Культура Светлана Лукина, главный балетмейстер ансамбля танца «Урал», руководитель детской студии: «Наши дети уже работают в ритме профессионалов»

Светлана Лукина, главный балетмейстер ансамбля танца «Урал», руководитель детской студии: «Наши дети уже работают в ритме профессионалов»

В прошедшем сезоне детская студия государственного ансамбля танца «Урал» внесла свою «золотую монетку» в копилку славы «Урала» и Челябинска. Выступление студии получило высокую оценку профессионального жюри международных фестивалей в Чехии и Екатеринбурге, Андрис Лиепа пригласил студию принять участие в концерте, который этой осенью состоится на сцене Кремлевского дворца. А челябинцы с восторгом приняли спектакли «Тайна скрипичного ключа» и «Дюймовочка», в которых заняты воспитанники студии, и стараются не пропустить ни одного отчетного концерта маленьких «уральцев». О дне сегодняшнем и планах на будущее мы говорили с одним из организаторов и руководителей студии, главным балетмейстером ансамбля танца «Урал» Светланой Лукиной.

Слаще меда

– Светлана Борисовна, времена сильно изменились не в пользу культуры. Удивительно, что родители приводят детей в студию и хотят видеть их профессиональными артистами. Чем вы это объясняете?

– Только тем, что это студия государственного ансамбля танца «Урал», который известен в России и за рубежом. И к моей радости, многие родители уже сегодня видят своих детей артистами ансамбля «Урал», то есть приводят к нам своих детей целенаправленно. Но в первую очередь они хотят, чтобы дети гармонично развивались.

– А если вы видите, что у ребенка нет данных для столь серьезных занятий хореографией?

– В связи с этим возникают определенные трудности. Родители пытаются нас убедить, что ребенок очень хочет танцевать, что он танцует постоянно, когда слышит музыку… Приходится детально объяснять, что для серьезных занятий хореографией необходимы прежде всего хорошие физические данные. Занятия в нашей студии идут шесть раз в неделю. Это пять дисциплин. Все гораздо серьезнее, чем в самодеятельных творческих коллективах. И мы рекомендуем тем, кто не прошел отбор в студию, идти в детские танцевальные коллективы при дворцах культуры Челябинска.

– Всегда ли желание родителей совпадает с желанием самого ребенка?

– Часто встречаемся с тем, что не совпадают. Как правило, ребенок, у которого есть все данные для занятия хореографией, хочет ею заниматься. А уж когда у него все хорошо получается на занятиях, это желание растет и растет. Но есть дети, которые абсолютно равнодушны к танцу, даже если физические данные у них хорошие. И приходится после нескольких занятий убеждать родителей, что ребенок не будет хорошо работать, потому что ему это совершенно неинтересно. Можно понять маму, которой нравятся и наши дисциплины, и наши преподаватели, и то, что ребенок занят серьезным делом, и что у него будет определенный режим, что он научится жить в ритме постоянной работы над собой… Но зачем ограничивать свободу выбора ребенка и зачем впустую тратить деньги?

– Что для детей, которые остаются в студии, становится главным стимулом к работе?

– Безусловно, это выход на сцену. Когда идет только работа в классе, только тренировки, но результат труда не выносится на сцену, тогда все становится бессмысленным. Сцена – это возможность для самореализации. Аплодисменты, цветы, похвалы педагогов и родителей – слаще меда! (Смеется.) Всем взрослым артистам это хорошо известно. И студийцы, один раз почувствовав это, именно здесь находят и смысл, и стимул к работе. Запах кулис – не выдуманное понятие. Он притягателен.

Свобода выбора

– У вас занимаются дети разного возраста?

– Да, студия была организована четыре года назад, и к нам пришли дети разного возраста. Кто-то уже несколько лет занимался в коллективах при дворцах культуры и, решив, что хореография – будущая профессия, пришел к нам. Многие дети хотят танцевать в ансамбле «Урал». Четверо студийцев уже пополнили коллектив «Урала». Очень хорошие танцовщики. Наши ребята также поступили на факультет хореографии в ЧГАКИ.

– Руководители танцевальных коллективов обижены, что дети ушли к вам?

– Это случается часто и довольно большая проблема для меня, потому что я знаю всех руководителей коллективов и они меня знают. Понятно, что они вложили в детей свои силы и знания, вырастили из них танцовщиков. С другой стороны, не я прихожу в коллективы и отбираю детей для студии, мы не даем рекламу во дворцах культуры. Это решение принимают сами дети и их родители, это их выбор. Поэтому я всегда спрашиваю детей, пришедших из других коллективов, поставили ли они в известность своего руководителя, поблагодарили ли его. Я понимаю обиду и печаль руководителей, ведь и я могу оказаться на их месте. Но такова жизнь, ведь и взрослые артисты оставляют прежние коллективы и уезжают в другие города. Как можно запретить свободу выбора?!

– У вашей студии уже есть успешный фестивальный опыт.

– Да, этот сезон – четвертый в истории студии – стал, действительно, пробой пера в фестивальном движении. В сентябре 2011 года мы стали участниками Международного фестиваля в Чехии и выступили с огромным успехом. Дети, которые принимали в нем участие, и в нашем понимании еще маленькие, а в европейском – вообще малыши. Мы были единственным коллективом на фестивале, который привез детей 9-10 лет. И у зрителей, и у жюри вызвало восторг то, что делали наши дети на сцене и как они это делали. К нам после выступления подходили руководители других коллективов и спрашивали: что вы делаете для того, чтобы ребенок полностью отдавался танцу, жил на сцене?

Впервые мы выступили этой весной на международном фестивале «Урал собирает друзей» в Екатеринбурге. Участвовали во всех возрастных и жанровых номинациях (эстрадный, народный, классический танец) и стали абсолютными обладателями Гран-при. Удивление жюри вызвало то, что одни и те же дети успешно овладели всеми танцевальными жанрами хореографии. Самое важное – члены жюри приравняли уровень подготовки наших детей к уровню, который дает хореографическое училище. Пожалуй, для преподавателей студии это была самая значимая похвала, потому что мы именно к этому стремимся, готовя детей к работе в профессиональном ансамбле.

Светлана Лукина, главный балетмейстер государственного ансамбля танца «Урал», руководитель детской студии. Родилась в Челябинске. Мечтала быть фигуристкой. Танцами начала заниматься в коллективе ДК ЖД, затем у Светланы Гришечкиной в ДК ЧТЗ. Считает, что любовь к хореографии привил отец, который много лет танцевал в коллективе знаменитой Натальи Карташовой. После окончания восьми классов поступила в Челябинское педагогическое училище. Год отработала в школе, а затем была принята в ЧГАКИ на факультет хореографии.
В ансамбле танца «Урал» начала танцевать, будучи студенткой. Девять лет проработала артисткой балета ансамбля танца «Урал» и была приглашена на должность балетмейстера-репетитора.
Награждена почетными грамотами Министерства культуры российской Федерации. Является лауреатом премии «Ювента» за вклад в молодежную политику Челябинска, лауреатом премии «Золотая лира» в области хореографии, лауреатом премии «Признание» 2011 года в области культуры и искусства, лауреатом государственной премии Челябинской области.

И наш последний конкурс в этом году – премия «Андрюша», где мы также завоевали много призов. Но самой значимой наградой стало приглашение Андриса Лиепы выступить в ноябре 2012 года в Кремлевском дворце.

Лучший вариант

– Расскажите о преподавателях вашей студии.

– Когда студия создавалась, мы с Алексеем Разиным (балетмейстер ансамбля танца «Урал», один из организаторов и преподавателей детской студии. – Прим. автора) решили, что возьмем преподавателей из ансамбля танца «Урал». Потому что они знают репертуар, знают, чему нужно научить детей. Мы работаем рядом с ними много лет, это не только профессионалы высокого уровня, но еще и люди очень интересные, любят детей, фанаты своего дела. Классический танец детям преподает Валентина Бухарина, она окончила в этом году аспирантуру ЧГАКИ. Это человек, который успевает в жизни все: учиться, танцевать, рожать детей, воспитывать чужих и своих. Часто получается, что со студийцами мы проводим больше времени, чем с собственными детьми, за что получаем нарекания от своих родителей. (Смеется.) Народно-сценический танец ведет Елена Челнокова, которая окончила Самарский институт культуры. Очень грамотный преподаватель, у нее есть преподавательский опыт, и она очень хорошо ладит с детьми. Эстрадному танцу детей учит выпускница ЧГАКИ Юлия Киселева. Это очень хорошая танцовщица и разносторонне образованный человек. Она у нас вела подготовишек. Я занимаюсь с девочками основами техники женского танца, Алексей Разин ведет такой же класс у мальчиков. И акробатику преподает Владимир Критский – артист ансамбля танца «Урал», выпускник ЧГАКИ, очень талантливый педагог. В городе нет другого человека, который бы смог так же грамотно преподавать акробатику маленьким танцовщикам. Он сам разработал методику преподавания, потому что изнутри знает, как нужно научить, как подготовить тело к трюкам в танце. У девочек акробатику вела Елена Завьялова – тренер Школы олимпийского резерва. В этом году у нас появится еще и преподаватель по модерну. Это тоже важная составляющая.

– Скажите, как вам удается настроить каждого ребенка на очень тяжелый труд, которым является хореография?

– Мы в самом начале, на родительском собрании, рассказываем о том, насколько этот труд тяжел. И я всегда говорю: подумайте хорошо, готов ли ваш ребенок к такому труду? Да и родителям непросто привозить ребенка сюда пять раз в неделю. Но привозят. Не только из разных районов Челябинска, со всей округи!

Конечно же, есть дети, которые не выдерживают нагрузок и уходят из студии или переходят в самодеятельные коллективы. Все остальные настроены на работу. Я смотрю на наших детей и понимаю, если бы мне в свое время предложили такую возможность – серьезно с первого дня заниматься хореографией, я была бы безумно счастлива. За все годы, что я училась хореографии, мне не удалось получить столько интересного материала, сколько получают наши студийцы за год. Они полностью овладевают народно-сценическим танцем начиная с азов, занимаются классическим танцем, эстрадным, акробатикой. Им даются уроки техники (женский и мужской классы), их учат различным трюкам. Ансамблевые и концертные номера разучиваем. Я занималась в одном из лучших коллективов в Челябинске – у Светланы Гришечкиной – и очень благодарна своему педагогу. Но мы занимались только одним направлением – народными танцами. А здесь мы даем полный объем информации и навыков в хореографии.

– Этого требует сама идея создания студии?

– Да, ведь мы готовим танцовщиков для государственного ансамбля танца «Урал». Коллектив работает в жанре народного танца, но в основе хореографии лежит классика. Ничто так не воспитывает тело, как классический танец. Это лучший вариант для воспитания артистов.

Уже четыре воспитанника студии влились в ансамбль танца «Урал» и прекрасно работают. Проблема с кадрами в «Урале» возникла давно, не случайно Борис Соколкин в свое время набирал курс в ЧГАКИ для подготовки артистов. Но проблема в том, что поступать на этот курс приехали люди со всей России, и когда они выпустились, встал вопрос о жилье. Наши зарплаты не позволяют снимать квартиры в Челябинске. Поэтому выход один – готовить для себя артистов в детской студии при ансамбле. Старшая группа студии обязательно учит программу «Урала», и ребята очень легко и органично вливаются в ансамбль.

Не касаясь пола

– Вы приводите студийцев на классы и репетиции взрослых артистов, чтобы они увидели этот труд?

– Мы обязательно посещаем все концерты ансамбля танца «Урал», чтобы дети изучали материал и видели, к чему нужно стремиться. (Улыбается.) Это интересная мысль – приводить их на урок взрослых танцовщиков, особенно мальчиков, чтобы у них появился стимул, девочки по природе своей более прилежны.

– Хореография связана с травматизмом, как решаете эту проблему?

– Вся методика преподавания хореографии направлена на то, чтобы постепенно готовить тело к сложному, идя от простого. Но травмы бывают, особенно на уроках акробатики. Нас это поначалу очень расстроило, и мы обратились с вопросами к тренерам по гимнастике Школы олимпийского резерва. Выяснилось, что травмы случаются и там. Мы стараемся избежать травм, выбираем оптимальные движения. От акробатики отказаться невозможно, потому что «Урал» славится трюками, и акробатические навыки необходимы будущим артистам ансамбля. В сентябре прошлого года в Чехии сначала выступал взрослый «Урал», а потом приехала студия. Зрители были в восторге, говорили: «Мы видели в Праге ваш взрослый ансамбль «Урал», они танцевали, не касаясь пола!»

– Это особенное дело – ставить танцы для детей?

– Безусловно. Постановки для студии делают все преподаватели, каждый в своем жанре. К примеру, мне очень хотелось поставить для детей народный танец с изюминкой, и я придумала «Семеновну». С этим танцем мы будем выступать на сцене Кремлевского дворца. Очень люблю сюжетную хореографию, чтобы это был не просто набор танцевальных движений, а была маленькая история. Это интересно и исполнителям, и зрителям. Такой танец наполнен артистизмом, эмоциями. Есть у нас номер «Трюкачи», где все ребята исполняют трюки, и он тоже принимается зрителями на ура. В Праге все наши номера вызвали восторг: и наш «Ползунец», и «Семеновна», и наш замечательный танец «Матрешки», который девочки исполняют в народных костюмах, но на пальцах (на пуантах). Выяснилось, что такого больше никто не танцует. Стараемся создавать номера, которых нет ни у кого.

Станцевать эмоции

– Дети вашей студии принимают участие в спектаклях филармонии: «Кировке», «Дюймовочке». Трудно было на это решиться?

– Непросто. Первым спектаклем для нас стала «Тайна скрипичного ключа», где была занята старшая группа студии. Но это уже были дети взрослые, подготовленные. Самый большой опыт нам дала опера-розыгрыш «Дюймовочка». Работать пришлось долго и много. Постепенно опера превращалась в танцевальный спектакль, мы танцевали даже там, где изначально не предполагалось танцев. Потому что стало понятно – детям проще станцевать эмоции, ведь у них нет актерского опыта. А в танце, в движении они чувствуют себя свободно и уверенно.

– Это, наверное, был самый сложный год в истории студии?

(Смеется.) Да у нас каждый год сложный. Справляемся. Все преподаватели принимали участие в постановке танцев для «Дюймовочки». Там есть и классические танцы, и народные, и эстрадные. Все сплотились и сделали спектакль. Зрителям и родителям опера очень нравится. И мы довольны, как дети справляются с этой работой.

– Они любят спектакль?

– Что вы, они готовы хоть каждый день на сцену выходить! (Смеется.) Даже удивлялись, что спектакль не попал в афишу новогодних представлений. Всем нравится «Дюймовочка».

– Что в планах на предстоящий сезон?

– Он у нас будет юбилейным – студии исполнится пять лет. И мы планируем расширить нашу концертную программу. К маю 2013 года подготовим отчетный юбилейный концерт. По традиции будут и контрольные уроки, которые мы проводим дважды в год, а в конце учебного года выдаем детям табели с оценками по всем дисциплинам. Это важно и для детей, и для родителей, потому что дает возможность понять, кто как трудился. А совсем скоро, в сентябре, мы везем детей в Китай, на фестиваль в Пекин и Лойян. Возвращаемся и сразу играем спектакль «Дюймовочка». Продолжится наше участие в конкурсах, потому что это обычная жизнь хореографического коллектива. А в ноябре – самый ответственный выход на сцену: выступление в Кремлевском дворце. Как видите, дети уже работают в ритме профессионалов.

– Когда будет новый набор в студию?

– В пять часов вечера 30 августа мы ждем детей в нашем репетиционном зале. А 31-го состоится второй тур.

– Приходится ли вам, преподавателям студии, становиться еще и педагогами, принимать в детях чисто человеческое участие?

– Это же дети, нужно чувствовать их настроение, иначе и урок может стать менее результативным. Поэтому общаемся обязательно. Лично для меня это огромное удовольствие. Я очень люблю детей. Не случайно после окончания восьмого класса поступила в педагогическое училище и год отработала в обычной школе. (Смеется.) Но хореография победила, поступила в ЧГАКИ. Правда, еще несколько лет перед первым сентября мне снилась школьная линейка, белые бантики и букеты.

И вот школьный опыт пригодился в студии. Конечно же, больше мы с детьми узнаем друг о друге в поездках. Приходится в эти моменты заменять им родителей. С кем еще поговорит ребенок, как не с преподавателем, если его что-то волнует, беспокоит? Кстати, до Чехии ребят везла одна Елена Вадимовна Челнокова. 45 детей! Они до Екатеринбурга добирались на автобусе, затем – на поезде до Бреста и из Бреста до Чехии – снова на автобусе, где их ждали мы с Алексеем Разиным. Проводили взрослый «Урал» и встретили детский. Но все прошло хорошо, дети были просто молодцы. Люди в таких ситуациях проявляются полностью, и наши дети не подвели нас.

Фото: Фото Надежды ПЕЛЫМСКОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления