В июне 2017 года Федеральной антимонопольной службой России принято решение о повышении цен на природный газ для промышленности с 1 июля 2017 года на 3,9%.
Предыдущее увеличение цены на газ было в 2015 году. За прошедшие два года промышленные потребители, учитывая значительное и долгосрочное снижение мировых цен на нефть и природный газ, успели отвыкнуть от ежегодного роста тарифов и для многих из них новое повышение стало неприятной неожиданностью, потребовавшей в экстренном порядке производить корректировки утвержденных бизнес-планов на 2017 год по негативному сценарию. Отечественные промышленные производства, сумевшие оптимизировать свою деятельность в сложившейся экономической реальности, вновь будут вынуждены адаптироваться к ухудшающимся условиям.
Котировки природного газа на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) незамедлительно отреагировали повышением на индексацию регулируемой оптовой цены на газ, но при этом соотношение регулируемой цены и стоимости газа на бирже сохранилось. У потребителей Челябинской области по-прежнему существует возможность покупки газа на бирже по цене ниже цены регионального поставщика на 7–10%. Приобретение газа на организованных биржевых торгах позволяет предприятиям региона сохранить закупочные цены на природный газ, существовавшие до 1 июля 2017 года, и даже снизить их.
Возможность выбора поставщика в рамках проводимой Правительством РФ либерализации газового рынка стимулирует действующих игроков к гибкости в работе с потребителями газа. Так, по материалам газеты «Коммерсантъ» (№ 110 от 22.06.2017 г.) ООО «НОВАТЭК-Челябинск» уже предлагает потребителям снижение цены на природный газ с учетом котировок стоимости топлива на СПбМТСБ.
ООО «НОВАТЭК-Челябинск» в своей деятельности по реализации газа не сковано существенными ограничениями: цена на газ, поставляемый независимыми поставщиками газа, к которым относится ПАО «НОВАТЭК», не регулируется государством, в отличие от цены на газ ПАО «Газпром», также региональный поставщик, поставляя «небиржевой» газ, не подпадает под ограничения, предусмотренные действующими Правилами проведения биржевых торгов.
Указанные обстоятельства позволяют ООО «НОВАТЭК-Челябинск» в рамках конкурентной борьбы с новыми поставщиками разработать и предложить действительно выгодные и удобные условия сотрудничества в обмен на лояльность своих потребителей. От оперативной и адекватной реакции основного регионального поставщика газа на стремительно меняющиеся условия рынка зависят перспективы сохранения статуса Челябинской области как крупнейшего и стабильного рынка сбыта для ПАО «НОВАТЭК».
Таким образом благодаря появлению возможности альтернативного приобретения природного газа с использованием системы биржевой торговли рынок природного газа в Челябинской области медленно разворачивается к потребителю у которого появилась реальная возможность влиять на цены и условия поставки газа.
Покупатель газа в любом случае остается в выигрыше: приобретая газ на бирже по низкой цене и получая экономию и опыт, необходимый для эффективной работы в условиях отмены государственного регулирования рынка газа, или приняв предложение регионального поставщика газа, вступившего в конкурентную борьбу, по снижению цены и пересмотру условий действующего долгосрочного договора поставки газа в пользу потребителя.
Для получения максимального положительного эффекта в сложившейся ситуации, когда поставщики газа соревнуются в способах борьбы за потребителя, покупателю необходимо обладать полной и достоверной информацией о тенденциях развития рынка газа и не ждать предложений от поставщиков, а самим их формировать и предлагать новые выгодные условия приобретения природного газа.
Так, получив предложение об изменении существующих договорных условий от поставщика, покупатель не обязан безоговорочно принимать предложенные условия, и может сформировать встречную переговорную позицию, например, предложить исключить из договора невыгодные условия: об увеличении количества поставленного газа на величину погрешности измерения расхода газа, закрепить альтернативный расчету по проектной мощности газопотребляющего оборудования способ определения количества газа при отсутствии или неисправности приборов учета, исключить начисление неустойки при просрочке оплаты авансовых платежей.
Полученная в результате экономия может быть направлена промышленными предприятиями региона на модернизацию или развитие производства, снижение себестоимости продукции, что повысит их конкурентоспособность на российском и мировом рынке. Предприятия ЖКХ имеют возможность замедлить рост тарифов на свои услуги и осуществить дополнительные вложения в инфраструктурные объекты.
Механизмы рыночных отношений в поставках газа в Челябинской области пока находятся в зачаточном состоянии и нам ещё предстоит увидеть колебания на рынке газа от действий игроков и оценить их амплитуду. Зрелищность этого процесса будет зависеть от действия Правительства РФ, активности поставщиков газа и настойчивости, информированности, а иногда и решимости потребителей газа.
Статья подготовлена специалистами Консалтинговой компании «Константа»,
тел.: (351) 239-8-239;
Kkconstanta.com.