RU74
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Челябинске
Погода-4°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -10

0 м/c,

729мм 80%
Подробнее
3 Пробки
USD 103,27
EUR 108,56
Бизнес Дело за малым спецпроект Челябинка открыла сеть детсадов с отдельным меню для детей-вегетарианцев и аллергиков

Челябинка открыла сеть детсадов с отдельным меню для детей-вегетарианцев и аллергиков

Воспитанников в необычные ясли принимают с десяти месяцев

Валентина Аникеева одной из первых открыла в Челябинске частный детский сад, и теперь её бизнесу больше десяти лет
Источник:

«Хватит работать на дядю», «Пора жить, а не горбатиться». Вам наверняка приходилось слышать эти фразы? Уйти из найма и открыть своё дело — в интернете или офлайне — сейчас тренд. Сколько денег нужно вложить в бизнес? Какую нишу выбрать? И за какое время выходишь в плюс? Об этом челябинцы, работающие в малом бизнесе, рассказывают в проекте 74.RU «Дело за малым». Героиня нового выпуска — хозяйка сети частных детских садов «Наш малыш» Валентина Аникеева.

В Тракторозаводском районе у сети челябинки два филиала, и этот — самый большой
Источник:

Тихий двор недалеко от Комсомольской площади. Дома в четыре этажа с высокими потолками. Здесь находится самый большой детский сад из сети Валентины Аникеевой — в нём сразу две группы. Остальные филиалы расположены в квартирах, и там обычно размещают только одну группу. В кабинете хозяйки — игрушки, шкаф с литературой, рабочий стол и монитор с видеонаблюдением. Вне детского сада картинка с камер не уходит, но самой Валентине позволяет отслеживать ситуацию.

— Идея появилась очень давно. Ещё школьницей, в пятом [классе] или даже в конце начальной школы, я точно знала, что буду воспитателем. У меня не было вопроса, кем я стану, было точное понимание, что я буду воспитателем, — рассказывает Валентина свою историю. — Идея с садиком у меня жила в виде того, что я буду мамой, и ко мне домой будут приходить другие мамы с детками. Я так это видела. В то время не было частных детских садов, такого понятия вообще не было. И в моём детстве мне рисовалась такая картинка, что у меня будет ребёнок и ещё детки. Образа, что я воспитатель в классическом детском саду, у меня не было.

Первый частный детский сад Валентина открыла вместе с подругой десять лет назад. Но перед этим получила и классический опыт воспитателя. Окончила педагогический колледж, затем университет, работала в детских лагерях, обычных детсадах и школе, повышала квалификацию. Интересуясь при этом не только непосредственно работой с детьми, но и тем, как устроена система.

— Потом я вышла замуж, и муж мне сказал: «Давай уже, идею свою воплощай». Это был 2009 год, и мы с моей подругой всё-таки решились. Она тогда уже родила ребёночка, я ещё нет, — объясняет Валентина.

Камеры стоят в каждой группе, но в режиме реального времени следить за происходящим родители не могут. Валентина против такого подхода, за своих педагогов она ручается сама
Источник:

Уже позже, после декрета, наша героиня решила развивать бизнес самостоятельно, и теперь у неё пять частных детских садов в разных районах Челябинска. Воспитанников принимают с десяти месяцев, а манную кашу варят так, что дети сами едят её с удовольствием.

— Мамы говорят: «Мы вообще не едим молочные каши!» Ну, неправильно их готовите, — лукаво улыбается Валентина. — Наших детей, малышей, которые только приходят, ещё нужно всему учить. Они ещё не знают, что такое кукурузка, горошек. Как правило, мама дома готовит быстро-быстро, что привычнее, больше на папу даже ориентируется. А ребёнок, например, на пюрешках ещё, и этот переход [на новое питание] ложится больше на детский сад. И мы потихоньку, с адаптацией начинаем кормить.

Учитывать при этом приходится массу нюансов. Среди челябинских малышей, к примеру, стало очень много аллергиков, есть те, кому запретили употреблять молоко по медицинским показаниям. Но сталкиваются в детском саду и с пищевыми ограничениями другого рода.

При группах на 10–12 человек перестраивать питание проще, чем в больших детсадах
Источник:

— Есть вегетарианцы, есть те, кто по своим каким-то представлениям хотят отменить сахар. Под всё это нужно подстроиться. Мама звонит конкретно: «Вы отмените сахар?» — «По каким причинам? Медицинским или по вашим личным?» — «По личным». — «Значит, уберём, раз сильно надо». Такого стало много, — рассказывает Валентина. — И вегетарианское меню, и мусульманское делаем. У меня были двое ребятишек, которым свинину нельзя. Раньше, десять лет назад, я бы, может, отказалась. Зачем сложности? Но сейчас таких мам настолько много! Была девочка без глютена. Мама была в теме, и нам тоже пришлось освоить безглютеновую диету. Некоторые хотят кокосовое, миндальное молоко. Хотите? Будет.

Технически сделать это не так трудно, объясняет Валентина. В каждом детском саду квартирного типа есть свой повар, и перестроить работу ему проще, чем в случае с большим детсадом.

— У нас есть возможность для этого, и мы её родителям предоставляем. Что, ты придёшь в муниципальный сад и скажешь «Сахар уберите»? Кому ты это будешь говорить? Повару, который готовит на 300, на 700 человек? — рассуждает наша героиня. — А у меня вот кухня, повар пришёл, приготовил. Есть те, кому нельзя курицу, и те, кому нельзя фрукты какие-то. Таких детей очень много, и для нас это не составляет какой-то огромной сложности.

Валентина — педагог по образованию, свой детский сад — её мечта
Источник:

Первый филиал наша героиня открывала на Северо-Западе, на улице Тепличной. Там как раз было большое помещение. Поначалу воспитателем работала сама, затем, решив развивать сеть, подыскивала сотрудников для второго филиала. Теперь непосредственно с детьми Валентина не работает, ей нужно успеть отследить все пять своих филиалов, а на это нужно время.

— Самый дальний наш адрес — это «Парковый-2». Объехать их все [очень тяжело], полжизни уходит на то, что я в дороге, в дороге, — признаётся наша героиня. — Два детсада у нас на ЧТЗ, [по одному] на Кировке и на Евтеева возле вокзала и в любимом нашем «Парковом-2».

В «Парковом-2» детский сад Валентины стал первым на весь микрорайон, открылись они ещё в 2015-м.

— Естественно, мы там были одни. Естественно, нас родители приняли, были рады. Сейчас там уже три частных детсада, и в сентябре откроется муниципальный сад. Поэтому судьба этого филиала пока под вопросом. Район там небольшой, не так уж много домов. Да, там много детей, но всем им хватит места в муниципальном саду, — рассуждает Валентина. — Мой основной конкурент — это муниципальные сады. Где-то ещё мамочки пишут: «Нам три года, и нам не дают место», — но это крайне редкие, единичные случаи.

Распорядок дня в детском саду привычный: гимнастика, игры, сон-час и четырёхразовое питание 
Источник:

Десять лет назад ситуация с дошкольным образованием была совсем другой. Место в муниципальном детском саду родители ждали очень долго, а частные можно было пересчитать по пальцам.

— Когда мы открывались десять лет назад, нас по всему Челябинску было десять — частных детских садов. На сегодняшний день их порядка 200! И 90% из них работают абы как, не организовывая [процесс] документально, не понимая, что и как, что нужно, — рассказывает педагог.

Раз в полгода, уточняет Валентина, у неё в кабинете раздаются звонки, и незнакомые люди просят поделиться опытом, как открыть детский мини-сад. Большинству таких людей она отказывает, и вовсе не потому, что боится конкуренции.

—У меня к ним сразу вопрос: «А вы кто по образованию?» — «А я бухгалтер/экономист/юрист». — «Так идите [в свою сферу] и делайте бизнес!» Если педагог мне звонит, мы можем пообщаться, но это бывает крайне редко. Как правило, у педагогов есть своё понимание, своё видение, — объясняет свою позицию Валентина. — Другим, бывает, резко отвечаю: «Извините, это непросто».

Дело даже не в формальных требованиях. К примеру, воспитанники её сети — дети до трёх лет. Для работы с ними не нужно получать лицензию на образовательную деятельность.

— Что такое образовательная деятельность? Научить ребёнка писать, научить ребёнка читать, подготовить к школе. Но детей до трёх лет этому ещё рано учить, — рассказывает хозяйка сети детсадов. — Их нужно научить говорить, играть, научить обращаться с горшком, с ложкой. Для этой деятельности образовательная лицензия не нужна.

В детские сады «Наш малыш» принимают с 10 месяцев, а выпускают к трём годам 
Источник:

И если с лицензией всё понятно, то найти подходящее помещение не так просто.

— У меня было открытие ИП, доскональное изучение СанПиНов, всех норм. Потом по этим СанПиНам начинаем искать помещение подходящее, до мелочей, чтобы не беспокоить соседей, чтобы мы там спокойно находились, чтобы оно отвечало всем требованиям по площади. Далеко не каждая квартира может соответствовать требованиям, хотя квартирных садов много, — делится опытом Валентина. — Первый филиал был очень сложный, потому что не было понимания. С каждым следующим было проще, потому что ты уже понимаешь: «Так, мне нужен этот район», нашла квартиру и быстренько-быстренько [запустилась].

Под открытие каждого филиала Валентина брала кредит в банке. Деньги уходят на ремонт, оборудование, мебель, игрушки, книги. Помещения хозяйка сети не выкупает, а берёт в аренду. И даже при этом вложения будут большими.

— Порядка 400–500 тысяч. Всё зависит от ремонта. Какой-то собственник категорически против [ремонта]: «Вот вам помещение, делайте что хотите». А здесь, на Белостоцкого, помещение было нежилое, и собственник делал полностью за свой счёт, — рассказывает наша героиня. — Бывают подходящие помещения, в него не нужно много вкладывать. Но в любом случае в первые полгода идут вложения, вложения, вложения.

При этом рассчитывать на сверхприбыли и быструю окупаемость тоже не приходится.

— В первый филиал в день открытия пришли шесть человек, и буквально месяца через три-четыре у нас уже пошла прибыль. А последний из филиалов на улице Евтеева был открыт в 2016-м и окупался уже около года, — уточняет Валентина. — Сейчас расширять мы сеть мы не будем. Если раньше у нас записывались в очередь родители, то сейчас всегда есть свободные места. Потому что муниципальные сады сейчас в разы лучше обеспечивают местами.

Малышей педагоги учат пользоваться ложкой, горшком. Здесь многие дети впервые начинают говорить
Источник:

При этом спрос на частные детские сады всё-таки есть, но для родителей это крайняя необходимость.

— Мои родители — это те, кому очень нужно, без вариантов. Бывает даже такое: «Мне сейчас позвонили с работы. Либо они завтра меня увольняют, либо я выхожу». И такое частенько бывает. Я говорю: «Всё, бегите к нам, мы вас ждём», — и завтра ребёнок уже пришёл, — рассказывает Валентина.

Месяц в частном детском саду обходится родителям в 10–11 тысяч. Большинство дожидаются места в муниципальном саду и уходят. Некоторые задерживаются чуть дольше, например, если ребёнку комфортнее со старым коллективом. В бюджетных садах в группе могут быть 20–25 детей, в частном обычно 10–12.

— В основном наша реклама — это сарафанное радио. Когда такие родители приходят, они уже со спокойным сердцем, с меньшим количеством переживаний ребёнка оставляют. Мамы ведь очень тревожные, но мы стараемся каждой уделить внимание, — рассказывает Валентина. — Одна мама у нас очень плакала, потому что ребёнок второй день в садике, и он не хочет уходить. И ей вроде и нужен садик, и она счастлива вроде как, но ревность [появляется]: «Почему? Это же мой ребёнок». Опять-таки мамочке сказали завтра на работу выходить, но она морально не готова, она не созрела, чтобы разлучиться со своим малышом. Адаптация нужна и родителям.

Адаптация проходит так же, как в обычном детском саду: сначала малышей оставляют на несколько часов, затем постепенно увеличивают время пребывания. При этом Валентина круглые сутки на связи. Ведь у мам могут возникать миллиарды вопросов.

Некоторые вопросы ставят в тупик, признаётся Валентина, но для родителей мелочей не бывает. Наша героиня понимает это и как педагог, и как мама
Источник:

— Сегодня, например, позвонила мамочка: «А вообще положено кормить детей булками? Вы печёте в садике, а можно ли это делать?» — Я говорю: «Ну конечно, можно. Мы же печём, а не покупаем где-то в магазине. У нас повар каждый день берёт молочко свежее, яички свежие, печёт. Тут же мы ребёночка тёпленьким накормили. В чём вопрос?» — «Ну, я вот пообщалась со знакомыми, у них в муниципальном садике не кормят булками». Я теряюсь иногда от вопросов мам. Одна пришла, зашла в туалет, посмотрела горшки, заглянула в унитаз, мойку для подмывания детей. Всё тщательно посмотрела, а потом задаёт вопрос: «А ребёнок когда покакает, вы куда (извините!) какашки выбрасываете?» Я прям опешила. Что она хотела услышать? — смеётся Валентина. — Мама может такой вопрос задать, что теряешься.

Бывает, что при таком режиме работы накатывает усталость, даже появлялись мысли закрыть детсады. Но всерьёз об этом наша героиня всё-таки не задумывалась.

— Я прихожу к вопросу: «А дальше что?» Хорошо, я закрыла. И? Работать? Куда? Пойти работать к детям в садик муниципальный? Нет, — рассуждает наша героиня. — Для меня 90% того, что происходит в муниципальных садах, происходит не так, как должно быть. Там [история] не про детей, там про коллектив, про обязанности. Там воспитатель заполняет документы, пишет портфолио, отчитывается заведующей о проделанной работе. Только и делают, что пишут. Ко мне девчонки бегом бегут из муниципальных садов и говорят: «Нет, больше не вернусь». Мои девочки — это те, у кого посыл к детям. Та, что для галочки пришла отработать, не задержится надолго.

Как вы относитесь к частным детсадам?

Хорошо. Это реальный выход, пока не дадут место в муниципальном
Положительно, но нужно ходить туда до школы
Нейтрально, у нас возможности туда отдать ребёнка не было
Плохо. Такого быть не должно
Я вообще против детских садов
Свой вариант (отвечу в комментариях)

Дело за малым


«Дело за малым» — это новый проект 74.RU, в котором мы рассказываем истории челябинских бизнесменов. Об их успехах и неудачах, находках и лайфхаках. Хотите больше интересных материалов? Читайте репортаж о Сергее Куребеде, владельце кофейни Doza Coffee, и узнаете, почему корица и сиропы — звоночек, говорящий о попытках замаскировать плохой кофе. Хотите знать, как правильно выбирать и хранить сыр, есть ли в Челябинске «санкционка» и почему все любят камамбер и пармезан? Тогда читайте выпуск про Павла Ильина, владельца лавки «Сырный сомелье». Своё дело есть и у Кристины Черныш, создательницы «НЯК студии», где делают афропричёски. Начиналось всё как хобби, а теперь Кристина сама учит мастеров, а работа расписана на месяц вперёд.

У вас — классный бизнес и вы хотите о нём рассказать? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
182
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления