Все новости
Все новости

В Челябинске закрылся последний магазин сети «Дочки-Сыночки»

Разбираемся с экспертами, в чем причины ухода федералов и что изменится для покупателей

Из Челябинска ушел крупный ритейлер. Справа — опустевшие площади в ТРК «КУБа», в этом месте был магазин «Дочки-Сыночки»

Поделиться

Из Челябинска ушла федеральная сеть детских товаров «Дочки-Сыночки». За последний месяц прекратили работу оба магазина — в ТРК «Фокус» и «КУБа». По словам экспертов, проблемы у компании намечались давно. А в этом году начался «магазинопад» по всей стране. Разбираемся, в чем причины упадка второго по размеру ритейлера детских товаров в России, как это отразится на покупателях и рынке в целом.

Скидки и очереди

— Очередь лучше сразу занять, как только зашли. И у вас есть минут 30–40 походить-посмотреть, — делились опытом покупатели, побывавшие в магазине «Дочки-Сыночки» в последние дни работы. — На кассах — жуть, народу много и жарко. Люди говорят, что в субботу три часа стояли.

— Я четыре часа в очереди отстояла в «Фокусе». Но затарилась на 7500 — три баула битком набитых увезла, на лето детям хватит, — порадовалась другая покупательница.

В последние дни в магазине царил ажиотаж: товары продавали за полцены

В последние дни в магазине царил ажиотаж: товары продавали за полцены

Поделиться

В ТРК «Фокус» отдел этой сети закрылся в последнее воскресенье февраля. В «КУБе» магазин продержался подольше. Сначала там объявили 30-процентную скидку, но продавцы твердили, что закрываться не планируют. Потом скидку увеличили до 50 процентов, и уже пошли разговоры о прекращении работы — как только распродадут запасы товаров.

В середине марта двери магазина то открывались, то закрывались. На дверях висело объявление о приостановке работы «по техническим причинам», кому-то из покупателей сказали, что магазин еще будет работать на обмен-возврат.

Мы позвонили по одному из телефонов, ранее принадлежавших магазину. Выяснилось, что ни call-центр, ни центр клиентской поддержки не работают.

— По всем вопросам просьба обращаться по телефонам, указанным на сайте, — сообщает автоответчик.

На сайте объявили не просто распродажу, но и ликвидацию интернет-магазина

На сайте объявили не просто распродажу, но и ликвидацию интернет-магазина

Поделиться

На официальном сайте «Дочки-Сыночки» объявлено о закрытии розничных точек и ликвидации интернет-магазина ритейлера. Сеть уже ушла из многих городов. В феврале прекратили работать магазины в Омске, в марте — в Екатеринбурге и Тюмени, в апреле — в Перми и Чите.

В Тюмени родители тоже спешили запастись детскими вещами

В Тюмени родители тоже спешили запастись детскими вещами

Поделиться

На пути к банкротству


Крупный ритейлер столкнулся с проблемами еще полтора года назад, но в публичную плоскость информация вылилась в январе этого года. Долги выросли до 200 миллионов рублей. Кредиторы один за другим публиковали сообщения о намерениях подать иск о банкротстве. Среди крупных истцов — компания «Инвентив Тойз» (дистрибутор мировых брендов Lego, Mattel, Hasbro, Chicco), Сбербанк, Газэнергобанк и другие.

Помещение бывшего магазина детских товаров пока пустует

Помещение бывшего магазина детских товаров пока пустует

Поделиться

Некоторые компании, входящие в группу «Дочки-Сыночки», сами сообщали о том, что собираются банкротиться. Впрочем, пока решений о признании несостоятельной какой-либо из компаний, работающих под брендом «Дочки-Сыночки», не принято.

«Дочки-сыночки» — вторая по размеру сеть магазинов детских товаров в России (лидер — «Детский мир»). Еще год назад в нее входило более 200 магазинов. Первый магазин заработал в 1996 году. Бенефициаром считается основатель группы компаний, предприниматель из Читы Александр Бондяшов. По данным сервиса «Контур.Фокус», за 2020 год выручка пяти операционных компаний — «Опт Торг», «Победа», «Волга», «Урал», «Симфония» — достигла 20 миллиардов рублей, чистая прибыль составила 212 миллионов. По данным агентства InfoLine, в первой половине 2021 года выручка сети составила 7,6 миллиарда рублей.

В лучшие времена «Дочки-Сыночки» открывали по 25 точек в год. Одними из первых начали выкладывать товар в зале с помощью сказочных персонажей огромного размера. С 2012 года развивали интернет-продажи. Долгие годы сеть занимала второе место в тройке лидеров рынка детского ритейла. Самый большой магазин площадью 2,5 тысячи квадратных метров работал в Краснодаре.

Детский ритейл активно развивался до 2014 года, когда повышался уровень жизни и покупательная способность населения. Эксперты отмечали высокий процент импульсивных трат. Потом родители начали считать деньги и охотиться за товарами на акциях и распродажах.

У магазина были свои поклонники и противники — в интернете можно найти как хвалебные отклики, так и крики возмущения

У магазина были свои поклонники и противники — в интернете можно найти как хвалебные отклики, так и крики возмущения

Поделиться

Проблемы у ритейлеров, торгующих товарами для детей, начались еще до спецоперации на Украине, санкций и обвала рубля.

— Это не связано с текущими событиями. Судя по информации в открытых источниках, сеть подкосили закрытие магазинов в период пандемии коронавируса (в разных регионах были свои временные периоды. — Прим. ред.) и большая задолженность перед поставщиками. Всё это привело к банкротству крупной сети, — отметила коммерческий директор челябинского магазина «Детский мир» Елена Потеряева.

Товарами для детей теперь торгуют не только детские магазины

Товарами для детей теперь торгуют не только детские магазины

Поделиться

Представитель отрасли указала на усиление роли онлайн-маркетплейсов, активно осваивающих рынок детских товаров.

— Чувствуется достаточно большая конкуренция со стороны онлайн-ритейлеров — Wildberries, Ozon и других. Они очень сильно перетянули на себя продажи. Несмотря на то что у сети «Дочки-Сыночки» был собственный интернет-магазин, они пытались его развивать. Но, видимо, объем денежных средств, который вливался онлайн-ритейлерами, был несопоставим с их возможностями. Тем более что «Дочки-Сыночки» работали с массмаркетом, предлагая товары для широкого круга потребителей, — добавила Елена Потеряева. — Чем выше конкуренция, тем больше выигрывает потребитель. Если, конечно, нет монополизации. А у нас, если брать известные мировые бренды — и по игрушкам, и по одежде, — цена у онлайн-ритейлеров практически одинаковая. Всё очень жестко регламентируется. И теперь площадки конкурируют между собой даже не столько по цене, сколько по удобству, скорости доставки и прочим сервисным моментам.

— Специализированные ритейлеры детских товаров конкурируют за покупателей не только между собой, но и с онлайн-игроками, например с Ozon и розничными ритейлерами, у которых в ассортименте присутствуют товары для детей, такими как X5 Retail Group или «Ашан», — подтвердила аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова.

Чего ждать дальше

После закрытия сети «Дочки-сыночки» покупатели, вероятно, распределятся между крупными и региональными продавцами, добавили эксперты.

— На этом фоне «Детский мир» как крупнейшая розничная сеть товаров для детей может больше прочих конкурентов увеличить продажи позиций, которые покупатели предпочитают выбирать офлайн, например товары для новорожденных, коляски, автокресла, — заключила Анна Буйлакова.

Не каждую вещь купишь по интернету, многие посетители предпочитают выбирать товары вживую

Не каждую вещь купишь по интернету, многие посетители предпочитают выбирать товары вживую

Поделиться

Впрочем, конфликт на Украине тоже внес свою лепту в проблемы детского ритейла. Международная компания Mothercare с 10 марта приостановила работу магазинов в России, в том числе в Челябинске — отдел в ТРК «Родник».

— Оформление заказов в интернет-магазине временно недоступно. Сроки возврата товара и действия подарочных карт будут продлены на 30 дней после открытия магазинов, — говорится в сообщении на официальном сайте.

Чем выше цены на товары, тем меньше народу в магазинах

Чем выше цены на товары, тем меньше народу в магазинах

Поделиться

Между тем в городе до сих пор представлены далеко не все крупные российские ритейлеры.

— Федеральные сети оценивают регионы в первую очередь по покупательной способности, по динамике продаж. Город может быть небольшим, но активно развиваться, и ритейлеры туда будут заходить. Либо наоборот — большой, но депрессивный. Но тогда смотрят на тех, кто там уже работает, — объяснила Елена Потеряева. — У нас больше, чем в других городах-миллионниках, представлен «Детский мир». Кроме того, в продуктовых сетевых гипермаркетах продают так называемые товары народного потребления для детей. Даже книжные магазины вводят сейчас детский ассортимент, например игрушки.

Детские товары, особенно первой необходимости, представлены на всех дистанционных площадках. Поэтому потребители в регионах, в частности в Челябинске, не останутся без покупок, уверены игроки рынка. За исключением каких-то эксклюзивных дорогостоящих товаров.

Ранее в России закрылись магазины H&M, Mango, UNIQLO, Massimo Dutti, Pull&Bear, Uterqüe, Oysho, Zara, Stradivarius, Bershka, Adidas и многие другие. Из-за этого торгово-развлекательные комплексы заметно опустели.

В Челябинске известные магазины одежды также остановили работу. Горожане обратили пристальное внимание на онлайн-барахолки и секонд-хенды.

  • ЛАЙК7
  • СМЕХ15
  • УДИВЛЕНИЕ3
  • ГНЕВ3
  • ПЕЧАЛЬ7
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter