Для промышленных предприятий итоги года принято подводить не раньше марта. Когда готова вся финансовая отчетность, согласно которой и можно реально анализировать прошедшие 12 месяцев. Зато в декабре можно и нужно говорить о том, получилось выполнить задуманные планы, с каким настроением трудился в 2023 году рабочий коллектив предприятия и с каким настроением смотрит в будущее группа управления. Об этом и многом и другом рассказал генеральный директор Челябинского электрометаллургического комбината Павел Ходоровский.
— Павел Яковлевич, каким уходящий год получился для ЧЭМК? Непосредственно для комбината и для всей промышленной группы?
— 2023 год прошел под знаком масштабных геополитических событий. На Россию наложены ряд санкционных мер, которые, конечно же, сказались на работе всей отечественной промышленности. Кроме этого, к сожалению, в мире в уходящем году проявилась тенденция падения спроса на продукцию металлургов. И как следствие — снижение цен на металл и ферросплавы, которые производятся на заводах нашей промышленной группы.
— Объем производства ферросплавов тоже снизился?
— Низкие мировые цены на металл в 2023 году не лучшим образом сказались как на рентабельности, так и на объемах производства. Зато в условиях сложной макроэкономической ситуации нам удалось не допустить снижения численности работников нашего холдинга. Ни в Челябинске, ни в Серове, ни в Новокузнецке, ни на предприятиях горнодобывающей отрасли в Ямало-Ненецком автономном округе и в Пермском крае. Везде получилось обеспечить персонал полной производственной занятостью. Да, был в уходящем году и определенный отток рабочей силы, но подобные колебания на рынке труда происходят ежегодно, люди уходят и приходят. Разве что в этом году повысился уровень зарплат на предприятиях военно-промышленного комплекса, что повлекло их «привлекательность» для представителей рабочих специальностей, трудящихся на других заводах. Данный процесс коснулся и сотрудников ЧЭМК. К концу 2023 года отток людей, желающих работать и получать большие деньги в сфере оборонной промышленности, снизился, рынок рабочей силы стабилизировался, ситуация выровнялась. Прием на работу на ЧЭМК продолжается, главная цель — не допустить сокращения численности коллективов. И ещё отмечу, что положенная по закону индексация зарплат была проведена в полной мере и коснулась всех трудящихся, работающих на предприятиях холдинга.
— В уходящем году что-то изменилось в сортаменте выпускаемой ЧЭМК, СЗФ и «Кузнецкими ферросплавами» продукции?
— У нас внутри промышленной группы существует определенная интеграция, которая вызвана экономической целесообразностью внутренней логикой эффективной организации производства. В 2023 году эти процессы взаимодействия были продолжены. В результате на ЧЭМК в основном сосредотачивается производство силикомарганца, Серовский завод ферросплавов более специализируется на феррохроме, а в Новокузнецке по традиции продолжат заниматься ферросилицием.
— Как отразился уходящий год и макроэкономические тенденции на социальной политике ЧЭМК?
— Все имеющиеся на комбинате социальные программы были продолжены. Успешно функционировал наш Центр социальной защиты, выполнивший все задачи, которые перед ним ставились на 2023 год. Кроме этого, как работал, так и работает заводской детский оздоровительный лагерь на озере Акакуль. С момента его запуска в 1941 году детские смены в «Акакуле» не прерывались никогда, несмотря ни на какие сложности. Работает Дворец спорта ЧЭМК и детские школы дзюдо, относительно недавно построенные и открытые нами в Калининском и Советском районах Челябинска. Принимает ребят большой летний спорткомплекс на ДОЛ «Акакуль». Комбинат взял на себя обязанность инвестировать в детский спорт, развитие идет бурными темпами, дзюдо у нас абсолютно бесплатно занимаются уже около двух тысяч челябинских мальчишек и девчонок. А на будущий год запланировали завершить проектирование и приступить к строительству новой большой спортивной школы в Тракторозаводском районе, в челябинском поселке Чурилово. Подход тот же самый: тренировки для всех воспитанников будут проходить бесплатно.
— Зачем ЧЭМК дзюдо? Это навязанная социальная обуза или…
— …в первую очередь понимание того, что оздоровление людей и спортивная занятость именно подрастающего поколения — задача большой важности. Комбинат помогает этому давно, а новые детские школы дзюдо — всего лишь продолжение планомерной работы. В Челябинске живет большинство руководства комбината и их семьи. И мы чувствуем ответственность за социальную атмосферу южноуральской столицы. Если взрослые знают, что их сын или дочь с юных лет приобщаются к здоровому образу жизни, стремятся к спортивным победам, то и настроение у людей совсем другое. ЧЭМК — одно из градообразующих предприятий и хорошее социальное настроение среди жителей Челябинска для нас очень важно.
— Ваша промышленная группа — это не только заводы по выплавке ферросплавов, но и предприятия, добывающие для металлургов столь необходимую им для работы руду. Каким был уходящий год для этой отрасли?
— Кризис — это ведь не только, когда всем непросто, но и открывающиеся новые возможности. Поэтому нашему горно-сырьевому сектору мы не просто уделяли особое внимание (хромовая руда и кварциты в сегодняшних условиях — продукт стратегического назначения), но и инвестировали в развитие этой сферы. У нас продолжается разработка Центрального месторождения хромовой руды (поселок Харп, ЯНАО), реализуется программа его финансирования. Там расположено активно работающее горнодобывающее предприятие, которое снабжает рудой наши плавильные печи. В Пермском крае тоже имеется шахта, но здесь мы готовимся начать разработку ещё и Южно-Сарановского месторождения, и под этот проект планируются миллиардные инвестиции. Естественно, данный план тесно связан с уровнем прибыльности и рентабельности всего промышленного холдинга. Среди сотрудников предприятий нашего горно-сырьевого сектора также в уходящем году не произошло каких-то значительных увольнений, численность коллективов не сокращается и не прерывалась поддержка местных социальных проектов. Например, в поселке Сараны строится школа, налажено соответствующее социальное взаимодействие и в ЯНАО, и в Кемеровской области. Успешная работа в шахтах обеспечивает ферросплащикам уверенность в том, что плавильные печи будут загружены сырьем.
— А что происходило в 2023 году внутри комбината?
— Продолжалась серьезная техническая модернизация основного металлургического производства. Реконструкция плавильных печей в седьмом цехе предприятия позволила повысить качество выпускаемых ферросплавов, улучшить технологические показатели работы и, что очень важно, учесть все вопросы, связанные с экологией. Отмечу, что при самых строгих технологических требованиях с нашей стороны, проектированием плавильных печей и вообще основным поставщиком оборудования занимается российская компания СКБ «Сибэлектротерм». Импортозамещение в действии! И ввод в 2023 году на Серовском ферросплавном заводе нового дробильно-сортировочного комплекса, цель которого — извлечение из шлака металлов и запуск полученного сырья во вторичную переработку — это тоже из разряда технических инноваций, которые наш холдинг останавливать не намерен.
— Как обстояли дела в уходящем году с «человеческим фактором»?
— Чтобы удержать или привлекать на комбинат людей, нужно выполнять два основных условия — обеспечить трудящимся достойную зарплату, систематически индексируя ее при этом, и не снижать занятость трудового коллектива. В уходящем году мы приняли решение внедрить на комбинате ещё один «проект для людей». Мы наладили собственное пищевое производство колбасных изделий, причем торговля организована только для сотрудников комбината, которых сразу привлекло высокое качество (всё абсолютно натуральное, никакой химии) продукции и цены, гораздо ниже рыночных. В будущем году и на ЧЭМК и на СЗФ этот эксперимент будет продолжен, людям он пришелся очень по вкусу.
АО «ЧЭМК». www.chemk.ru.