В челябинском бизнес-центре Дом быта на Васенко, 96 в феврале отключили эскалатор и частично свет в здании. По словам арендаторов и покупателей, сегодня некогда премиальный комплекс разваливается на глазах. Ни тех, ни других не устраивает такое положение дел. Как умирает бизнес в центре города — в репортаже 74.RU.
— Всё замерло, поток [покупателей] совсем упал, — рассказывает индивидуальный предприниматель Ирина, у которой в Доме быта в аренде отдел одежды на третьем этаже. — С 1 февраля отключили эскалатор, а с 13-го — частично свет в коридорах. Перед покупателями просто стыдно, у меня немолодые представительные женщины одеваются. Одна еле дошла, даже пришлось её отпаивать валокордином. И это центр Челябинска!
Комплекс действительно находится «центрее некуда» — вблизи площади Революции, на пересечении проспекта Ленина и улицы Васенко.
Если вы потянете за бегунок на фотографии внизу, то увидите, как выглядит здание сейчас и каким оно было в начале 80-х годов.
Здание в форме барабана в анфас, построенное ещё в советское время, после недавней зачистки от баннеров выглядит совсем невзрачно. На фасаде — ржавые металлоконструкции и непонятные граффити, на ступенях — отвалившаяся плитка. Эскалатор, по словам известного краеведа, первый когда-то в Челябинске, теперь стоит.
— Не всем приятно подниматься пешком, да и вообще непрезентабельный вход не настраивает на приятное совершение покупок, лишний раз кошелёк не хочется открыть, что мы, собственно, сейчас и наблюдаем, — говорит другой арендатор в отделе тканей. — Спад выручки прям реальный. Плюс с освещением беда — потенциальные покупатели возмущаются, говорят, входишь, как в сарай — темно, ничего не видно.
— Эскалатор — это наше всё, мы хотим, чтобы его включили, — добавляет Елена из отдела аксессуаров. — Практически все работают со своими постоянными клиентами, но если так будет продолжаться, то они будут искать других продавцов, где более комфортные условия нахождения.
За те полчаса, что мы ходим по сумрачным коридорам третьего этажа, замечаем лишь двух женщин. Они пришли сюда за тканью.
— Как торговый центр Дом быта давно умер, многие стоят здесь из-за стоимости аренды, мы сюда ездим в конкретный магазин — единственный в городе, где есть эксклюзив, — рассказывают покупательницы. — Плюс сюда ходят те, кто любит Италию, потому что итальянских вещей тут много. Но в целом всё грустно.
Веселее на первом этаже — там светло, играет музыка, модные луки манекенов зазывают в отделы. По словам начальника службы контроля комплекса, здесь нет никаких проблем, не считая отсутствия нормальной парковки.
— Во всём здании вместе с офисами — 70 с лишним собственников, на третьем этаже их девять, они между собой не могут договориться, вот и получается бардак, — говорит работник. — Парковки нет — это беда, постоянно эвакуируют отсюда машины покупателей.
Не сказать, чтобы здесь стояла очередь в отделы, но люди виднеются.
Арендатор отдела одежды Галина Гневышева, которая работает в Доме быта почти 30 лет, говорит, что у неё кофточка в среднем стоит от 2,5 тысячи до 4,5 тысячи рублей, брюки в пределах 4–5 тысяч, верхняя одежда — от 6 тысяч до 12 тысяч.
— Когда я сюда заехала, у меня были отделы на трёх этажах, торговля была хорошая, а сейчас один [отдел] только остался, потому что нет смысла стоять, — рассказывает Галина. — Конечно, всё по-другому стало, думаю, безденежье виновато. Я стояла и в крупных торговых центрах — там красиво, шикарно, людей много ходит, но они тоже не покупают, они ходят туда развлекаться. К нам не приходят развлекаться, потому что у нас действительно убого, что говорить. Я люблю, чтобы было красиво, поэтому украшаю свой отдел, как могу.
Галина, как и другие продавцы, признаётся, что сейчас покупательская активность снизилась.
— В выходные, бывает, из пригорода приезжают, но немногие — это всё-таки премиальное место, — продолжает женщина. — В застойные времена здесь было только бытовое обслуживание, потом завели этажи под торговлю. Сюда невозможно было заехать, аренда была бешеная. Тогда не было такого насыщения рынка, как сейчас. Да и потом, сегодня доступно ездить на шопинг в те же Италию и Францию. У кого есть деньги, они едут, а у кого нет — идут на китайский рынок.
— А сюда тогда кто ходит? — смеёмся мы.
— Свои клиенты, которые уже посмотрели, поняли, что товар хороший, качественный, не массовый, как в сетевых магазинах. Зачем им время тратить, где-то шататься, — отвечает предприниматель.
По её словам, многие челябинки одеваются здесь с прошлого века, поэтому уходить с насиженного места всё же не хочется.
— Да и цены за аренду более чем адекватные, — заканчивает разговор продавец.
Мы садимся в лифт и едем выше, чтобы посмотреть, кто «живёт» в офисных помещениях Дома быта. Если кратко — золотари, портные и журналисты.
— В этом здании я уже 30 лет, мы выкупили несколько помещений (на четвёртом этаже. — Прим.ред.), у нас тут и ателье, и швейный цех, — рассказывает хозяйка ателье по пошиву одежды «Урал» Нина Андронова. — У нас всё в порядке, кроме этажа.
Женщина выбегает в коридор и показывает на стены.
— Смотрите, в центре города, а такой этаж — дыры в стенах были, всё облупилось, мы это заклеили открытками. У нас тут и ФСБ рядом, и много других структур. Клиенты приходят, обращают на это внимание, им неприятно, говорят: «У вас тут что, бомбёжка была?» Я уже не раз предлагала арендаторам, которые тут сидят, скинуться самим на ремонт. Но никто не хочет — денег нет. Коммунальную службу нашу прошу, чтобы помогли, но без толку.
Обшарпанные стены, старые диваны и кресла в коридорах — практически на каждом этаже.
— Как нам живётся? Да как всем — умираем потихоньку, — немногословен хозяин одной из ювелирных мастерских на шестом этаже. — Здесь мы уже лет 15 сидим, привыкли.
На этом же этаже находится коммунальная служба «Южуралбытсервис», которая обслуживает здание. Разговаривать там с журналистом 74.RU не захотели, но ситуацию про отключение света и эскалатора прокомментировали.
— У собственников третьего этажа задолженность по электроэнергии, и «Энергосбыт» их отключил, — объяснили в компании.
Вам есть что рассказать про торговые центры Челябинска? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.