— Когда человек что-то покупает на маркетплейсе, продавцу приходят все его данные, которые были указаны при регистрации. А если этот продавец — мошенник, он отменяет заказ, персональные данные у него остаются, и начинается «разводилово», — говорит читатель 74.RU Александр, который едва не стал жертвой аферистов. — Есть много схем обмана, но эта — такая изящная и на нее, мне кажется, может попасться реально каждый второй.
Александр клюнул на большую скидку на «Мегамаркете», оформил покупку, а потом с продавцом завязалась странная переписка. Покупатель заподозрил обман и решил предупредить о нем других клиентов популярного маркетплейса (представители торговой площадки подтвердили, что сомнения Александра небезосновательны).
Кофемашина со скидкой 50%
В январе Александр захотел обновить кофемашину. Ему приглянулась Saeco Lirika One Touch Cappuccino. Цена на «Мегамаркете» была 18 тысяч 990 рублей, хотя на других площадках она стоила от 39 тысяч. Покупатель немного засомневался, но все же решил оформить заказ.
— Первая мысль — не может быть такого, чтобы продавали с дисконтом в 50%. Хотя на этой площадке, надо отдать должное, часто устраивают акции, которые сам «Мегамаркет» спонсирует, и «Сберспасибо» можно списать. В общем, я сделал заказ. Прошла оплата, но часа через три пришло уведомление об отмене. Деньги, как положено, вернулись. На следующий день я еще раз решил заказать кофемашину, еще раз провожу оплату, ситуация повторяется. Чтобы вы понимали: когда человек что-то покупает на маркетплейсе, просто я сам продаю чай на маркетплейсах и знаю, как это работает, продавцу приходит вся информация о покупателе, которую он указывает при регистрации. Поэтому да, деньги мне вернулись, но мошенники уже завладели моими входными персональными данными.
Через некоторое время в Telegram Александру пришло сообщение с информацией о его заказе — с точным номером из личного кабинета «Мегамаркета», названием модели кофемашины и так далее. Продавец, у которого на аватарке был логотип маркетплейса, информировал, что товар закончился на складе, но точно такой же есть у них на Ozon. Причем на более выгодных условиях.
— Стиль общения очень официальный, поэтому кажется, что все взаправду. Хотя сам я уже понял, что это разводняк, потому что никакие продавцы на маркетплейсах не будут писать вот так покупателям в мессенджерах, беспокоиться о них и так далее. Я решил пройти путь до конца, поэтому согласился, чтобы они прислали мне на почту письмо с предложением покупки на Ozon, — признался Александр. — Там они мне сделали цену еще ниже — в общем, божья благодать какая-то. Через некоторое время на почту приходит письмо, один в один как приходят с Ozon. Причем все письмо — это фишинговая ссылка. На любую его часть нажимаешь и попадаешь на фишинговый сайт. Это можно понять только по доменному имени в адресной строке. Там написано Ozon-u. И если там уже ввести данные с карты, то мошенники спишут не только сумму за товар, а завладеют всеми персональными финансовыми данными, например, в личном кабинете «Сбербанка», а там можно уже обнулить все вклады, открыть виртуальные кредитные карты. В общем, схема очень филигранная, много стилизации под популярные маркетплейсы. Будьте внимательны.
В итоге Александр отказался от покупки кофемашины на сомнительном ресурсе. А мошенникам написал, что оплатил, чтобы их позлить. Он надеется, что его история поможет другим клиентам не попасться на подобные уловки.
«Вся коммуникация по почте и в чатах»
На сайтах отзывов мы нашли несколько подобных историй. Клиенты «Мегамаркета» рассказывают, что после заказа бытовой техники им приходило уведомление об отмене покупки. Деньги возвращались, но предприимчивые продавцы находили покупателей в мессенджерах и предлагали тот же товар на других площадках. Часть пользователей проводили оплату и оставались без товара.
В «Мегамаркете» в ответ на запрос 74.RU сообщили, что никогда не общаются с покупателями в мессенджерах. Это происходит либо в приложении, либо по электронной почте.
— «Мегамаркет» никогда не рассылает своим клиентам сообщения через личные мессенджеры. Вся коммуникация ведется исключительно по почте или в рамках чатов в личных кабинетах клиентов. При подозрении на недобросовестное поведение наших партнеров мы блокируем их работу на маркетплейсе, а в случае подтверждения нарушения оферты — ограничиваем работу на нашем сайте навсегда, — заверили в компании.
В «Мегамаркете» попросили пользователей сообщать о каждом подобном случае, чтобы специалисты смогли принять меры. Кстати, продавец «выгодной» техники в случае с Александром назывался AM Store, он уже заблокирован.
Также мы направили запрос в Ozon, ответ этого маркетплейса будет опубликован сразу после поступления в редакцию. Кстати, на его сайте есть раздел, в котором клиентов предупреждают о самых распространенных способах мошенничества и рассказывают, как не дать себя обмануть. Мы тоже подробно описывали, какие еще есть аферы на популярных торговых площадках.
А вот история о том, как продавец отправлял клиентам «Мегамаркета» пустые коробки или клал в них не то, что заказывали люди. Десятки россиян собираются судиться с компанией.