— В доме 16 квартир, из них только две приватизированные. Всего у нас живут 13 семей, — рассказывает 74.RU Иван Иосифович. — В первом подъезде пять семей живут, в нашем подъезде — пять, в цокольном этаже — три семьи.
Иван Иосифович Бауэр всю жизнь трудился на «Золотом пляже», за что и получил квартиру в кирпичной двухэтажке на территории дома отдыха. В 90-е годы, когда началась приватизация, оформить квартиры в собственность у большинства жильцов не получилось. С тех пор пенсионер вместе с соседями борется за право стать хозяином недвижимости на курорте, но пока они проигрывают. Мы побывали на месте и обратились за комментарием к владельцу клуб-отеля Олегу Сиротину.
Призрак ушедшей эпохи
Дом отдыха «Золотой пляж» был построен в 1936 году между двух озер — Тургояк и Инышко. Во время и после Великой Отечественной войны сюда направляли военнослужащих на реабилитацию. После дом отдыха превратился в поселок, здесь была своя котельная, столовая, лодочные станции, культурно-досуговый центр. В 90-е годы начался упадок, а в 2002 году дом отдыха выкупил предприниматель Олег Сиротин и стал возрождать курорт.
По данным сервиса «Контур. Фокус», ООО «Золотой пляж» зарегистрировано 1 ноября 2012 года. Генеральный директор — Александра Олеговна Губина. Учредители фирмы: Олег Сиротин — 76% и ООО «Дженерал билдинг» — 24%. По итогам 2022 года, выручка компании составила 212, 4 миллиона рублей, а чистая прибыль — 53,6 миллиона рублей. «Золотой пляж» является учредителем фирмы ООО «Жилищный комплекс «Тургояк»» — именно в его собственности находится дом, в котором живут бывшие работники турбазы.
Сейчас от того поселка остался лишь один жилой дом — тот самый, в котором живет Иван Иосифович. Двухэтажка встречает гостей сразу на въезде в клуб-отель и заметно выделяется на фоне остальных корпусов.
Три года назад наш корреспондент уже общался с жильцами двухэтажного дома. Тогда Иван Иосифович рассказывал, что прожил тут всю жизнь. В садик ходил, работал, здесь же и состарился.
По его словам, в советское время дом находился в ведении «Челябкурортсовета», квартиры заселяли по решению профкома «Золотого пляжа» и выдавали ордера. На ордерах ставили печать Миасского горисполкома.
Иван Иосифович показал те самые ордера, на которых стоит дата 26 ноября 1987 года. Внизу подпись: «Настоящий ордер является единственным документом, дающим право на занятие указанной жилой площади».
Три года назад нам также удалось поговорить с соседкой Ивана Иосифовича — пенсионеркой Любовью Николаевой. Она тогда отмечала, что на территории «Золотого пляжа» расселили несколько домов. А их оставили, почему — непонятно.
— Вдоль горы были бараки, — вспоминала пенсионерка. — На месте отеля «Фонград» стоял точно такой же барак. Его снесли, а людей расселили. На горе, где сейчас стоят коттеджи, тоже были бараки, и их тоже расселили. У меня там мама жила, ее переселили в квартиру, но не на правах собственницы. В итоге квартира досталась «Золотому пляжу». Я боюсь, что и с нами так будет. Ощущаем себя заложниками в своем доме.
Жильцы узнали, что они не хозяева квартир, в 2019 году.
—Бывший директор «Золотого пляжа» Александр Курдин сказал нам, что наше жилье никогда не относилось к собственности «Золотого пляжа», потому что на нуле был баланс, — рассказал Иван Иосифович. — Курдин предлагал взять на баланс наш дом городу. Но те отказались. Чтобы в 1990-е годы отсюда не убежали работники, Курдин пришел в горисполком и попросил, чтобы приватизация квартир на «Золотом пляже» шла только через его заявление. То есть люди должны были написать заявление на имя директора и только если он разрешит, могла осуществиться приватизация жилья. Но Курдин разрешил приватизацию только двум жильцам дома. И вот так мы остались без квартир.
Жильцы дома написали обращение в миасскую прокуратуру. И получили ответ (имеется в распоряжении редакции): «Согласно выписки из ЕГРН, собственником жилых помещений является ООО «Жилищный комплекс Тургояк», право собственности зарегистрировано 24.02.2009».
Сейчас, по словам Ивана Бауэра, в доме живут 13 семей, в том числе в двух приватизированных квартирах. Одну из них несколько лет назад купили челябинцы и используют ее как дачу, приезжают летом отдыхать на Тургояк.
Наш собеседник добавил, что пять квартир опустели, потому что жильцы умерли. По наследству это жилье передать невозможно.
Бывшие сотрудники дома отдыха говорят, что уже испробовали все законные методы борьбы за свои права. Несколько лет назад они обращались за помощью к адвокату. Казалось, что дело выигрышное, но в самый последний момент адвокат отказался вести их дело.
«Осталось три или четыре семьи»
Корреспондент 74.RU связался с Олегом Сиротиным и расспросил его о планах по расселению жильцов двухэтажного дома. Разговор получился коротким.
— Планируете ли вы расселение или капитальный ремонт дома на въезде на территорию «Золотого пляжа»?
— Мы потихонечку их расселяем, — ответил Олег Сиротин. — У нас осталось там три или четыре семьи. Этот процесс идет уже 15 лет. Там же целый поселок был. Вот осталось немножко.
— Есть ли у вас в планах снос заброшенного деревянного дома бывших жильцов поселка, напротив здания «Тургояк-Сити»?
— Это у нас жители, которых мы переселили в город. Дом пока не ломаем, потому что надо проект делать, чтобы его реконструировать. Пока до него руки не дошли.
— Какие изменения (реконструкцию) территории дома отдыха вы планируете к началу летнего сезона или в обозримом будущем?
— Пока ничего не планируем.
Напомним, летом прошлого года корреспондент 74.RU объехал вокруг озера и привез большой репортаж. Посмотрите, в нем мы разбирались, почему на Тургояке бардак.