На 3 декабря запланировано заседание квалификационной коллегии судей Челябинской области. В повестке значится вопрос о привлечении судьи Тракторозаводского района Антона Долгова к дисциплинарной ответственности. Инициатором разбирательства стал Совет судей. Антон Долгов, вокруг которого разгорелся скандал после публикации в «Новой газете», ответил на вопросы корреспондента 74.RU.
Суть конфликта
— На 3 декабря назначено заседание квалифколлегии, чтобы меня лишить полномочий — за то, что я якобы нарушаю трудовую дисциплину, и за то, что я заболел и секретарь у меня недобросовестно относилась к исполнению обязанностей, — рассказал Антон Долгов корреспонденту 74.RU. — Сейчас это всё мне в вину вменяется, [например] что протоколы не были своевременно изготовлены. Оказывается, я должен не выполнять свою работу остальную, не должен отписывать мотивированные решения, не должен знакомиться с делами, изучать их. Я должен стоять над секретарем и смотреть, что она делает. Одно дело потеряли где-то в аппарате — вменяют мне, что я виноват.
Разбирательства и угроза лишиться статуса стали последней каплей. Антон Долгов решился публично заявить о травле в свой адрес и нарушениях, которые выявил еще в 2018 году. Площадкой выбрал «Новую газету», его интервью было опубликовано на этой неделе. «Федеральный судья рассказал о том, как его вынуждали посадить невиновного и скрыть подлог следствия» — так сформулировали в издании суть заявлений Долгова. Сам он в разговоре с корреспондентом 74.RU уточнил: посадить невиновного его всё-таки не вынуждали. Речь шла о нарушениях со стороны его руководства, следствия и гособвинения.
— Малашковец (председатель облсуда. — Прим. ред.) требовал, чтобы я скрыл выявленные мною преступления [подделку подписи в материалах и служебный подлог следователей] и при отсутствии оснований для вынесения приговора, при наличии оснований для возвращения прокурору по несуществующему уголовному делу вынес заведомо неправосудный приговор. То есть Малашковец требовал, чтобы я совершил два преступления, одно из них — тяжкое, — подчеркивает Антон Долгов. — Но если бы я вынес оправдательный приговор, совершил бы преступление, о котором меня просил Малашковец, то приговор бы просто отменили. А все преступления, которые я выявил, я бы этим приговором фактически легализовал.
Судья-помощник
Приговор, о котором идет речь, нужно было вынести в отношении 72-летнего пенсионера, обвиненного в истязании и надругательстве над детьми. Потерпевшим девочкам на момент преступления было 4 года и 5 лет. Антон Долгов спустя год рассмотрения обнаружил подозрительную подпись руководителя следствия в материалах и вернул их в прокуратуру. В итоге дело рассматривалось другим судьей и пенсионера еще в 2019 году признали виновным, дав 15 лет колонии.
— Тут нюанс маленький есть. Судья, который его осудил, на должность судьи был назначен с должности помощника Малашковца, — подчеркнул Антон Долгов.
Впрочем, и сам Долгов на должность судьи Тракторозаводского района пришел с поста помощника председателя облсуда.
Мы подробно изучили текст приговора, к которому приковано сейчас внимание. Говорить об однозначной невиновности пенсионера по тексту вердикта сложно, убедитесь сами. Тем не менее Антон Долгов осужденного называет исключительно как невиновного. Вот что он говорит о цели своего громкого интервью:
— В идеале [я хочу], чтобы человек, который не совершал преступление, в конечном итоге был свободен и чтобы люди, которые совершили преступление, понесли за это ответственность.
Почему сейчас?
Прежде чем заявить о давлении и спорном приговоре публично, судья пытался решить вопрос мирно.
— Я бью в ответ, и мне уже выбора не оставили. Ситуацию разрешить мирным путем я пытался неоднократно, но нарывался всегда на одно и то же — на хамство и оскорбления со стороны своих начальников, на закручивание гаек, на создание для меня всяких там препонов, каких-то ситуаций, которые для меня создают негативные последствия. Вот и всё, — заявил Антон Долгов. — Я же обращался в Высшую квалификационную коллегию судей, я обо всём этом писал. Я обращался для того, чтобы людей приструнили, по рукам дали, в чувство привели, к порядку призвали. Но из Федерального совета судей мне ответили, что те действия, которые они [мои оппоненты] совершили, это не является дисциплинарным проступком. Всё правильно ответили, потому что эти действия уголовно наказуемы, они являются преступлением.
«У меня уже нет сил терпеть. Меня продолжают травить»
Речи о том, чтобы сложить полномочия по своей инициативе, точно не идет.
— Пусть складывают полномочия те, кто совершает действия, запрещенные уголовным законодательством и наказуемые законодательством. Мне-то за что складывать? — спрашивает Антон Долгов. — Я работу делал честно, ответственно, строго по закону, следовал строго кодексу судейской этики, оставался независимым и беспристрастным, свободным от чужого влияния, не вмешивался в чью-либо процессуальную деятельность, что запрещено и конституционными законами, и федеральными законами, Конституцией, уголовно наказуемо.
При этом Антон Долгов не скрывает, что хотел бы вернуться в родной для него Екатеринбург и работать там.
— Само собой, у меня есть желание работать дома, ближе к семье, жить дома, никуда не кататься. Пока нет возможности, — коротко пояснил судья.
Редакция направила официальные запросы на комментарии по ситуации руководству Тракторозаводского районного суда и Челябинского областного суда. На момент выхода материала ответы не поступили, мы опубликуем их после получения.
Реакция на скандальное интервью
По словам судьи, после выхода материала он получил поддержку от своих коллег. А вот реакции со стороны руководства не последовало.
— От руководства звонков никаких не было, и, скорее всего, их не будет. Просто у нас ситуация такая, что мы уже не общаемся ни о чём, кроме работы, — объяснил это Антон Долгов. — Исключительно рабочие отношения без каких-либо человеческих.