Челябинский областной суд во вторник, 21 июня, рассмотрев апелляционные жалобы на меры пресечения бывшему следователю по особо важным делам регионального управления СК Дмитрию Зыкову и экс-следователю Ленинского отдела Следственного комитета Кириллу Зубкову, оставил обвиняемых под стражей, передает из облсуда журналист 74.RU.
Жалобу на меру пресечения Зубкову рассмотрели в закрытом заседании, решение Центрального райсуда об отправке его в СИЗО на два месяца оставлено без изменения.
Заседание по жалобе на меру пресечения Зыкову было открытым, прокурор и следователь возразили против этого, судья им отказал, а обвиняемый сказал по видео-конференц-связи: «Я только за, ваша честь, чтобы представители СМИ присутствовали».
Адвокат экс-следователя Сергей Сазанаков сообщил, что загранпаспорт его доверителя добровольно сдан, и попросил приобщить документ об этом и заключение судебно-медицинской экспертизы по факту смерти Владимира Гончарова.
— Данный документ содержит данные о причине смерти, количестве ударов, — сказал адвокат.
В жалобе предыдущего адвоката на меру пресечения Зыкову говорится, что Центральный райсуд подошел формально к принятию решению, указано, что речь идет о необходимой самообороне, что обвиняемый находился на месте происшествия до прибытия полицейских, не пытался и не планировал скрываться. Также не были учтены данные о личности экс-следователя (его родители — пенсионеры, отец — инвалид второй группы и нуждается в уходе), не приняты во внимание награды и поощрения. Защита считает, домашний арест на время следствия был бы достаточным.
Представитель семьи погибшего Георгий Краснов, следователь и прокурор возразили против удовлетворения жалобы.
Сергей Сазанаков озвучил выводы экспертизы: причина смерти Владимира Гончарова — тупая травма головы, полученные им повреждения — кровоподтек затылочной области слева, кровоизлияние мягких тканей в правой щечной области, кровоизлияние мозга, отек легких и множество других.
— Из документов следует, что Зыковым удары наносились в голову потерпевшего правой рукой. Так как он правша, повреждения на лицевой части головы могли образоваться только в левой ее части — это следует из взаимного расположения Зыкова и потерпевшего в момент удара, — указал адвокат. — Эксперт ставит причинно-следственной связью со смертью травматическое воздействие в правую щечную область потерпевшего, но можно с уверенностью сказать, что данное повреждение Зыковым не наносилось. Более того, следует обратить внимание на категоричный вывод эксперта о том, что после нанесения ударов, которые повлекли смерть потерпевшего, он не мог совершать какие-либо самостоятельные действия — ни передвигаться, ни вставать. Из видеозаписи видно, что после последнего удара, который Зыков нанес потерпевшему, тот совершал активные действия. Вставал, пытался участвовать в конфликте. Это свидетельствует о том, что те повреждения, которые Зыков нанес потерпевшему, не состоят в причинно-следственной связи с его смертью. А значит, смерть потерпевшего наступила не от действия нашего подзащитного. По нашему мнению, Зыков находился в состоянии необходимой обороны.
Он также указал, что сейчас все участники конфликта опрошены, видеозаписи изъяты, проведены судебно-медицинские исследования — на данный момент препятствовать следствию, уничтожить документы невозможно, давить на потерпевших у его доверителя возможности нет, и смысла в этом — тоже.
— Собранные сейчас следствием материалы говорят о невиновности Зыкова, — сказал Сергей Сазанаков. — Он долгое время работал в правоохранительных органах, на хорошем счету, награжден. Он честный человек.
— Хотел бы сказать о самой ситуации. Обвинение крайне завышено, — взял слово Дмитрий Зыков. — Для меня самым важным было помочь человеку. Я, увидев конфликт, побежал ему помочь. Около полутора-двух минут я находился в толпе, но ко мне подошел потерпевший, стал высказывать угрозы, одернул. После этого уже произошел конфликт, к которому присоединились все остальные. На меня нападали четыре-пять человек.
Обвиняемый заверил, что не намерен препятствовать следствию и заинтересован в установлении истины:
— К смерти потерпевшего я абсолютно никакого отношения не имею. Прошу отменить решение Центрального суда.
Представитель семьи погибшего Георгий Краснов сказал, что далек от мнения о невиновности Зыкова:
— Действительно, я вижу, что такси, в котором ехали Зыков и Зубков, останавливается. В тот момент на перекрестке участвуют в драке только два человека — Базанов и Гужевников. Это два выпивших человека, и они в горизонтальной плоскости пытаются бороться. Подбегает Зыков, пытается их разнять, спора нет. Но — я обращу ваше внимание — там нет толпы. Стоят рядом люди и наблюдают со стороны. Никакой угрозы Зыкову в тот момент там не исходило. Два человека решали свои частные проблемы на фоне алкоголя, выпитого той ночью. После чего Зыков пытается Гужевникова с Базанова убрать, у него не получается по какой-то причине, и он отходит. Подходит Зубков. Я вижу на видеозаписи, что никакой реальной опасности для жизни Базанова ни Зыков, ни Зубков не видят. Потому что они в течение секунд 20 просто наблюдают за этим. Второе. Нам Зыков рассказывает, что к нему подошел погибший Гончаров и стал высказывать угрозы. Но никаких активных действий со стороны Гончарова не было.
Георгий Краснов призвал к анализу двух эпизодов:
— Никакой толпы агрессивной мы не видим. Зыков фактически нападает на всех остальных. Бегает и наносит удары по головам. Когда Гончаров уже упал, Зыков всё продолжил.
Представитель семьи погибшего подчеркнул, что озвученные в заседании результаты экспертизы предварительные, и сейчас проводится другое исследование:
— То, что Зыков попадал в голову Гончарову, — факт. Все удары достигли цели.
Георгий Краснов также обратил внимание на показания сотрудников ППС, из которых следует, что Зыков и Зубков с места преступления ушли на расстояние квартала, вызывали такси и собирались домой. Когда к следователям подъехал наряд патрульно-постовой службы, они отрицали участие в драке.
— Если бы они уехали, из видеозаписей было бы сложно установить их личности, — отметил юрист и назвал действия Зыкова «откровенным нападением».
Георгий Краснов полагает, что Зыков был оскорблен словами кого-то из присутствующих на месте конфликта и нет объяснения тому, что следователь хладнокровно начал избивать людей:
— Если они были трезвые, спрос должен быть двойной.
Следователь СК сказал, что Зыков может скрыться, использовать связи и попытаться изменить показания свидетелей.
— Удары погибшему наносились Зыковым и Зубковым. Оба нанесли удары в правую часть головы, — указал он.
Напомним, конфликт, в результате которого погиб житель Копейска Владимир Гончаров, произошел рано утром в субботу, 28 мая, на пересечении улиц Цвиллинга и Карла Маркса в центре Челябинска. Первоначально в потасовке участвовали две компании, вышедшие из ночного клуба. Два сотрудника Следственного комитета проезжали мимо на такси, остановились и сами стали участниками драки. 30 мая 26-летнего экс-следователя по особо важным делам регионального управления СК Дмитрия Зыкова и 25-летнего бывшего следователя Ленинского райотдела СК Кирилла Зубкова отправили на два месяца в СИЗО.
Мы поговорили с семьей погибшего Владимира Гончарова и другом, который был рядом с ним в ту ночь.
Всё по этой теме — в материалах 74.RU.
В региональном управлении Следственного комитета уголовное дело в отношении бывших сотрудников по-прежнему никак не комментируют. 74.RU направил официальный запрос на имя главы СКР Александра Бастрыкина, но ответ на него пока не поступил.