14 января Центральный райсуд признал невиновными по уголовному делу о хулиганстве двух участников акции «Он нам не царь» — Оксану Ерёмину и Юрия Вашурина, которых гособвинитель просил отправить в колонию на три с половиной года. Это решение стало настолько неожиданным, что зал заседаний тут же разразился аплодисментами судье. Челябинские активисты, вытирая слезы, обнимались друг с другом и поздравляли подсудимых. Как оглашали приговор по резонансному делу и ждут ли МВД теперь иски о компенсации морального вреда — в репортаже 74.RU.
Огласить приговор Ерёминой и Вашурину должны были еще накануне, но заседание отложили сначала на три часа дня 14 января, а к вчерашнему вечеру изменили время на 12:00. Активисты тут же связали это с нежеланием суда пускать их в зал заседаний.
Посещение Центрального суда из-за пандемии коронавируса действительно ограничено — вот уже несколько месяцев даже на открытые заседания могут попасть лишь участники процесса. Но сегодня препятствовать проходу слушателей на оглашение приговора челябинским активистам не стали — требовали лишь надеть маску и не снимать ее в течение заседания. В итоге зал заполнился родными подсудимых, их друзьями и просто знакомыми.
Семья Юрия Вашурина готовилась к худшему. Мама юноши на оглашение приговора принесла пакет с вещами сына.
— Как говорится, готовься к худшему, надейся на лучшее. Ну всяко же бывает. Я готовилась к худшему, поэтому это [оправдание] — просто чудо невероятное, — поделилась она своими переживаниями после заседания.
Оксана Ерёмина была настроена более оптимистично — в суд она пришла без сумки, в разговоре с адвокатом призналась: «Просто не хотела с ней таскаться». В случае взятия под стражу вещи позже ей обещал передать муж, инвалид-колясочник. Он на заседание не приехал, но очень переживал за супругу.
Суд над Ерёминой и Вашуриным длился около года. А на зачитывание приговора у судьи Ирины Шершиковой ушло от силы полчаса. Согласно материалам уголовного дела, активисты увидели в соцсетях видеообращения о проведении митинга и шествия 5 мая 2018 года и приняли в них участие, несмотря на то что мэрия мероприятие не согласовала. По утверждению следователей, на перекрестке проспекта Ленина со Свердловским проспектом они якобы агитировали прорвать живое оцепление из полицейских, что попало на видео.
В подтверждение сторона обвинения представила в суде показания свидетелей — полицейских, пресекавших шествие, участников мероприятия и простых прохожих. Они утверждали, что запомнили Ерёмину по ярко-розовому плащу. Один из правоохранителей заявил в суде, что «после агитации активистки участники шествия сцепились руками в локтях и попытались прорваться через оцепление». При этом чем запомнился свидетелям Вашурин, не уточнялось.
О том, что приговор будет оправдательным, а не обвинительным, стало понятно ближе ко второй его части.
— Действия как Ерёминой, так и Вашурина не подпадают под признаки уголовно наказуемого деяния. Из показаний свидетелей не следует, что Ерёмина и Вашурин, действуя в группе лиц с неустановленными лицами, совершили лично какие-либо действия, направленные на нарушение общественного порядка, — зачитывала приговор Ирина Шершикова. — Суд считает доказанным, что 5 мая 2018 года состоялось публичное мероприятие, в котором Ерёмина и Вашурин приняли непосредственное участие. При этом суд не уполномочен рассматривать вопрос законности организации данного публичного мероприятия и определение его фактической формы, поскольку это не влияет на квалификацию по статье 213 Уголовного кодекса (хулиганство). Как доказательство виновности Ерёминой и Вашурина сторона обвинения ссылается на показания свидетелей о том, что они не прекратили участие в несанкционированном митинге. Однако суд дает данным доказательствам иную оценку. Показания не подтверждают выводов органов следствия о грубом нарушении Вашуриным и Ерёминой общественного порядка, выраженном явным неуважением к обществу. При этом неповиновение распоряжению сотрудникам правоохранительным органам в связи с обеспечением общественного порядка не образует состав уголовного преступления.
Когда судья завершила зачитывать приговор и удалилась, в зале раздались аплодисменты.
— Судья Шершикова молодец, я считаю, — выдохнула одна из женщин в зале.
— Я так волновалась только на родах, — поддержала ее другая челябинка.
Суд признал за Оксаной Ерёминой и Юрием Вашуриным право на реабилитацию и возмещение причиненного им имущественного и морального вреда.
— Уголовное дело длилось с сентября 2018 года. До этого меня мурыжили в качестве свидетеля с июня. Потом меня сделали подозреваемым, в июле 2019-го я стал обвиняемым. Это стало для меня первым шоком. Вторым стало то, что прокурор потребовал наказание в три с половиной года колонии. До приговора у меня в голове было просто адское состояние, — рассказал 74.RU Юрий Вашурин. — Право на реабилитацию мне, на самом деле, не так важно, если честно. Мне главное, что меня оправдали. За последние три дня я пережил столько, сколько не переживал за всю жизнь.
Тяжелыми психологически эти два года были и для Оксаны Ерёминой. В разговоре с 74.RU она уточнила, что пока не определилась, будет ли подавать иск к МВД о компенсации причиненного ей вреда. Прежде челябинка хочет проконсультироваться со своим адвокатом.
— Решения суда по всем [участникам шествия], кого задерживали по административному правонарушению в Центральном районе и кто ко мне обратился, мы обжаловали в облсуд, и он прекратил эти дела. Часть людей доставляли в отделы полиции других районов, и там несколько человек были осуждены [за участие в митинге], и облсуд эти дела не прекращал. Мы по ним направили жалобы в Европейский суд по правам человека, и эти жалобы коммуницированы (ЕСПЧ для их рассмотрения запросил у России по ним письменные замечания. — Прим. ред.), — прокомментировал адвокат Андрей Лепёхин. — Уголовное дело было возбуждено после этого. Прокурор Центрального района посчитал, что все участники митинга совершили хулиганство. Было около двух десятков обысков у активистов. Порядка десятка дел в отношении других активистов в рамках этого уголовного производства было прекращено на стадии следствия из-за отсутствия состава преступления. И только в отношении двух активистов материалы передали в суд. Обвинение в хулиганстве было абсолютно необоснованным. Кроме того, Ерёмина ранее была привлечена к административной ответственности за участие в митинге. Ей суд назначал обязательные работы. Она решение не обжаловала, решение вступило в силу, и после этого ее еще и к уголовной ответственности за это же привлекли, что противоречит Европейской конвенции. Прокуратура пыталась оспорить решение по административному делу в отношении Ерёминой, но облсуд просто прекратил в отношении нее административное дело за недоказанностью, фактически оправдав ее.
Несанкционированная акция «Он нам не царь» началась в Челябинске 5 мая 2018 года в 14 часов возле памятника Курчатову и сразу переросла в задержания активистов. Колонна из сотен людей прошла до Алого Поля. К моменту прихода митингующих полицейские оцепили сквер и встали живой стеной. Участников грузили в автозаки десятками. По данным системы мониторинга «ОВД-Инфо», в Челябинске задержали 185 человек. Это третий показатель в России после Москвы (719) и Санкт-Петербурга (217). В полиции число задержанных назвать тогда отказались.
Еще одним фигурантом уголовного дела о хулиганстве из-за акции «Он нам не царь» в 2018 году стал бывший координатор штаба Алексея Навального Борис Золотаревский. Активиста также задерживали и проводили у него дома обыск, так как силовики полагали, что это он организовал беспорядки во время протестного шествия. Но летом 2019-го уголовное дело против Золотаревского прекратили из-за отсутствия состава преступления. До этого суд привлек Золотаревского к административной ответственности, арестовав на 25 суток. Обжаловать это решение в облсуде его адвокату Андрею Лепёхину не удалось.