К 1 июля 2018 года по всей России около миллиона небольших торговых точек и предприятий общепита, имеющих наемных работников, должны будут перейти на онлайн-кассы. Какие изменения в сфере торговли влечет за собой нововведение? Каких компаний и ИП коснется обязательный переход на онлайн-кассы? А главное — как повернуть нововведение на развитие своего бизнеса?
Андрей Романенко, генеральный директор производителя онлайн-касс «Эвотор», считает, что такая касса может стать первым шагом к автоматизации бизнеса, открывая предпринимателям технологические возможности, которые раньше были только у крупных торговых и ресторанных сетей. Для этого он в партнерстве со Сбербанком и создал «Эвотор» — чтобы помочь малому бизнесу стать по-настоящему серьезным участником российского рынка ритейла.
Успеть не опоздать
Новая технология онлайн-передачи данных о транзакциях позволит повысить собираемость налогов, автоматически выявлять нарушения, сделает бизнес более прозрачным и создаст предпосылки для создания здоровой конкурентной среды.
— Как предпринимателю сориентироваться, нужно ли ему устанавливать онлайн-кассу? И все ли ИП обязаны это сделать?
— Кассовая реформа проходит в три этапа. В первую волну, летом 2017 года, онлайн-кассы установили те, кто и раньше был обязан использовать кассы, — крупные магазины, а также те, кто торгует подакцизными товарами. Теперь наступил черед малого бизнеса, работающего на специальных налоговых режимах, где предприниматели раньше могли обходиться вообще без касс и выписывать от руки подтверждающие расчет документы только по просьбе покупателя.
До 1 июля 2018 года установить и, главное, зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой по закону должны все предприниматели в сфере общественного питания, имеющие наемных работников, ИП в сфере торговли на «вмененке» и патенте, а также организации, занимающиеся вендингом.
В третью волну попадет вся сфера услуг. Адвокаты и страховые агенты, репетиторы и мастера маникюра, электрики и мастера по ремонту компьютеров — то есть все самозанятые предприниматели должны будут либо заключать с клиентом договор и проводить безналичную оплату, либо обзавестись онлайн-кассой. Но те, кто хоть что-то продает, даже если это сопутствующие к основной услуге товары, попадают во вторую волну. Например, салон красоты, попутно торгующий косметическими средствами, или автомастерские, продающие незамерзайку.
И не забудьте, что помимо самой онлайн-кассы, нужно приобрести фискальный накопитель или убедиться, что он в кассе уже установлен. А также заключить договор с оператором фискальных данных, который получает и обрабатывает информацию с кассы и в зашифрованном виде отправляет ее в налоговую.
— Почему стоит поспешить с установкой онлайн-кассы?
— Покупка онлайн-кассы обязательна по закону. За нарушение сроков предусмотрены штрафы, и немалые. Штраф для юрлиц может составить от 75% до 100% выручки, полученной без кассы. Кроме того, предприниматели на «вмененке» или патенте, установившие и зарегистрировавшие онлайн-кассу в положенные законом сроки, могут рассчитывать на 18 000 рублей налогового вычета за каждую кассу. На эту сумму можно уменьшить налог в конце года.
Учитывая налоговый вычет, который компенсирует стоимость кассы и услуг по подключению и настройке, все что вам нужно будет оплатить из своих средств — это услуги ОФД (около 3 000 рублей в год), подключение к интернету (если у вас на точке до сих пор его нет, например через сим-карту за 100–200 рублей в месяц), а также оборудование и услуги сверх базовой модели (сканер, пин-пад и прочее — в зависимости от того, что вы используете).
Кстати, еще повод поспешить — крупнейший оператор фискальных данных, «Платформа ОФД», до 1 июля для бизнеса на ЕНВД и ПСН открыл бесплатный период пользования.
— Увеличатся ли расходы бизнеса, учитывая обслуживание онлайн-касс?
— Выбирайте модель, в которой вам не придется платить за программное обеспечение на ежемесячной основе, и тогда ощутимых дополнительных затрат не будет. У смарт-терминалов «Эвотор», например, нет ежемесячной платы за уже установленное программное обеспечение, которое включает в себя кассовые функции, товарный учет, скидки. Бесплатно предоставляется и доступ в личный кабинет для управления бизнесом. Если потребуется расширить функционал или подключить полезные внешние сервисы, это можно сделать в любой момент.
Касса для бизнеса, а не для государства
— На какие параметры надо смотреть, выбирая онлайн-кассу?
— Все зависит от параметров вашего бизнеса. Например, мобильному курьеру нужна касса, которая работает автономно, компактная и легкая. Даже стационарные магазины между собой сильно различаются, у кого-то очереди и много чеков, важна скорость, кому-то нужен большой экран, чтобы расположить весь товар «плитками» или показывать столики.
Выбирайте решение, функционал которого можно расширять, когда того требует бизнес, чтобы не пришлось покупать новую, более дорогую кассу. Не стоит вестись на заманчивые ценовые предложения. В итоге может выясниться, например, что внутри кассы нет фискального накопителя (а это существенная прибавка к стоимости). Или касса работает только под управлением специального устройства и ПО, которое в комплекте не идет, а продается отдельно. Мы сами производим устройства, разрабатываем софт и облачные решения, так что можем гарантировать, что софт и «железо» между собой отлично стыкуются.
Можно купить простейшую кнопочную кассу — это как кнопочный телефон, — чтобы соблюсти букву закона. Если же предпочтение отдано «умной» кассе «Эвотор», то можно еще и развить свой бизнес и начать зарабатывать больше.
«Эвотор» — компания, объединившая усилия трех представителей бизнеса с разными компетенциями: Сбербанк, АТОЛ и предпринимателя Андрея Романенко в одном продукте — смарт-терминале. Он был создан под новые реалии рынка контрольно-кассовой техники и включает новейшие разработки в этой сфере.
— Существует ли специфика онлайн-касс для ИП, торгующих подакцизными товарами?
— Если вы торгуете алкоголем, то вам необходим обмен данными с ЕГАИС. Это можно реализовать через специальное устройство, которое подключается к кассе, или, как в случае «Эвотор», через приложение «УТМ на терминале». Если в законодательстве будут какие-то изменения, владельцу «умной» онлайн-кассы не придется покупать новое устройство, нужно будет лишь скачать новое приложение.
— Сколько по времени займет установка и подключение всего торгового оборудования от покупки до отправки первого чека в налоговую?
— В ФНС сейчас максимально облегчили процедуру регистрации касс для бизнеса, зарегистрировать кассу теперь может сам предприниматель через свой личный кабинет на сайте налоговой службы. Для этого ему понадобится электронная квалифицированная подпись, которую можно купить за 3–3,5 тысячи рублей. Либо подать бумажное заявление в своей инспекции, что займет чуть больше времени. В сами IT-решения заложен принцип «включи и работай», в устройстве легко разобраться даже тем, кто никогда не использовал кассу.
— Смарт-терминал — это очень легко. Вы же привыкли пользоваться телефоном и приложениями? Вам нравится? Вот то же самое и на кассе.
Не очередное нововведение, а шанс на развитие
— Как получить выгоду и приумножить выручку за счет онлайн-кассы?
— Конечно, можно приобрести простейшую онлайн-кассу для галочки, а можно использовать для развития бизнеса. «Умные» кассы, которые мы по аналогии со смартфоном называем «смарт-терминалы», в отличие от стандартного оборудования открывают малому бизнесу возможности автоматизации, которые ранее были предпринимателям не по карману. Многие сервисы, прежде доступные только крупным сетям, сейчас можно внедрять через облачные решения.
Такие «умные» кассы сами настраиваются под разные виды бизнеса и задачи за счет широкого выбора приложений. Учет в тетрадках и экселевских таблицах остается в дремучем прошлом: предприниматель может видеть в режиме онлайн, какой товар популярнее прочих и быстро заканчивается, а что, наоборот, продаётся плохо и поэтому стоит вывести из оборота. «Умное» устройство за 18–20 тысяч рублей не просто пробьет чек, как того требует закон, но и позволит оптимизировать работу с товарами и клиентами, контролировать сотрудников. Имея современную онлайн-кассу, предприниматель может эффективнее конкурировать с большими сетями, которые тратят на подобные разработки миллионы рублей и сотни человеко-часов.
— Какие сопутствующие сервисы можно подключить к онлайн-кассе?
— Сейчас в «Эвотор.Маркет» доступно более 230 специальных приложений под разные задачи. Например, предприниматель может контролировать сотрудников, даже в отпуске через личный кабинет видеть, как идут продажи и во сколько продавец пришел на работу. Можно интегрировать онлайн-кассу с используемыми системами учета, принимать платежи (не только с банковских карт, но и через «Вебмани» и китайскую платежную систему «Алипэй»), участвовать в мотивационных акциях производителей. Одно из самых популярных приложений позволяет добавлять торговую точку или кафе в «Яндекс.Справочник», тем самым увеличивая поток посетителей и узнаваемость бизнеса. Есть и другие интересные приложения, все зависит от специфики и потребностей отдельно взятого предпринимателя.
Разработчики регулярно обновляют базу, так что полезные «фишки» для себя найдет даже самый экзотический бизнес. Если у вас интернет-магазин — скачиваете приложения для доставки, если кафе — приложения для кафе. Одно из них, например, рассчитывает, сколько и каких ингредиентов уходит на одну порцию салата. Есть и узкоспециальные приложения. Например, для бизнеса по прокату велосипедов, которое автоматически отмечает время выдачи и приемки велосипеда. То есть оператору больше не надо смотреть на часы, фиксировать время в тетрадке, а потом считать, сколько прошло минут или часов. Вроде бы мелочь, но она очень сильно облегчает жизнь конкретной точке. А работает это точно так же, как приложение на смартфоне.
— Позволят ли онлайн-кассы вывести бизнес на новый уровень и конкурировать с сетевиками?
— Предприниматель — это тот, кто использует все возможности и поворачивает любое нововведение на пользу себе и своему бизнесу. Сейчас они буквально на каждом шагу. Например, под ЧМ-18 и наплыв туристов, привыкших расплачиваться «безналом», на «умной» онлайн-кассе можно подключить эквайринг с Visa и начать принимать к оплате банковские карты, увеличив таким образом размер среднего чека. Доказано, с банковской карты люди тратят на покупки более чем на 30% больше. Можно настроить прием платежей за мобильную связь или ЖКХ, запустить программу скидок для постоянных покупателей, повышая их лояльность.
Конкретных историй, как онлайн-касса помогла нашим клиентам, много. Хозяйка магазина у дома, например, начала вести учет товара и увидела, что некоторые скоропортящиеся продукты у нее за день не распродаются и на завтра приходится их списывать, так как прошел срок годности. С помощью приложения она запустила вечерние скидки на «скоропорт», что привлекло покупателей. В итоге средний чек вырос, так как клиенты вместе с продуктами со скидкой берут что-то еще. Все это несложная автоматизация, однако она позволяет небольшим магазинам реально конкурировать с крупными игроками. Сейчас у малого бизнеса действительно идеальный момент для того, чтобы перейти от тетрадок и калькулятора к современным решениям. Такой шанс нельзя упустить.
Фото: заказчик