Бизнес репортаж «Работа у нас опасная»: челябинка делает миниатюрных лягушек из огненного стекла

«Работа у нас опасная»: челябинка делает миниатюрных лягушек из огненного стекла

Своим искусством Анна Иванова поразила муранских мастеров

Каждая бусина в исполнении художника-стеклодува Анны Ивановой уникальна | 74.ruКаждая бусина в исполнении художника-стеклодува Анны Ивановой уникальна | 74.ru
Каждая бусина в исполнении художника-стеклодува Анны Ивановой уникальна

Стекло прежде всего ассоциируется с чем-то утилитарным: окнами, посудой, бутылками. Но талантливые люди устроены так, что любой материал они превращают в нечто искусное и неповторимое. Художники смогли «приручить» стекло, и появилось направление «лэмпворк» — художественная обработка стекла с помощью пламени горелки. Челябинка Анна Иванова одна из тех, у кого хорошо получается превращать твердое и хрупкое стекло в украшения, которым место на полках в ювелирном.

Познакомились мы с Анной на фестивале народного творчества «Бажовка». Пробежать мимо её витрины, особенно девушке, было практически невозможно.

Россыпь необычных украшений притягивала, будто магнитом | Источник: Андрей ВинниковРоссыпь необычных украшений притягивала, будто магнитом | Источник: Андрей Винников
Россыпь необычных украшений притягивала, будто магнитом
Источник:

Ворох причудливых бусин и оригинальных серег, браслетов, подвесок, брошей и других украшений приковывал взгляды, а руки сами тянулись прикоснуться к ним. На вид — тёплые, живые, будто из шёлка, на ощупь — вдруг прохладные и твёрдые. Сделаны они из стекла.

На первый взгляд стеклянные цветы казались живыми творениями природыНа первый взгляд стеклянные цветы казались живыми творениями природы
На первый взгляд стеклянные цветы казались живыми творениями природы

Недолго думая, мы решили отправиться в гости к Анне и узнать, как из обычного стекла можно сделать украшение, достойное витрин ювелирного магазина. В день встречи среди невероятно красочного и живописного творческого беспорядка девушка разбирала коробки после фестиваля.

— Даже показать нечего — после «Бажовки» практически ничего не осталось, — сетовала она. — Вот и со своего браслета все бусины сняла.

На Бажовском фестивале ушли к новым хозяйкам практически все готовые украшенияНа Бажовском фестивале ушли к новым хозяйкам практически все готовые украшения
На Бажовском фестивале ушли к новым хозяйкам практически все готовые украшения

Наша героиня — живописец и художник-педагог. Начинала с абстракционистских картин, постепенно втянулась в керамику. В 2008 году открыла с мужем-врачом первую творческую мастерскую PICASSO (теперь таких мастерских в Челябинске три), где на ножном гончарном круге делала большие горшки. А через два года Анна влюбилась в стекло.

— Я художник, и была уверена, что буду работать исключительно с абстракцией, необычными переходами цветов, но уж точно ни за что на свете не буду собирать из своих бусин украшения и делать лягушек и прочих зверушек, — рассказывает мастерица. — Считала, что все эти глазки, «ути-пути» и так далее — это не круто для профессионального художника. Заблуждалась я недолго.

Но однажды на выставке она увидела «симпатичную лягушенцию», заинтересовалась и решила сотворить нечто подобноеНо однажды на выставке она увидела «симпатичную лягушенцию», заинтересовалась и решила сотворить нечто подобное
Но однажды на выставке она увидела «симпатичную лягушенцию», заинтересовалась и решила сотворить нечто подобное

— Когда стеклянная лягушка получилась кривая и страшная, разозлилась очень сильно! — вспоминает Анна. — И как всегда в таком случае начала тренироваться. Что удивительно, самые страшные из моих лягушек всё равно нравились людям, и их быстро раскупали. Возможно потому, что лягушка — очень мощный символ во многих культурах.

В русской и европейских культурах лягушка — символ неожиданного чуда. Вот только в Европе лягушка — не царевна, а принц. Но это все лирика, давайте перейдем к самому процессу.

В квартире размещать такую мастерскую опасноВ квартире размещать такую мастерскую опасно
В квартире размещать такую мастерскую опасно

Для создания стеклянных украшений нужен огонь и собственно само стекло. Так как основной процесс заключается в плавлении материала, то разместить мастерскую дома не получится — опасно. Для плавления используется горелка, которая работает на смеси двух газов — пропана и кислорода, который поступает из кислородных концентраторов.

Верхнее пламя горелки используется для создания изделий диаметром до пяти сантиметров, нижнее — для плавления более крупных вещей. Работать без мощной промышленной вытяжки не получится: из стекла при плавлении испаряются соли различных металлов, которыми оно окрашено.

Мастерица работает в основном на итальянском сырьеМастерица работает в основном на итальянском сырье
Мастерица работает в основном на итальянском сырье

Стекло у мастерицы в нескольких видах. Основная масса — палочки длинной около 30 см, в таком виде в мастерскую с аукционов поступает сырьё из-за границы. Бывают прозрачными и полупрозрачными. Анна творит в основном из венецианского стекла, которое прилетает к ней из Италии.

Есть стёкла чешские, немецкие, американские, индийские, турецкие и даже китайские (кстати, одни из самых дорогих и качественных). Тона от партии к партии гуляют по оттенкам. Некоторые стёкла при нагревании безвозвратно меняют тон и цвет, поэтому каждая из бусин неповторима.

Такие палочки можно вытягивать в тоненькие трубочки — «стрингер», молоть в мелкую крошку (получается безотходное производство), крутить заготовки «твисти» и так далее. Стекло с вкраплениями золота и серебра стоит на порядок дороже обычных — что логично.

Такие палочки скручивают из обычных стеклянныхТакие палочки скручивают из обычных стеклянных
Такие палочки скручивают из обычных стеклянных

— Чтобы защитить одежду от брызг и капелек стекла, работаю в фартуке и штанах, инкрустированных капельками стекла, — смеётся Анна. — Волосы убираю, чтобы не загорелись. Для защиты глаз от содового свечения — розовые очки — нечто среднее между очками сварщика и солнечными. Они прячут пламя, позволяя делать мелкие вещи.

У мастерицы целый ящик «пыточных» инструментов: горячие пальцы, множество щипцов и так далее. Весь инструмент приходится заказывать за границей: в России его только начинают производить.

— Работа у стеклодувов опасная, но если соблюдать технику безопасности, то об этом вспоминать не придётся, — продолжает она. — Чаще бывают ожоги: застывшее стекло визуально кажется холодным, и в творческом беспорядке и порыве вдохновения бывает хватаюсь за неостывшие стёклышки. Реже — порезы, появляются в основном из-за стреляющих осколков стекла. Есть у стекла такая особенность, что при охлаждении оно может не просто треснуть, а стрельнуть с огромной силой осколками в разные стороны.

Вплавить в стекло живой цветок, ракушку или иную органику невозможно: всё сгорает дотла. Приходится рисовать стекломВплавить в стекло живой цветок, ракушку или иную органику невозможно: всё сгорает дотла. Приходится рисовать стеклом
Вплавить в стекло живой цветок, ракушку или иную органику невозможно: всё сгорает дотла. Приходится рисовать стеклом

Стекло наматывается на металлические палочки из нержавейки — так в бусинах получаются сквозные отверстия. Белый раствор на конце палочки — это сепаратор. Нужен он, чтобы стекло не прилипало.

Розовые очки защищают глаза и прячут пламя, позволяя уделять внимание мелочамРозовые очки защищают глаза и прячут пламя, позволяя уделять внимание мелочам
Розовые очки защищают глаза и прячут пламя, позволяя уделять внимание мелочам
Температура пламени — 1200°С, но уже в семи сантиметрах от огня — не обожжёшьсяТемпература пламени — 1200°С, но уже в семи сантиметрах от огня — не обожжёшься
Температура пламени — 1200°С, но уже в семи сантиметрах от огня — не обожжёшься
Под слоем прозрачного стекла любой рисунок кажется объёмнымПод слоем прозрачного стекла любой рисунок кажется объёмным
Под слоем прозрачного стекла любой рисунок кажется объёмным
Лягушка — очень мощный символ во многих культурахЛягушка — очень мощный символ во многих культурах
Лягушка — очень мощный символ во многих культурах
Фигурка пожелтела, когда остылаФигурка пожелтела, когда остыла
Фигурка пожелтела, когда остыла
Творить из стекла Анна училась на мастер-классах у мастеров Москвы, Екатеринбурга и других уголков РоссииТворить из стекла Анна училась на мастер-классах у мастеров Москвы, Екатеринбурга и других уголков России
Творить из стекла Анна училась на мастер-классах у мастеров Москвы, Екатеринбурга и других уголков России
Стеклянные бусы полые внутри, а потому весят не многоСтеклянные бусы полые внутри, а потому весят не много
Стеклянные бусы полые внутри, а потому весят не много

— Чаще всего работа происходит по наитию, без планов, инструкций и эскизов, — рассказывает Анна. — Я люблю прийти, посмотреть на свой творческий беспорядок на столе, взять приглянувшееся стёклышко и начать импровизировать. Абсолютно стихийно. А гениальные идеи, как правило, приходят из ошибок. Так родилась, например, ракушка с улиткой внутри. Делала простую ракушку, бусина сорвалась со спицы, я, чтобы замаскировать некрасивые края, стала капать туда новое стекло — и увидела там глаза… На одной из международных выставок в Москве коллеги из Италии, делающие великолепные ракушки, заинтересовались моей улиткой и поучаствовали в мастер-классе, который я тогда давала. Да, действительно, я могу сказать, что поразила муранских мастеров своим умением.

Итальянцы заинтересовались тем, как челябинская мастерица искусно прячет улиток в ракушки, и захотели этому научитьсяИтальянцы заинтересовались тем, как челябинская мастерица искусно прячет улиток в ракушки, и захотели этому научиться
Итальянцы заинтересовались тем, как челябинская мастерица искусно прячет улиток в ракушки, и захотели этому научиться
Улитки и сложные бусины делаются часа за три непрерывной работыУлитки и сложные бусины делаются часа за три непрерывной работы
Улитки и сложные бусины делаются часа за три непрерывной работы

Обычно за день у Анны получается сделать хорошую охапку бусин, которая не помещается в руки. Все они остаются на несколько часов на обжиг в печи при температуре более 500°С. Затем она высверливает сепаратор изнутри свёрлами вроде тех, которыми работают стоматологи на бор-машинах.

— В моём творчестве буквально каждый день можно патентовать открытия! — восхищается Анна. — Я, например, изобрела свой собственный метод выдувания. От классического метода, который применяется в Италии, он отличается своей простотой. И теперь научиться этому способу ко мне приезжают умельцы не только из разных уголков России, но и из многих стран. Думаю, пора его патентовать.

Южноуральская мастерица изобрела собственный метод выдувания, научиться которому приезжают заграничные мастераЮжноуральская мастерица изобрела собственный метод выдувания, научиться которому приезжают заграничные мастера
Южноуральская мастерица изобрела собственный метод выдувания, научиться которому приезжают заграничные мастера
Капелька стекла за несколько секунд превращается в тонкую бусинуКапелька стекла за несколько секунд превращается в тонкую бусину
Капелька стекла за несколько секунд превращается в тонкую бусину

Анна уверяет, что научиться творить из стекла может каждый желающий. И даже художественное образование не обязательно — достаточно хорошего вкуса, стремления и собственной мастерской, где нужно ежедневно и помногу практиковать, не опасаясь экспериментировать.

Насколько сложно мастерство стеклодува, наш журналист проверила на себе. Оказалось, что стекло так и норовит соскользнуть со спицы. А поставить ровные и чёткие точки в задуманное место без сноровки — адски сложно. Тонкая палочка стекла мгновенно становится мягкой, но застывает ещё быстрее, меньше чем через секунду. В итоге экспериментальную бусину решили просто вывалять в разноцветных осколках.

Журналист 74.ru опробовала на себе мастерство стеклодуваЖурналист 74.ru опробовала на себе мастерство стеклодува
Журналист 74.ru опробовала на себе мастерство стеклодува
Для упрощения эксперимента бусину решили вывалять в разноцветных осколкахДля упрощения эксперимента бусину решили вывалять в разноцветных осколках
Для упрощения эксперимента бусину решили вывалять в разноцветных осколках
Синяя бусина — результат старания нашего журналистаСиняя бусина — результат старания нашего журналиста
Синяя бусина — результат старания нашего журналиста

— Я дикий трудоголик, для меня всё это — это не хобби, а работа, которая приносит огромное удовольствие, — делится Анна. — Творя и экспериментируя, каждый раз убеждаюсь, что стекло — многоплановый и сложный материал, который не изучить и за всю жизнь. Наслаждаюсь, когда мои работы нравятся зрителям и покупателям. При продаже испытываю какой-то азарт. Я восхищена и влюблена в стекло и понимаю, что оно не надоест мне ещё очень долго.

Если вы или ваши знакомые зарабатывают на том, что делают великолепные вещи своими руками, пишите на почту kruhmaleva@info74.ru с пометкой «бизнес на рукоделии», и мы обязательно расскажем о вас на страницах нашего сайта.

Если вы знаете интересных челябинцев с необычными профессиями, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.

Фото: Андрей Винников
Фото: Видео: Андрей Винников, монтаж: Мария Романова. Фото: Андрей Винников

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
59
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления