Операционные компании челябинской аптечной сети «Классика» — ООО «Аптека «Классика» ЧЛ» (работала в Челябинской области) и ООО «Аптека «Классика» ЕК» (работала в Екатеринбурге и Свердловской области) подали заявления о банкротстве. Информация об этом содержится в картотеке арбитражных дел. В чём причина столь серьёзного шага и как это комментируют сторонние игроки фармацевтического рынка Южного Урала — в материале 74.ru.
В компании, которая принадлежит супруге депутата Госдумы Олега Колесникова — Лене Колесниковой, отмечают, что это был вынужденный шаг, поскольку из-за заявлений нескольких кредиторов счета сети аптек были арестованы и не было возможности нормально работать.
— Юрлица «Аптека «Классика» ЕК» и «Аптека «Классика» ЧЛ» не смогли рассчитаться по своим обязательствам, и поэтому по закону руководитель был обязан подать заявление о банкротстве, что и сделано, — объяснил генеральный директор сети аптек «Классика» Александр Ширеков. — Что будет дальше, решит арбитражный суд. Заседание назначено на 2 августа.
Заявление о собственном банкротстве ООО «Аптека «Классика» ЧЛ» подало 16 июня. 23 июня иск приняли к производству. Конкурсного управляющего должника утвердят из числа членов некоммерческого партнерства «Межрегиональная Северо-Кавказская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих «Содружество», говорится в материалах суда.
ООО «Аптека «Классика» ЕК» заявление о банкротстве подало 23 июня. Решения суда пока нет.
Согласно данным базы данных СПАРК, в общей сложности к аптеке «Классика» ЧЛ» и аптеке «Классика» ЕК» в прошлом году подали иски на сумму более 325 млн рублей, в 2017-м — свыше 315 млн рублей. В числе истцов — «СИА Интернейшнл», дистрибьюторы «Протек», «Фармкомплект», «Агроресурсы» и «БСС».
Каким образом с кредиторами будет производиться расчёт, решит суд, отметили в компании.
— С момента назначения процедуры банкротства, если таковая будет назначена судом, будет назначен управляющий, который и примет решение о расчёте с поставщиками, — уточнил Александр Ширеков. — Что касается наших сотрудников, то люди работают, никто не увольняется, никто не будет уволен. Все, кто работает сейчас, сохранят свои места. Все свои обязательства мы выполним.
В бизнес-сообществе обсуждают версию о том, что банкротство — способ «вылечить» компанию от долгов перед последующей продажей. Однако в «Классике» эту информацию отрицают.
— Слухи о продаже ходят уже года два. Знаю, кто их распространяет. За это время уже стало скучно их комментировать, — говорит Александр Ширеков. — Любая компания, в том числе и наша, может рассматривать варианты привлечения соинвесторов для разных проектов. Но если говорить о продаже — нет, мы не продаёмся.
В сетях-конкурентах сети аптек «Классика» рассуждать о том, что завело компанию в такую долговую яму, наотрез отказались. Однако отметили, что за последние два года количество игроков на фармацевтическом рынке Челябинска и области значительно выросло и работать стало в разы сложнее.
— У нас конкуренция просто бешеная стала, — рассказал первый заместитель генерального директора АО «Областной аптечный склад» Валерий Яковенко. — К нам в область, и в Челябинск в особенности, за последние два года уже пришло очень много игроков федерального уровня, и они продолжают приходить и расширяться. Бороться за клиента стало очень сложно.
Любая конкуренция, особенно на фармацевтическом рынке, начинается с попытки отъёма клиентов. И один из самых простых способов здесь — активное снижение цен, объяснил собеседник 74.ru.
— И чем серьёзнее игрок, тем дольше он демпингует, — продолжает Валерий Яковенко. — У федеральных игроков значительный маркетинговый бюджет, и они могут достаточно долго стараться «выжечь поляну», чтобы избавиться от конкурентов, а потом цены привести в соответствие с рынком. От демпинга проигрывают все игроки — и те, кто снижает цены, и те, кто сделать этого не может. Выигрывают же только покупатели.
Пик активности сторонних аптечных сетей на Южном Урале приходится на последние два года.
— Челябинская область длительное время работала без федеральных игроков — нашему региону хватало крупных региональных сетей, таких как «Областной аптечный склад», «Классика», «Рифарм», «Алвик», «Гран», — рассказывает Валерий Яковенко. — Сейчас идёт марш-бросок федеральных и региональных сетей из соседних областей, приходится расширяться в конкурентной борьбе, идёт борьба за персонал и клиентов. При этом поле нашей деятельности ограничено ёмкостью рынка. Ведь даже если цены снизить очень сильно, таблетки — не еда: больше, чем нужно, лекарств не купят. Вот и не выдерживают некоторые компании. К примеру, в прошлом году закрылась сеть аптек «Гран». Вскоре аптечные точки начнут открывать в магазинах формата «у дома», и воевать за клиента станет ещё сложнее.