«Кушать надо вкусно и полезно, а не как сейчас в магазинах», — решил как-то уральский бизнесмен… и зарегистрировал эту жизненную фразу в качестве названия своей компании. Землякам его детище больше известно как торговая сеть Жизньмарт. В отличие от большинства привычных магазинов, полки здесь не ломятся от десятков однотипных продуктов «на любой кошелек»: в каждой категории — только избранные товары, в основном местного производства. Очередей на кассах, как, собственно, и кассиров, тоже нет. Покупатели пьют сваренный специально для них кофе или готовят свежевыжатый сок, выбирают продукты для ужина или порцию горячего на обед. Как такой формат восприняли в Челябинске? О закулисье бизнеса, конкуренции, импортозамещении, безумных идеях и ярких реакциях покупателей — от негодования до восторга — рассказал основатель и идейный вдохновитель Жизньмарт Иван Зайченко.
- Меняться, экспериментировать, рисковать
- Помнить: в ритейле чем ты масштабнее, тем эффективнее
- Не бояться конкуренции
- Выращивать руководителей самостоятельно
- Знать желания аудитории, чтобы попасть в самое сердечко
- Поддерживать местных производителей
- Не зависеть от импорта
- Ценить обратную связь. Любую
- Любить то, что делаешь
- Расти и «разливаться» постепенно
Меняться, экспериментировать, рисковать
С тех пор, как в марте 2019 года в Екатеринбурге открылся первый магазин, мы неоднократно меняли и дорабатывали формат. Пробовали самые странные и нестандартные идеи — каждый раз казалось, что вот-вот взлетит. Запустились с готовыми продуктовыми наборами для блюд: не нужно отдельно искать и взвешивать ингредиенты для борща, котлет или ризотто — покупаешь набор и готовишь. Звучало круто, но не выстрелило… Верил я и в шведский стол: мы оборудовали прилавок самообслуживания, как в буфете. Удобно ведь: подошел с большой тарелкой, набрал свежих салатов, горячего, пришел домой и съел — но вот вообще не «полетело».
Мы практически первыми запустили на Урале кассы самообслуживания — тогда они даже в Москве были редкостью. Поначалу люди возмущались. Помню, подошел мужчина с покупками, мол, а где кассир? Говорим: а нет кассира. Так он бросил упаковку в сторону и ушел. Сомневались тогда сильно, но от идеи не отказались. И скорость обслуживания ощутимо выросла, очередей не стало, сотрудники освободились — плюсы в итоге перевесили.
Помнить: в ритейле чем ты масштабнее, тем эффективнее
Невозможно быть эффективным магазином, если у тебя всего одна точка. Чем больше становишься, тем больше скидки, дешевле логистика и маркетинг, лояльнее поставщики оборудования. Сейчас у нас 65 магазинов в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Верхней Пышме, Нижнем Тагиле, Уфе, Санкт-Петербурге — из них собственных только два, остальные работают по франшизе. И если на старте у нас целевой срок окупаемости был примерно три с половиной года, то сейчас — года два, два с половиной. При этом цены остались невысокими, а рентабельность выросла.
«Мы одновременно и очень недорогой, и очень доходный формат»
Новые магазины в Тюмени и Челябинске приятно удивили: два вышли в прибыль уже на второй месяц работы, еще одному не хватило буквально нескольких тысяч. Это крутой показатель: ты только что открылся, а люди уже идут, мы процентов на 40 превысили план.
Не бояться конкуренции
Есть ли у нас конкуренты на рынке Челябинска? Конечно, иначе мы были бы первым продуктовым магазином в городе. Но если учесть, что с первых месяцев мы почти вдвое перевыполнили финмодель, конкуренция не такая уж и сверхсильная.
Выращивать руководителей самостоятельно
У нас правило: никого из руководителей извне не привлекаем, выращиваем сами. Новых сотрудников обучаем всем тонкостям работы в магазине: как выкладывать товар, приходовать накладные, проводить инвентаризацию, варить кофе, доставлять заказы, наводить чистоту в зале, учить других людей. Зная бизнес изнутри, легко вырасти до старших продавцов, директоров — и даже уйти в партнеры. Несколько наших бывших продавцов уже стали совладельцами магазинов. Это и мотивация для сотрудников, и гарантия, что каждый магазин будет образцовым, ведь руководит им вовлеченный, знающий дело человек.
Знать желания аудитории, чтобы попасть в самое сердечко
Мы не позиционируем себя как магазин исключительно правильного питания. Да, у нас есть веганская линейка, безглютеновый хлеб, но есть и сало, и довольно калорийные сладкие десерты. Главное — мы стремимся сохранять чистый состав, максимально натуральный. И стараемся, чтобы продукт был в своей категории самый вкусный: покупаем аналоги, дегустируем, выбираем. И цены тоже сравниваем, ищем лучшее соотношение. Недавно видел обзор: парни пробовали наш энергетик из манго, типа прикольно, ну баночка так себе, а сколько стоит? 102 рубля? Да ладно, за такие деньги это реально крутой напиток!
Поддерживать местных производителей
Когда крупный ритейл заходит в город, то обычно просто выжигает остальных: маленькие магазины закрываются, местные поставщики теряют каналы продаж, инфраструктура вымирает. Верим, что бизнес должен нести социальную составляющую, и считаем своей обязанностью поддержать местных производителей. В челябинских магазинах около 60 процентов ассортимента — местного производства.
Не зависеть от импорта
У нас небольшая доля заграничных ингредиентов, и импортных товаров совсем немного, так что уход брендов не сильно сказался на ассортименте. Но в целом ситуация с импортозамещением печалит: конкуренция падает, иные крупные игроки перестают стараться. Например, известный поставщик сыров выпустил линейку с закосом «под Европу»: просто обновил упаковку, а качество как было, так и осталось. Прибыль-то у него, может, и выросла, а индустрия и покупатели от этого не выиграли. На наших полках таким продуктам не место.
Ценить обратную связь. Любую
Чтобы удерживать планку качества продукции, мы регулярно собираем обратную связь. На каждом продукте есть QR-код — покупатели могут перейти на сайт и оставить отзыв. Оценивать товары также удобно прямо в мобильном приложении, плюс сотрудники на кассах периодически спрашивают мнение о прошлых покупках. В месяц получаем около 64 тысяч оценок. Каждый вторник специальный комитет берет все продукты с низким рейтингом и проводит дегустацию. Такая вот тяжелая работа у них — пробовать «забракованное». Если подтвердим, что оценки заслуженны, можем попросить поставщика доработать состав, технологию — либо выводим такой продукт из ассортимента.
Любить то, что делаешь
Продаем то, что любим и покупаем сами. Больше всего обожаю нашу деревенскую сметану, чесночный сыр с помидорами, сильно люблю сливочный чизкейк — когда вижу, сразу хочу съесть. А недавно появилась готовая еда в термоупаковке: домашние блюда типа борща, которые можно хранить при комнатной температуре по 3–4 месяца, потому что приготовлены они в автоклаве. Я живу сейчас на два города и набрал себе запас: достал, налил, разогрел и съел — очень удобно и вкусно.
Расти и «разливаться» постепенно
Сейчас наша главная задача — выйти в новые регионы. Поначалу была идея открываться в самых богатых, где спрос выше. Но потом пересмотрели этот подход, ведь важна логистика — чтобы не было сложностей с управлением, поставкой товара. Расширяем сеть поступательно: это как плеснуть на карту стакан воды, и она разливается. Сперва — Челябинск и Тюмень, дальше — Уфа и Казань, в ближайшие 2–3 года думаем заполнить всю Россию.
Жизньмарт планирует провести конференцию для потенциальных партнеров и поставщиков в декабре 2022 года. Для предварительной записи подписывайтесь на телеграм-канал по франшизе, там будет специальный анонс. Все подробности и ответы на вопросы о франшизе магазинов Жизньмарт можно узнать на сайте или позвонить по телефону +7 912 044-89-64.
Магазины-кафе Жизньмарт:
Челябинск,
Родионова, 17;
Сони Кривой, 83;
«ВКонтакте»;
«Телеграм»;
ассортимент и доставка по Челябинску.
ООО «Кушать Надо Вкусно и Полезно, а Не как Сейчас в Магазинах», lifemart.ru