Челябинск называют «городом, который смог», а его достопримечательностью — воздух, который можно увидеть. Но как бы ни глумились над ситуацией в глобальной Сети, проблема загрязнения воздуха, которым дышат 1,5 млн жителей мегаполиса, волнует каждого. Челябинск снабжают энергией четыре электростанции. Их своевременная модернизация позволила городу не повторить судьбу китайских мегаполисов.
Вопросы экологии обсудили представители власти, крупнейших промышленных предприятий и экологических движений Челябинской области.
К экологии — через модернизацию
Один из способов снизить нагрузку на экологию — модернизировать производство и технологии. Крупные предприятия инвестируют миллиарды в переоснащение. Например, затраты на строительство трех парогазовых энергоблоков на ЧГРЭС составили 48 млрд рублей.
— В совокупности из экономических и экологических соображений на ЧГРЭС и ЧТЭЦ-3 были построены парогазовые установки, а не паросиловые. Производство энергии в парогазовом цикле позволило сократить объем выбросов углекислого газа на 250 тыс. тонн/год, оксидов азота — на 940 тонн/год, — подчеркнула заместитель главного инженера филиала «Энергосистема «Урал» компании «Фортум» Ирина Марченко.
Компания завершает масштабную реконструкцию ТЭЦ-1 (1942 год) на Копейском шоссе. Началось все с установки двух газотурбинных установок. В 2016 году завершили строительство резервной нитки газопровода, сейчас станция переведена на 100% сжигание природного газа. Экологический эффект — выбросы загрязняющих веществ в атмосферу сократились на 4,5 тыс.тонн/год, а образование золошлаковых отходов — на 140 тыс.тонн. Модернизация проводится на всех объектах «Фортум» в Челябинске и Аргаяше.
Более 60% энергии на ТЭЦ «Фортум» производится в парогазовом цикле, который в тепловой генерации признан наиболее щадящим по отношению к окружающей среде.
Чтобы не усугублять экологическую обстановку в период НМУ, предприятия обязаны сокращать количество выбросов на 15-60%. Но если для промышленных объектов этого можно достичь за счет сокращения производства, то в энергетике такой подход не работает.
— Объемы производства по электроэнергии нам задаются системным оператором в рамках единой энергосистемы, по теплу — в рамках схемы теплоснабжения и реальной потребности городов, — поясняет заместитель вице-президента, директор по региональной политике по Уральскому региону ПАО «Фортум» Сергей Комарь. — Мы не можем снизить объемы производства, заморозив город или создав дефицит мощности в единой энергосистеме.
Именно поэтому энергетики решают проблему снижения воздействия на экосреду через модернизацию оборудования, переход на более экологичное топливо и гибкое управление топливным портфелем. К примеру, на ЧТЭЦ-2, где в качестве топлива может использоваться и газ, и уголь. В дни НМУ станция переходит только на сжигание газа, выполняя рекомендации регионального государственного экологического надзора, и сама себя дополнительно контролирует. Дымовые трубы ЧТЭЦ оснащены газовыми анализаторами, которые распознают выбросы по пяти параметрам.
Уголь — особая тема. «Фортум» отказался от челябинского угля из-за ухудшения его экологических характеристик. Переход на привозные угли потребовал адаптировать топливные системы — это тоже модернизация, затраты. Но результат все оправдал. Использование альтернативных углей показало, что можно снизить выбросы, к примеру, золы на 40 %(г/кВт), серы — на 30% (г/кВт). Улучшения зафиксированы по каждому из нормируемых веществ.
Но все же главное дело энергетиков — методичное внедрение парогазовых установок на ТЭЦ. Одновременно убили трех зайцев: обеспечили прирост мощности, как следствие — решили проблему энергодефицита в регионе, подняли планку экогологических требований.
— В 2008 году во всех отчетах звучало, что область у нас энергодефицитная, сейчас это не так. Задача решалась в соответствии с планом развития не просто города или области, а всей страны. Использованные «Фортум» технологии сжигания газа — одни из лучших среди доступных сегодня, — подчеркнул Сергей Комарь.
По экономическим соображениям полностью отказаться от угля пока невозможно. Например, на ЧТЭЦ-2 из девяти котлов только два работают на угле, и именно эта комбинация обеспечивают ее рентабельность, на которую в значительной степени влияет роль станции в теплоснабжении города. Прибыль энергетики зарабатывают на оптовом рынке электроэнергии и мощности, продажа тепла на локальных рынках достатка не приносит: тепло регулируется по цене, система тарифообразования в тепле позволяет выходить на рентабельность во многом за счет производства электричества.
Среди общественности не раз высказывались мнения, что для снижения нагрузки на экологию стоит отказаться от мощных источников производства тепла и переходить на малые локальные. По мнению представителей «Фортума», разговоры утопические: котельные оправданы лишь там, где невозможно развитие системы централизованного теплоснабжения от комбинированных ТЭЦ.
— По экологии город не выиграет ничего, поскольку выбросы и углекислого газа, и оксидов азота только увеличатся, — подчеркнул Сергей Комарь.
В текущем году на «Мечеле», Цинковом заводе, в Коркино, на объектах «Фортума» и других крупных предприятиях будут проводиться экологические аудиты. Но уже сейчас они должны обеспечить прозрачность своей работы. В том числе через установку датчиков на источники загрязнений и передачу данных в надзорные органы. Инициатива по разработке нормативной базы и техрегламента по оснащению источников автоматизированными системами измерений — одно из предложений «Фортума» в природоохранном законодательстве.
— Предприятия I категории обязаны поставить датчики на источники, при этом нам нужно гарантировать достоверность информации, — говорит Для этого наш пост на контрольной точке будет оценивать данные предприятий, подтверждая их или ставя вопрос о корректности. Сейчас с такой степенью прозрачности готовы работать только две компании: Цинковый завод и «Фортум». «Фортум» — один из лидеров по оснащению своих источников датчиками контроля.
С 2015 года автоматические системы мониторинга работают на ЧТЭЦ-2, с 2016 — на дымовых трубах ЧГРЭСа, в текущем году завершается оснащение труб на АТЭЦ и ЧТЭЦ-3. На эти работы инвестировано 170 млн руб.
За последние 10 лет на всех объектах «Фортума» произошли глобальные изменения и в технологиях, и в оснащении станций. На сегодня средний возраст оборудования 16 лет — это сильный результат, учитывая, что компания пришла на объекты, работающие с 20-х годов прошлого века. Внедрение новых технологий, замена оборудования ТЭЦ позволяет уменьшать нагрузку на экологию, выходить на показатели по выбросам, значительно ниже ПДК, и эффективно решать проблемы энергообеспечения региона.
Город вокруг заводов
Челябинск — уникальный мегаполис: не производство разрасталось вокруг областного центра, а жилые кварталы росли вокруг заводов. Сатка, Кыштым, Карабаш, Магнитогорск живут за счет градообразующих предприятий. В этих условиях загрязнение воздуха промышленными выбросами неизбежно.
Предельная норма по выбросам загрязняющих веществ в Челябинске — 350 тысяч тонн в год, по факту выбрасывается половина.
— Но даже при показателях в два раза меньше, чем допустимый уровень, в жилых зонах регулярно фиксируются превышения нормативов по качеству воздуха, а полный штиль и низкие температуры только усугубляют ситуацию, — отметила и.о. министра экологии Челябинской области Яна Куприкова.
При этом производственники регулярно отчитываются о том, что они не превышают предельно допустимые концентрации (ПДК).
— Мерить надо не «на трубе», а в районе жилой застройки, — подчеркнул председатель комитета по экологии Госдумы Владимир Бурматов. — По замерам на источниках выходит, что предприятия имеют право еще и увеличить выбросы, а людям уже дышать нечем.
Эту идею оформили в законопроект о введении сводных расчетов, который позволит определять объем выбросов от промышленных загрязнителей, автомобильного транспорта, неучтенных предприятий, и исходя из этого принимать управленческие решения на региональном уровне. Законопроект Челябинской области будет рассматриваться в Госдуме в феврале, и у него хорошие шансы на принятие.
По словам Владимира Бурматова, в Челябинской области 20 крупных предприятий-загрязнителей. При этом от 4 до 20% во всем объеме выбросов — это «заслуга» так называемых неучтенных производств, которые нигде не числятся как источники загрязнения. Чтобы вычислять и регистрировать таких серых кардиналов, даже выделили гранты для волонтеров.
Плоды дорожной революции
Еще одна причина смога — автомобили. Ежедневно в город выезжают 500 тысяч машин.
— Нужно развивать общественный транспорт, возвращать ему популярность, — считает Владимир Бурматов. — В свое время в интересах маршрутчиков сделали все, чтобы загубить общественный транспорт и инфраструктуру. И к чему это привело? В соседних регионах закупаются убитые маршрутки за 40 тысяч, которые потом нелегально выходят в город и чадят.
Чтобы хоть как-то контролировать этот процесс, для ГИБДД закупаются газоанализаторы. А для снижения автомобильных выбросов в период НМУ в город запретили въезд грузового транспорта. При этом стоит вопрос об использовании новых реагентов, которые после высыхания не поднимаются взвесью в воздух.
С увеличением машин разрастались магистрали, вырубался зеленый пояс. Насаждения уходят под сруб не только дорог, но и локальных застроек, в том числе нелегальных ларьков и автостоянок. При этом есть большие вопросы по компенсационным высадкам: «Четверть саженцев в земле уже мертвые», — отмечает представитель комитета по экологии.
Есть вопросы и к топливу. По словам замгубернатора Челябинской области Сергея Сушкова, 70% горючего на челябинских АЗС — некачественное.
Свалка, пожары и точечная застройка
Локальная застройка — еще один фактор, который усугубляет экологические проблемы.
— За прошлый год мы не дали начать пять больших строек, которые приводили к вырубке зеленых насаждений, в том числе краснокнижных деревьев, а самое главное — к консервированию воздуха. Раньше город продувался, потому что соблюдался генплан, и такой проблемы не возникало. В начале нулевых навыдавали филькины грамоты, по которым до сих пор строят. Челябинску есть, куда расти без варварской точечной застройки, — считает Владимир Бурматов.
Сергей Сушков также отметил, что источниками загрязнения воздуха являются Коркинский разрез с его пожарами, сортировка железнодорожных вагонов прямо в центре Челябинска и городская свалка:
— Свалка работает с 1949 года, и каждое десятилетие встает вопрос об ее закрытии. Сейчас ее территория — это 104 Га, и с нее выбрасывается порядка 60 тысяч тонн метана в год, который превращается в формальдегид.
Решение о закрытии свалки уже принято, расчищены полигоны в Чишме и Полетаево. С 1 января 2018 года предприятия вывозят отходы за пределы города.
Фото: Фортум