В Челябинске прошло закрытое мероприятие, на котором людям обещали бесплатно проверить зрение и подобрать очки. Правда, спустя час некоторые приглашенные вышли из зала с массажной накидкой, горой подарков и долгом в несколько сотен тысяч рублей. Корреспондент 74.RU тоже сходил на эту встречу и выяснил, в чем подвох.
Вход по коду и с паспортом
Читатель 74.RU Сергей (имя изменено) сообщил редакции, что ему позвонили из некой компании TransSkiLog, поинтересовались остротой зрения. Мужчина честно ответил, что у него есть небольшие проблемы. Тогда оператор пригласил его проверить глаза на новейшем оборудовании, а затем еще и бесплатно получить очки. Сергей почуял неладное, но намеренно согласился. Назвал вымышленную фамилию и вскоре получил по SMS код, который нужно назвать охраннику при входе в банкетный зал «Жемчуг» в ТРК «ГагаринПарк».
— Мне самому интересно, как они на меня вышли. Фамилию они мою не знают, спрашивали возраст. Я сказал, что приду, — рассказал Сергей.
За несколько часов до мероприятия оператор еще два раза позвонил Сергею и напомнил о приглашении. При этом гостя настойчиво просили принести с собой паспорт.
— Акцентировали, чтобы я пришел раньше, чтобы составить договор. Я им сказал, что мы еще никакой товар не смотрели, услуги не обсуждали. Какой договор? Они стали агрессировать, что я отказываюсь составить договор. Сказали, что за меня уже все оплачено. Схема агрессивная, — заключил читатель 74.RU.
Сергей сообщил редакции свое вымышленное имя и код для входа в банкетный зал. Во вторник, 13 февраля, туда, используя эти данные, отправился корреспондент 74.RU Виталий Гущинский.
«А окулисты не приехали»
На месте выясняется просчет. Оказывается, на входе есть возрастной ценз, а нашему корреспонденту больше 25 не дашь.
— Двадцать сколько вам?.. У нас мероприятие от 35 лет. Это рекламная встреча. Тут смотрите, как все происходит. Проверка зрения идет, гости просто подбирают очки, а дальше идет рекламное мероприятие на тему массажа. Рассказываем, как массаж на зрение влияет, кресло показываем. Ты молодой, тебе смысла нет еще, думаю, — сказал вежливый мужчина в пиджаке на входе в зал.
Никакие уговоры не помогают, сотрудник непреклонен. При этом он не скрывает, что основная суть мероприятия — не в проверке зрения.
— Смотри, это для чего делается? Чтобы ты потом рекламу послушал. Я тебя по регламенту не могу пропустить, — объяснет мужчина и переключается на других посетителей.
Они, к слову, приходят довольно активно. Наш журналист отходит подумать, что делать дальше. Видимо, думает слишком долго, и сотрудника это начинает напрягать. Он просит подойти и достает из коробки под столом фитнес-браслет.
— Братан, вот держи тебе. Они пульс, сердцебиение меряют. Чтобы не зря так далеко ехал. Потом тебе позвонят, скажи, что подарок получил.
— А, может, можно все-таки зрение проверить?
— Это не больница, это рекламное мероприятие. В больницу запишись, там тебе проверят. Братан, ты не куришь, кстати?
Браслет точь-в-точь такой же, какой дали нашему новосибирскому коллеге из NGS.RU, когда он попытался пройти на аналогичное мероприятие два года назад. Странно. Но делать нечего, Виталий идет к лифту. Краем глаза замечает, что из зала быстрым шагом выходят недовольного вида женщина и девушка.
— Вас тоже не пустили?
— Почему? Пустили. Просто окулисты не приехали. Другое мероприятие идет. По массажу там. Нам оно не надо. А окулисты не приехали и нам не сообщили…
Кажется, мужчина в пиджаке просто не сообщил им настоящую концепцию мероприятия.
300 тысяч в рассрочку, чтобы забрать подарок
Корреспондент спускается на первый этаж, на лавочке у выхода видит пожилую женщину с коробками, в одной из которых — ручной массажер.
Оказалось, сегодня проходит две одинаковых «проверки зрения» с разницей в несколько часов. Светлана (имя изменено) с первого потока. Ее сюда пригласили вместе с подругой.
Женщина рассказала, что им сначала действительно проверили зрение на специальном оборудовании и сообщили, какие очки подходят по диоптриям. Затем посетителям прочитали лекцию о том, как состояние позвоночника влияет на зрение. После этого всех пригласили поучаствовать в розыгрыше призов. Из 12 присутствующих пятеро должны были получить гарантированные суперпризы. Как не согласиться, когда почти половина — победители.
— Моя подруга это выиграла. Я охраняю, они пошли снимать деньги с банкомата, — говорит Светлана.
По ее словам, пятерым победителям организаторы розыгрыша пообещали по пять призов, в том числе ручной массажер, аэрогриль, постельное белье и массажную накидку на кресло. Какой последний приз, Светлана не вспомнила.
— Если все пять берешь, то платишь часть их цены. Если не платишь, то только один берешь. Если ничего не выигрываешь — очки в подарок. Но их не хватило и нам часики подарили (тот же фитнес-браслет, что и корреспонденту 74.RU на входе в зал. — Прим.ред.), — объясняет женщина.
Все пять призов победителям предлагают забрать за 300 тысяч рублей. При этом нельзя упускать из внимания, что у организаторов мероприятия хорошо подвешен язык и они умеют убеждать. Участникам заранее дают испытать массажную накидку. Победителям говорят, что она, а также остальные подарки стоят намного дороже 300 тысяч, плюс не обязательно отдавать всю сумму сразу — можно пойти вместе с одним из организаторов и оформить рассрочку.
— 300 тысяч — это 100 процентов суммы, но в подарок дают [кредитную] карту, на которой 80 тысяч что ли. И оставшуюся сумму ты потом будешь в рассрочку платить. Ты же, получается, платишь только за кресло, а остальное — в подарок, — рассказывает Светлана.
Говорит она неуверенно, особенно в части про то, что гора коробок — это «подарок» к накидке за 300 тысяч. Как будто понимает, что ситуация странная, но не осознает, в чем подвох. Накидку женщина называет креслом, хотя по ее же описанию — это именно складная накидка, которую можно натянуть на обычное кресло.
— Как думаете, не многовато просят?
— Ну… Вот это-то все бесплатно, кресло только в рассрочку…
— Накидка-то подешевле 300 тысяч, наверное, стоит?
— Если перекрыть всеми этими подарками, то нормально.
Светлана отвечает все менее уверенно. Когда речь зашла про то, что людей младше 35 лет не пускают, она и вовсе пришла к неожиданному выводу.
— Ну, там у нас [на мероприятии] в основное пожилые были… Молодых сложнее облапошить что ли? Может, из-за этого? — сказала подруга победительницы розыгрыша.
— Думаете, вас облапошили что ли?
— Ну, не знаю… Не облапошили, наверное. Всего же дали навалом. Если так посчитать, сколько это все стоит…
Впрочем, есть и то, что Светлану изначально насторожило, — просьба принести на проверку зрения паспорт.
— Мы сначала сказали, что паспорта забыли. А потом, раз подруга выиграла, пришлось ей паспорт доставать. Я-то не доставала, раз не победила. Так у меня и денег все равно не было, чтобы оплатить. Пенсия маленькая. Но она-то [подруга] богатенькая. Я бы, если и выиграла, не согласилась. Ой, вон идут. Она выиграла, а он сопровождал деньги получать, — резко прерывается Светлана.
В холл входят пожилая женщина в шубе и молодой мужчина в пиджаке под курткой. Виталий обращается к женщине, и получается странный диалог:
— Не пустили меня на мероприятие.
— Слишком умный, видать.
В разговор вклинивается сопровождающий.
— Вы что-то хотели еще узнать? У нас дальше конфиденциальное общение с клиентом, — говорит мужчина в пиджаке и просит меня уйти.
Вскоре они снова выходят на улицу. Светлана делится, что подруга решила не брать рассрочку, а заплатить всю сумму сразу, но у нее не получается снять со счета крупную сумму: банк подозревает, что ее взяли в оборот мошенники.
Неуловимый TransSkiLog и сколько на самом деле стоят подарки
Пока есть время, корреспондент 74.RU смотрит, сколько стоят подарочные товары, которые успел увидеть. Ручной массажер Evsorpe Ginga на сайте производителя продают за 24 тысячи рублей, аэрогриль Joyami стоит около 12 тысяч. Ту самую заветную массажную накидку увидеть так и не удалось. Оказывается, ее и постельное белье доставят победительнице домой.
Виталию удается переброситься еще парой фраз с мужчиной в пиджаке. Он сухо отвечает, что это мероприятие проходило в Челябинске только сегодня и в ближайшее время не повторится.
Наш коллега из NGS.RU, посетил подобную встречу в 2021 году в Новосибирске и рассказал о тех же действиях организаторов, что корреспондент 74.RU увидел в Челябинске. Три года назад победителям розыгрыша также дарили вибромассажную накидку, ручной массажер, бытовой озонатор, подушки из шерсти мериноса. Из примерно тридцати человек, пришедших на презентацию, по словам корреспондента NGS.RU, около десятка поддались на убеждения и стали оформлять кредит.
Правда, мероприятие, максимально похожее на наше, в Новосибирске проводила компания Spino.
— Наша компания является официальным дистрибьютором сертифицированного японского массажного оборудования Spino. Мы обеспечиваем нашими товарами только сегмент «Премиум», который разработан с учетом тенденций современных технологий с использованием высококачественных материалов, — говорится на сайте Spino.
Накидки под этим брендом продавали победителям розыгрыша в Новосибирске. На сайте компании цена накидки указана в тенге, в переводе на рубли она стоит примерно 290 тысяч.
Аналогичные накидки от именитых брендов, например, от компании Yamaguchi стоят до 42 тысяч рублей, есть и дешевле.
Связаться с компанией Spino напрямую нельзя. Можно лишь оставить свой номер телефона, чтобы на него перезвонил менеджер, но ответного звонка редакция не получила. Информации о дистрибьюторе массажного оборудования Spino в «Контур.Фокусе» нет. Под именем «СПИНО» там можно лишь найти ликвидированную фирму, занимавшуюся строительством.
У компании TransSkiLog, которая проводила подобную встречу в Челябинске, нет сайта и страниц в соцсетях. Телефоны нигде не указаны. Поисковики, если написать название организации, первым делом выдают публикации СМИ больших городов, в которых TransSkiLog называют мошенниками. В сервисе «Контур.Фокус», где собраны названия всех юрлиц, данных о TransSkiLog нет.
Хоть какую-то информацию удалось найти на сайтах с отзывами. На некоторых из них размещены хвалебные публикации о компании, в которых TransSkiLog называют логистической фирмой, в которой есть возможности карьерного роста. Впрочем, больше ничего, что связывает TransSkiLog с логистикой, найти не получилось. При этом, судя по публикациям в средствах массовой информации, компания на протяжении нескольких лет устраивает в разных городах однодневные презентации массажного оборудования.
Мы попросили нашего читателя Сергея поделиться номером телефона, с которого ему звонили и приглашали на мероприятие, но он сказал, что удаляет сомнительные данные. Сайт 74.RU готов отразить позицию компании TransSkiLog, если ее представители свяжутся с редакцией.