16 апреля пятница
СЕЙЧАС +8°С

Катит ли Челябинску «Самокат»? Разбираемся, ждать ли у нас спроса на экспресс-доставку продуктов

Сервис, который обещает привозить еду за 15 минут, хотят запустить в городе к лету

Поделиться

Вскоре в Челябинске должны появиться собственные склады нового сервиса и курьеры в розовой форме

Вскоре в Челябинске должны появиться собственные склады нового сервиса и курьеры в розовой форме

Поделиться

Сервис доставки «Самокат» планируют запустить в Челябинске к лету

Бесплатная экспресс-доставка продуктов успешно работает в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани. Там курьеров в фирменной ярко-розовой форме сегодня практически столько же, как у «Яндекс.Еды», «Сбермаркета» или Delivery Club. Но насколько реально развитие в Челябинске сервиса «Самокат», который обещает клиентам привезти свежие продукты за полчаса после заказа? И с какими подводными камнями ему придется столкнуться? Разбираемся вместе с экспертами.

Ожидается, что склады будут открывать в каждом районе города

Ожидается, что склады будут открывать в каждом районе города

Поделиться

О том, что популярный в столице сервис «Самокат» наконец-то доберется до Челябинска, на днях заявил зам управляющего региональным отделением Сбербанка Евгений Серяпин. Планы он обрисовал вскользь на форуме СМИ, никакой конкретики не назвал. Тогда же стали известны сроки запуска сервиса у нас — июнь 2021 года. Но в пресс-службе Сбербанка на вопрос 74.RU сказали, что всё это предварительно и дата запуска пока не определена. К моменту выхода этого материала добиться подробностей у компании не удалось.

«Самокат» в 2019 году основали бывший топ-менеджер «Магнита» Вячеслав Бочаров и бывший вице-президент Yota Родион Шишков. Сначала сервис работал только в Петербурге, к концу 2019-го открылся в Москве. В мае 2020 года контрольный пакет акций «Самоката» купило совместное предприятие Mail.ru Group и Сбербанка. После этого сервис расширился на Казань и Нижний Новгород.

«Самокат» буквально обещает клиентам скоростную доставку продуктов. Компания открывает так называемые дарксторы — собственные склады с продукцией в каждой зоне доставки, за счет чего предполагается, что от оформления заказа до его получения клиентом пройдет не более 30 минут. Цены и выбор продуктов как в магазине у дома. Их доставка бесплатна.

Внутри дарксторы выглядят как обычные магазины, разве что без очередей у касс

Внутри дарксторы выглядят как обычные магазины, разве что без очередей у касс

Поделиться

— С момента основания бизнес-модель «Самоката» показала свою высокую эффективность. Сегодня «Самокат» обрабатывает уже более 40 тысяч заказов ежедневно, доставляя их покупателям в среднем за 15−20 минут и занимая лидирующие позиции на рынке экспресс-доставки продуктов питания, — говорит первый зампредседателя правления Сбербанка Лев Хасис.

Гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев подчеркивает, что «Самокат» и до пандемии коронавируса ежемесячно рос на 30%.

— Сейчас «Самокат» стал сервисом первой необходимости — и команда делает всё, чтобы люди могли быстро заказать и получить нужные товары, не выходя из дома. При этом мы уверены, что привычка заказывать продукты с быстрой доставкой на дом останется с нами и после снятия всех ограничений, — комментировал Добродеев покупку этого сервиса в прошлом году.

Локдаун в пандемию коронавируса дал толчок росту сети «Самокат»

Локдаун в пандемию коронавируса дал толчок росту сети «Самокат»

Поделиться

Сервис активно набирает курьеров и товароведов. Первым обещают отсутствие штрафов, оплату за отработанные часы и доход до 88 тысяч в месяц. Вторым — стабильную работу на складе. Эти специалисты принимают товар, контролируют сроки годности продуктов и собирают заказы. Зарплата товароведов зависит от города, в котором они работают. Список есть на сайте «Самоката», и судя по нему эта сеть в скором времени может также появиться в Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре и Самаре. А вот Челябинска в перечне размера зарплат для товароведов по каким-то причинам пока нет. Возможно, набор специалистов и их обучение в нашем городе начнут ближе к лету.

Товароведы следят за сроками годности продукции и собирают заказы для курьеров

Товароведы следят за сроками годности продукции и собирают заказы для курьеров

Поделиться

При запуске нового сервиса доставки еды в Челябинске владельцам придется учитывать не только скорость доставки, но и несколько других важных факторов, считает аналитик группы компаний «ФИНАМ» Артемий Шамшуков.

— Необходимо учесть стоимость и скорость доставки, непокрытые другими сетями доставки заведения, условия работы курьеров. «Самокат» добьется успеха, если обеспечит себе конкурентное преимущество в этих областях, — рассуждает Артемий Шамшуков. — У сервиса по доставке еды «Самокат» есть конкурентное преимущество — скорость. Компания обещает доставить продукты питания менее чем за 15 минут. Учитывая то, что «Самокат» является частью экосистемы Сбера, можно предположить, что «Сбермаркет» не будет бороться с «Самокатом» за рыночную долю. Скорее всего, она будет честно поделена между компаниями.

В зоне выдаче курьеры забирают заказы и на велосипеде доставляют их клиенту 

В зоне выдаче курьеры забирают заказы и на велосипеде доставляют их клиенту 

Поделиться

В Челябинске сервис доставки продуктов на сегодня предоставляют федеральные «Лента», «Ашан», Metro Cash&Carry, «Сбермаркет», X5 Retail Group («Пятерочка» и «Перекресток»), Delivery Club. Аналогичную услугу предоставляют и местные компании — гипермаркет «Теорема» и сеть «Чебаркульская птица».

Пандемия коронавируса действительно подстегнула рост сервисов по доставке еды в Челябинске. По данным «2ГИС», к началу 2021 года у нас насчитывалось 735 заведений общественного питания с доставкой еды. Это на 68% больше, чем годом ранее. Впрочем, пока рынку фудтеха (так называют онлайн-продажи продуктов и готовых блюд) в Челябинске еще есть куда расти, и у новых игроков большие перспективы.

По словам экспертов, из-за особенностей работы цены в «Самокате» могут быть выше, чем в доставках из гипермаркетов

По словам экспертов, из-за особенностей работы цены в «Самокате» могут быть выше, чем в доставках из гипермаркетов

Поделиться

— В Челябинске сформирован достаточно хороший пул игроков рынка, уже представлены разные бизнес-модели. У сетей одна модель, у экспресс-доставки другая, у «Сбермаркета» — третья. Поэтому, наверное, выход «Самоката» в ваш регион вполне оправдан. Сейчас рынок осваивается основными игроками, и можно вместе с ними занять свою хорошую долю, — комментирует гендиректор агентства INFOLine Иван Федяков. — У «Самоката», безусловно, есть свои достоинства, но в то же время есть и недостатки. Он оказался в удачном месте в удачное время, потому что пандемия коронавируса дала дополнительный драйвер роста. Но и без пандемии этот сервис рос достаточно быстро и в конце 2019 года, и до локдауна в начале 2020-го. Поэтому посмотрим, как жители Челябинска его воспримут.

Возможно, вскоре такие курьеры заполонят не только Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Казань

Возможно, вскоре такие курьеры заполонят не только Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Казань

Поделиться

По данным INFOLine, в прошлом году оборот «Самоката» составил около 9 миллиардов рублей. В десятке основных игроков рынка фудтеха сеть заняла восьмое место, но пока существенно отстает от лидеров отрасли. На сегодня этот рейтинг возглавляют X5 Retail Group и «Сбермаркет». Их оборот по продуктам питания по результатам прошлого года составил 19,5 миллиарда и 17,4 миллиарда рублей соответственно.

— Бизнес-модель «Самоката» очень непохожа на других игроков. С подобной бизнес-моделью работает только «Яндекс.Лавка». Ее особенность в том, что у компании собственные дарксторы и закупки. Тем самым она полностью контролирует товаропроводящую цепь от закупки продукта питания и даже его производства до конечной реализации и доставки, — говорит Иван Федяков. — С одной стороны, «Самокат» полностью может влиять на звенья этой цепи. И плюс — это экспресс-доставка. Этого практически никто себе позволить не может из других сервисов. Но в то же время в этом есть и недостатки. Это всё равно, что сравнивать работу магазина шаговой доступности и гипермаркета. Формально цены у крупных торговых сетей или сервисов, которые с ними сотрудничают, типа «Сбермаркета» или iGoods, ниже. Но в магазине шаговой доступности многие вещи решает локация, ведь в гипермаркет каждый день не поездишь. А вот с интернет-покупками другая история. Если ты всё равно заказываешь, то какая разница, откуда тебе товар привезут — из небольшого даркстора недалеко от дома или из гипермаркета. «Перекресток», «Сбермаркет», iGoods выполняют миссию покупок впрок — более редких, но на длительный срок. Они, конечно, выигрывают по цене.

По мнению руководителя агентства INFOLine, сервис экспресс-доставки продуктов долгое время будет оставаться нишевым и востребованным лишь у определенных слоев населения.

— Сказать, что этот сервис станет массовым, я пока не могу. Если говорить о рынке фудтеха в целом, то концепция закупки впрок, которая позволяет делать доставку из гипермаркетов, на мой взгляд, более перспективна, — считает Иван Федяков.

На сегодня на онлайн-продажи еды в России приходится лишь около 1% от всего оборота розничной торговли продуктами питания. Москва и Санкт-Петербург значительно опережают другие крупные города в развитии этого рынка — у них этот показатель чуть более 2%. А в Челябинске — всего около 0,5%. Из 11,6 миллиарда рублей на долю онлайн-заказов и доставки продуктов в прошлом году в нашем городе пришлось менее 58 миллионов рублей.

Эксперт российского отделения NPD Group Марина Лапенкова считает, что на сегодня доставка еды — это опция для крупных городов.

— Для этого есть несколько причин. Сама услуга подразумевает дополнительную оплату: либо за сам факт доставки, либо это минимальная сумма заказа, при которой ресторан или агрегатор доставят заказ. Поэтому чек на доставке обычно значительно выше среднего по рынку, — рассуждает Марина Лапенкова. — Несмотря на быстрый рост, доставка всё еще составляет небольшую долю от общего оборота рынка. Это значит, что сам рынок должен иметь достаточно большой объем, чтобы с одной стороны обеспечить рентабельность операторам доставки, а с другой — нормальную скорость доставки. Также доставку еды часто заказывают в ситуациях, когда у людей мало времени, нет желания готовить или чтобы побаловать себя ресторанной едой.

В ближайшие годы фудтех будет растущим каналом продаж, считают эксперты рынка.

— Он будет прирастать минимум в течение двух-трех лет ежегодно практически на 100%, — уверен аналитик Иван Федяков. — Города России во многом будут повторять историю Москвы и Санкт-Петербурга, которые сейчас опережают их по развитию фудтеха. Какие-то товары практически полностью не продаются в фудтехе, а какие-то начали стремительно перетекать туда. И это дает определенный вызов для производителей и поставщиков, которые работают с такими продуктами. Хотят они этого или нет, но им уже впору всерьез заняться освоением этого канала продаж.

В разгар пандемии коронавируса в Челябинске выросло число доставок не только продуктов, но и других товаров. Сейчас в городе буквально каждую неделю открывается новая точка выдачи онлайн-заказов. Мы расспросили экспертов, что же спровоцировало такое бурное развитие маркетплейсов в нашем городе, как на них повлияла пандемия коронавируса и какие товары челябинцы покупают через интернет чаще всего.

На этой неделе Контрольно-счетная палата объявила о росте зарплат в Челябинской области. Мы разобрались, что не так с этими данными.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ4
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...