Два маршрута, два водителя, один дизельный автомобиль. Кто из них доберется из пункта А в пункт Б быстрее? Сколько денег каждый потратит на топливо? Влияют ли на его расход привычные нам факторы — от дорожного полотна до включённого кондиционера? И сколько можно сэкономить денег в год, если придерживаться рекомендаций экспертов? Ответы на эти вопросы — в нашем эксперименте.
Мы заправим автомобили дизельным топливом и отправим их по одним и тем же маршрутам — по городу и трассе. Но один автолюбитель поедет спокойно, а другой — с максимальной разрешенной скоростью. Затем по результатам посмотрим, насколько экономично ленивое вождение и действительно ли у водителя-лихача будет преимущество? Итоги эксперимента прокомментирует доцент кафедры химмотологии (применения нефтепродуктов) РГУ нефти и газа им. Губкина Леонид Багдасаров.
Автомобиль Range Rover Velar предоставила группа компаний «Планета Авто».
С кондиционером и минимальной скоростью
Утренний, с пробками, городской — так можно охарактеризовать наш первый маршрут. Решаем проехать там, где челябинцы спешат на работу: проспект Ленина, ул. Героев Танкограда, проспект Победы, Труда и Российская. Первая (и единственная) остановка — на заправке.
В начале пути компьютер машины показывает пробег — 180 километров, а расход — 16,1 л на 100 км. Алексей едет со скоростью не больше 50–60 км/ч, но ощущения, что мы тащимся, нет. Движемся в одном потоке с другими машинами.
Тормозя на светофорах, водитель использует кнопку «Старт/Стоп». Благодаря ей машина глохнет, когда полностью останавливается, и не тратит топливо вхолостую. Из дополнительных удобств в автомобиле включён только кондиционер, но Алексей успокаивает: топлива он ест немного.
— Я смотрел передачу, где сравнивали расход с работой климатической системы и с открытыми окнами, — вспоминает водитель. — И там сказали, что во втором случае топливо тратится быстрее из-за повышенной сопротивляемости.
На проспекте Победы, съезжая с горки на Ленинградский мост, водитель переводит машину на нейтральный режим. Убирает ногу с газа и отдаётся силе гравитации. Автомобиль движется со скоростью до 69 км/ч. Расход упал до 13,1 л на 100 км!
Всё это время, пока мы не повернули с «Родника» на Труда, о дорожном покрытии даже не задумывались, но здесь асфальт весь в ухабах. Чтобы не трястись, притормаживаем, набираем скорость и снова притормаживаем.
Доезжаем до финальной точки — офисного комплекса Greenplex. Пробег — 204 километра, расход — 10,5 л на 100 км. Получается, что 24 километра мы преодолели за 1,5 часа (на время повлияли пробки), потратили 2,8 литра дизеля, то есть 125 рублей.
По газам на спортивном режиме
У Ольги та же самая задача — проехать городской маршрут в утреннее время. Вот только экономить топливо она не должна. И в отличие от Алексея будет делать всё наоборот: резко жать по газам и тормозам, использовать дополнительный функционал в машине (кроме «Старт/Стоп», чтобы на светофорах топливо продолжало использоваться).
Единственной остановкой и в этот раз стала АЗС. В начале маршрута снимаем показатели бортового компьютера: пробег — 281 км, расход — 25,1 л на 100 км. Где количество машин в потоке позволяет, развиваем скорость до 80 км/ч, а затем резко тормозим.
— Я ещё включу спортивный режим, он тоже не подразумевает экономию топлива, — делится Ольга. — Кстати, автомобиль учит водителя не растрачивать дизель: показатели плавного старта, постоянной скорости и торможения должны гореть зелёным цветом, а у меня — красненькие.
Компьютер в машине показывает, на что чаще всего расходуется топливо. Включаем кондиционер и подогрев руля, сидений и окон (ненадолго, а то на улице жара). Несмотря на довольно агрессивное вождение, расход топлива всё равно снижается — до 14,8 л на 100 км.
В итоге на финальную точку мы приезжаем на семь минут раньше, чем Алексей. Но вот дизеля за эти же 24 километра мы потратили больше — 183 рубля.
Отремонтированная трасса в помощь
Второй маршрут — комбинированный. Его часто используют челябинцы как возможность сбежать в жаркий день из города. Мы проедем от офисного комплекса Greenplex по проспекту Ленина через плотину в сторону Кременкуля и вернёмся обратно.
Решаем, что необходимо побить рекорд городского вождения, где минимальный расход был 10,5 л на 100 км. Алексей продолжает держать умеренную скорость, поворачивает с Лесопарковой на Худякова, где только что отремонтировали дорогу. Благодаря гладкому покрытию расход уменьшается до 7,7 л на 100 км.
— Ленивое вождение утомляет, — признаётся Алексей. — Когда ты едешь быстро, то держишь себя в тонусе и в напряжении, а усталость накатывает уже после самой поездки.
Тем временем мы доехали до Кременкуля, прокатились по деревенской грунтовке и разворачиваемся обратно. Минимальный расход на сегодня — 6,1 л на 100 км. Расти начинает, как только мы возвращаемся в город и оказываемся в общем потоке со светофорами.
В итоге путь в 47 километров мы проехали за 1 час 10 минут, потратив на него 3,1 литра дизеля. Это 138 рублей.
С максимальной скоростью в 110 км/ч
Ольга готовится преодолеть тот же самый маршрут до озера с максимально допустимой скоростью. Вот только лихачить по городу девушка не может — постоянно останавливаемся на светофорах, да и машин в это время на дорогах немало. Возможно, компенсируем это на трассе.
Машина набирает скорость уже за пределами Челябинска. Только разгоняемся до 110 км/ч, как приходится тормозить: повсюду знаки ограничения в 40 км/ч — идёт ремонт дороги. В итоге вся поездка до озера так и прошла рывками, что не могло не отразиться на результатах эксперимента.
— Благодаря тому, что мы едем по трассе без светофоров, пусть и с периодическим снижением скорости, расход топлива тоже уменьшается, — поясняет Ольга.
Когда доезжаем до финальной точки, понимаем, что доехали ровно за час. Дизеля потратили почти 5 литров — это 214 рублей.
Советы профессионалов: как сэкономить топливо и семейный бюджет
плавный старт и тормоз;
поддержание постоянной скорости;
ровная поверхность дороги;
отсутствие пробок;
самая высокая возможная передача.
Лишний груз;
открытые окна и багаж сверху;
полусдутые шины;
работа кондиционера, обогрев сидений и стекол;
высокая скорость.
Получается, что, несмотря на быстрый стиль вождения, стараясь везде успеть, мы сэкономили всего 10 минут. А вот разница в топливе оказалась существенной. А если учесть, что в среднем за год активный водитель проезжает 25 000 км, а литр дизеля стоит 44,65 рубля, то спокойный стиль вождения сбережёт ему до 61 000 рублей в городе, а на трассе — до 46 000.
Мнение эксперта
Полученные результаты эксперимента прокомментировал доцент кафедры химмотологии (применения нефтепродуктов) РГУ нефти и газа им. Губкина Леонид Багдасаров.
— Бывает, что люди сравнивают показания бортового компьютера при движении на одном и том же маршруте, — отметил Леонид Багдасаров. — Например, один раз заправился на автозаправке одной сети и поехал из дома на работу — получил один результат; в следующий раз заправился на АЗС другой сети и поехал по той же дороге, но получил другую цифру. Наиболее простой вывод, который делает человек: на одной из АЗС топливо хуже. На самом деле такой вывод допустим только в случае лабораторного эксперимента, когда абсолютно все условия остаются одинаковыми. Реальность же намного сложнее.
По словам эксперта, расход топлива — сложнейшее уравнение с десятками переменных. Например, езда со включенным кондиционером в сильную жару может привести к росту расхода почти на 20%, если при этом открыть окно, то эта цифра увеличится еще больше. Важно учитывать и манеру вождения: активные ускорения и торможения могут повысить аппетит машины на 5% и более.
— И это мы еще не рассмотрели вопросы изменения аэродинамики при открытии боковых окон, правильности углов установки колес и давления в шинах и особенностей рельефа. Все эти факторы в конечном итоге могут ощутимо сказываться на расходе топлива, что эксперимент и продемонстрировал со всей яркостью, — заключил Леонид Багдасаров.