе. Мы считаем этот опыт положительным, обладающим потенциалом для развития транспортных связей области».
При этом в компании отметили, что парк воздушных судов перевозчика больше подходит для среднемагистральных маршрутов протяженностью свыше 2000 километров, количество мест в самолетах, как правило, более 120. «Таким образом, авиапарк компании не всегда подходит для региональных перевозок, где отмечается невысокий пассажиропоток, – поясняют в пресс-службе «Уральских авиалиний». – Но это не означает, что мы не заинтересованы в развитии субсидированных межрегиональных перевозок».
«Практика субсидирования региональных авиарейсов весьма развита в нашей стране и в ней уже участвуют почти два десятка регионов, – отмечает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. – Если область наряду с государством сможет софинансировать эти рейсы, то это, безусловно, положительно скажется и на тех, кто будет перевозить, и на тех, кого будут перевозить. Это поддержит не только саму авиакомпанию, но и аэропорт, поставщиков товаров и услуг, которые они используют в своей деятельности. Важное значение имеет эта программа и для социальной обстановки в обществе, ведь нужно напомнить, что воспользоваться ей могут граждане РФ в возрасте до 23 лет, женщины в возрасте свыше 55 лет, мужчины в возрасте свыше 60 лет, инвалиды первой группы любого возраста с сопровождающим лицом и лицо, сопровождающее ребенка-инвалида».
Аналитик напомнил, что власти ранее неоднократно заявляли о намерении восстановить региональные авиаперевозки. «Учитывая это, перспективы у предлагаемых рейсов есть, причем они могут быть включены в федеральную программу и стать востребованными у пассажиров. Что касается международных рейсов, то здесь ситуация сложнее, так как в этом случае менее выражена социальная функция. Тем не менее, если у региона есть средства, и он сумеет договориться с перевозчиками о субсидировании, то он сможет самостоятельно поддерживать такие полеты, не пользуясь федеральными деньгами».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com