То, что сейчас творится в мире, эксперты назвали идеальным штормом для рынка логистики. Более крупные и продвинутые представители отрасли смещают акценты на digital-технологии, а мелкие — худо-бедно держатся на плаву. Настает эра оцифрованных грузоперевозок. Если верить аналитикам, к 2030 году мировая логистика докатится до замкнутой экосистемы с беспилотными грузовиками, ботами для автоматизированного документооборота, умными дорогами, цифровыми платформами и виртуальными экспедиторами. Лишние звенья будут полностью исключены. Уже сейчас за счет цифровизации грузоперевозки становятся проще, быстрее и дешевле. Как это работает, рассмотрим на примере реальной транспортно-логистической компании «Точка-Точка» и узнаем о самых крутых ноу-хау.
Зачем я это читаю?
Обычному покупателю, который в один клик заказывает в интернете кроссовки откуда-нибудь из Китая, кажется, что вся эта сложная логистическая цепочка поставок от него бесконечно далека. Это не так. То, насколько ритейлер или транспортная компания сильны в IT-сфере, прямо влияет на онлайн-покупки. Приедет заказанный товар на следующий день или через месяц? Сможете ли вы уточнить наличие груза, сидя на диване? Получите ли товар в идеальном состоянии или получите разбитый телефон, а потом будете долго ругаться с продавцом, который в итоге свалит все на курьерскую службу?
Логистика — одна из тех сфер, где проникновение инноваций происходит особенно быстро. Все больше транспортных компаний внедряют IT-инструменты. Одни, как «Точка-Точка», создают свою платформу, которая автоматически рассчитывает стоимость перевозки, формирует транспортные накладные и поддерживает взаиморасчеты между грузовладельцем и перевозчиком. Другие подключаются к готовым digital-инструментам за абонентскую плату, стремясь автоматизировать рутину. Как бы то ни было, продавцам и логистам приходится подстраиваться под требования времени, иначе их просто вытеснят с рынка. «Точка-Точка» с азартом ждет внедрения сервисов на рынке IT-решений для логистики, которые смогут радикально изменить отрасль.
RFID, чтобы знать, есть ли в наличии мои любимые кроссовки 43-го размера
RFID — те самые плоские магнитные чипы, которые мы выковыриваем из одежды и книг. В логистике и ритейле они используются для управления складскими запасами.
Вести ручной учет всего груза, поступающего на большой склад, очень сложно. А если коробки промаркированы RFID-метками, то при разгрузке все данные сразу выгружаются в систему складского учета. Любую единицу товара можно найти по данным метки буквально за полминуты.
В будущем эта технология поможет сделать логистику максимально прозрачной. Вы будете точно знать данные о товаре или заказе за считанные секунды. Есть ли нужный тип продукта или нужный размер в наличии? На складе или в магазине? В каком именно магазине и сколько его там?
Bluetooth для того, чтобы ребята из грузовой компании не разбили мой дорогущий смартфон
Простой и эффективный Bluetooth играет важную роль в логистике. Один из примеров его использования — маячки Bluetooth Beacon. Они крепятся на коробки или европоддоны и сообщают «материнской» платформе данные о загрузке и условиях транспортировки продукции.
Пока что такой способ трекинга чаще всего используется при перевозке особо чувствительной продукции: лекарств или люксовых товаров. Но в обозримом будущем трекинг с помощью Bluetooth Beacon может стать доступным инструментом для всех перевозок.
Специальные устройства сигнализируют о повреждении или вскрытии коробки, передают сведения о том, что груз прибыл в распределительный центр или поступил в курьерскую службу для адресной доставки. Так грузовладельцы могут выстраивать слаженную цепь поставок, следить за скоростью и качеством доставки.
5G и умные дороги, чтобы доставку моей толстовки спланировали без задержек
Когда речь заходит о скорости курьерской доставки, все сразу вспоминают о дронах. Но, несмотря на цифровой хайп, это скорее отдаленное будущее логистики. В России пока нет ни специальной инфраструктуры, ни законов, которые бы регламентировали доставку грузов беспилотниками.
А вот действительно серьезные перемены в скорости доставки может принести технология 5G и интернет вещей. Пятое поколение мобильной связи активно используется для создания умных дорог. Теперь светофоры и датчики движения в режиме реального времени передают водителям данные о дорожном трафике. На их основе транспортные компании могут выстраивать эффективные графики доставки, учитывая не только текущие, но и будущие пробки. Так вовсю работает китайская логистика.
Нейросеть рулит, чтобы мой товар доставили быстро и дешево
Конечно, говорить о том, что российские перевозчики вот-вот массово повезут маркированный груз по умным дорогам, пока рано. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны. Крупные транспортные компании переходят на автоматизированные склады. IT-компании разрабатывают платформы, к которым по умеренным тарифам может подключить малый бизнес. Расчет стоимости перевозки, документооборот, поиск перевозчика происходят не вручную, а с помощью цифровых технологий.
Например, «Точка-Точка» использует для организации сборных грузоперевозок искусственный интеллект. Нейросеть формирует из груза, находящегося на складе компании, различные по весу и габаритам партии. Из множества готовых партий перевозчик может выбрать именно ту, которая подходит ему по объему и географии перевозки. Если водитель везет полупустую фуру из Москвы в Самару, алгоритм подбирает ему варианты догруза так, чтобы заполнить пустое место и не везти «воздух».
Так что логистика планомерно становится более дешевой, гибкой, быстрой и прозрачной, выгодной не только отправителям, но и рынку в целом — а это и есть тот результат, к которому ведет цифровизация. С поправкой на размеры и экономику нашей страны, в будущем мы имеем все шансы получить настоящую бесшовную логистику. И это будущее может быть не таким уж далеким.
«Точка-Точка» — это логистическая компания, выполняющая междугороднюю доставку грузов по России. Среди ее клиентов частные лица, интернет-магазины и операторы оптово-розничной торговли, производственные предприятия.
«Точка-Точка» создает цифровую транспортно-экспедиторскую платформу с уникальной системой определения цены перевозки. Это ключевое отличие от конкурентов: специально разработанный алгоритм делает процесс предельно ясным, разделяет стоимость на всех участников перевозки и предлагает оптимальную цену для каждого клиента за считанные секунды.