Вероятно, у каждого поклонника музыки есть свои любимые концертные программы и проекты в разнообразнейшем репертуаре челябинской филармонии. В то время как руководители Челябинского концертного объединения подводят итоги насыщенного событиями сезона 2012–2013 гг., слушатели продолжают следить за афишей, которая обещает не менее интересные встречи летом. Мы говорили с генеральным директором ЧГКО Алексеем Пелымским, его заместителем Михаилом Зацепиным и директорами филармонических залов Галиной Братышевой и Ириной Андреевой не только о самых ярких событиях завершающегося концертного сезона. Участники этой встречи приоткрыли некоторые тайны сезона будущего.
– Алексей Николаевич, для зрителей этот концертный сезон был невероятно ярким, а для вас он был, скорее всего, достаточно сложным?
Алексей Пелымский: Признаюсь, работать пришлось очень и очень много, спасибо всем сотрудникам филармонии, они старались. Концертный сезон 2012–2013 года был достаточно продуктивным. В первой половине сезона, то есть в 2012 году, мы отметили юбилей филармонии. 75 лет – это немало. В связи с этим было запланировано много замечательных концертов, проектов. В рамках юбилея мы провели фестиваль искусств – объехали с концертами практически всю область, побывав во многих городах и районах. В результате в этом сезоне мы дали на 106 концертов больше, чем в прошлом. По итогам 2012 года это 798 концертов! Иногда хочется сравнить нашу филармонию с мощной концертной машиной. (Смеется.) И конечно же, было очень приятно получить благодарственное письмо от президента России. По-моему, мы стали первым культурным учреждением Челябинска и области, кто получил такое благодарственное письмо.
– Чем лично вам запомнился этот сезон?
– Прежде всего – крупными гастролями наших коллективов: ансамбль танца «Урал» побывал в Китае на международном фестивале искусств. В связи с этим возникли проекты дальнейшего сотрудничества. В июле к нам приедет большая делегация из Китайской народной республики, в составе которой будут не только руководители фестиваля, на котором был представлен «Урал», но и правительства Китая. Они приезжают в рамках установления межгосударственных отношений, посетят три города – Екатеринбург, Челябинск, Санкт-Петербург. Состоится подписание соглашений между Челябинской областью и Шанхаем в рамках культурного обмена. Значит, будут новые гастроли, обмен коллективами и так далее. Мы их познакомим с нашими коллективами, презентуем свои концертные программы.
Также были гастроли детской студии ансамбля танца «Урал» в Чехии. Студия в последнее время нас вообще радует – ребята стали победителями премии «Андрюша» и съездили в Москву, выступили на сцене Кремлевского дворца. Замечательным был отчетный концерт студии, посвященный ее пятилетию.
Отмечу также сентябрьские гастроли прошлого года оркестра «Классика» под управлением Адика Абдурахманова в Австрии, которые прошли с большим успехом, и коллектив вновь был приглашен на гастроли. В сентябре этого года «Классика» будет выступать с концертами в Германии и Австрии. Стоит отметить, что наши коллективы оставляют после себя настолько хорошие впечатления, что их вновь и вновь приглашают на гастроли.
А одним из самых главных политических для филармонии событий стало то, что камерный оркестр «Классика» получил статус государственного и финансирование из бюджета. В перспективе это позволит филармонии создать свой симфонический оркестр. Крупное концертное объединение не может существовать без своего симфонического оркестра – это работа и с исполнителями, и фестивальные проекты.
Галина Братышева: И огромным для нас событием стало приобретение рояля Steinway. Такие события случаются редко, поэтому был большой зрительский и общественный интерес.
– Судя по тому, что приходится видеть на самых разных концертах и фестивалях, число ваших слушателей неизменно растет?
Алексей Пелымский: По зрителю у нас тоже было все хорошо. Сегодня заполняемость наших залов – в среднем более 80 процентов.
Галина Братышева: Мне кажется, что сегодня изменилось даже качество зрительской аудитории. В зале имени Прокофьева очень много концертов классической музыки, а классику нельзя сегодня назвать массовой, популярной частью искусства, тем не менее слушателей в нашем зале становится все больше и больше. И слушатель пошел образованный, подготовленный и даже искушенный. Это очень приятно. Качество наших концертов растет, репертуар становится все интереснее, и слушатель откликается.
– Вам приходится как-то особо работать с целевой аудиторией?
Галина Братышева: Естественно. Можно сказать, что у нас каждый концерт адресный. В ЧГКО есть сотрудник, который занимается адресными концертами, рассылает информацию, программы концертов. Стараемся, чтобы слушатели знали наш репертуар. И, составляя концертный репертуар, мы, конечно же, думаем о том, для какой аудитории предназначается тот или иной концерт. Каждый концерт рассчитан на определенную аудиторию, это необходимо учитывать.
– Назовите самые яркие события прошедшего сезона.
Ирина Андреева: В этом году мы отмечали 25 лет нашему замечательному органу, и сезон был посвящен прежде всего этому событию. Следует отметить, что список зарубежных органистов, игравших на нашем органе, пополнился в этом сезоне еще тремя именами и тремя странами. У нас впервые выступали органисты из Канады, ЮАР и Австралии. Сегодня уже 30 органистов из разных стран сыграли на нашем органе. Цифра тоже получилась юбилейной.
Трижды на челябинском органе играли японские органисты, которые удивляют своей техничностью, яркостью исполнения. Кстати, японские органисты любят исполнять в России органные транскрипции на темы русских композиторов, это, конечно же, очень приятно.
Второе яркое для органного зала событие – в этом сезоне мы впервые провели фестиваль «Дни И. С. Баха на Южном Урале». Фестиваль был значимым не только для филармонии, но и для города, потому что Челябинск стал четвертым городом в России, где проводится фестиваль, посвященный Баху. Фестиваль прошел у нас в марте, состоял из пяти концертов, слушатели откликнулись на него с большим интересом, и мы собираемся сделать этот фестиваль традиционным.
– То есть фестиваль удался во всех смыслах?
– Вполне. В нем приняли участие замечательные музыканты и, что особенно знаменательно, органист Ульрих Бёме, который сегодня работает в Томаскирхе в Лейпциге, где служил органистом и сам Бах. Ульрих Бёме сегодня входит в число крупнейших музыкантов мира, его гастроли расписаны на годы вперед, однако он нашел возможность приехать в Челябинск. Отныне мы будем проводить фестиваль, посвященный Иоганну Себастьяну Баху, каждую весну, так как день рождения гения приходится на 21 марта.
– Ульрих Бёме поделился своими впечатлениями о челябинском органе?
– Все органисты без исключения всегда очень хорошо отзываются о нашем органе, потому что он сегодня в хороших руках и в хорошем микроклимате, а значит, в замечательной форме. И впечатления у наших гастролеров всегда складываются хорошие. Все высоко оценивают наш инструмент. Его часто сравнивают с хорошим «Мерседесом». (Смеется.) Ульрих Бёме высказал желание побывать в Челябинске с гастролями еще не раз. А во время этого фестиваля мы, с позволения музыканта, сделали запись одного из произведений Баха в его исполнении. Эта запись войдет в наш альбом – это будет сборник самых ярких исполнителей органной музыки.
Михаил Зацепин: Коли заговорили о записях, то нельзя не сказать, что Челябинское концертное объединение и в этом сезоне продолжало активно выпускать лицензионные диски. В 2012 году мы записали «Оперные арии и дуэты» в исполнении нашей солистки Натальи Воронкиной, выпустили в цифровом формате вторую часть «Атлантиды советского искусства» – это видеолекции театрального гуру Геннадия Григорьевича Дадамяна. С Камерным хором выпустили «Литургию Святого Иоанна Златоуста» и продолжили выпуск серии «Избранное. Международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир!».
Продолжили мы и наше давнее сотрудничество с народным артистом России Александром Филиппенко, выпустив на этот раз в записи произведения Михаила Зощенко «Прелести культуры».
Алексей Пелымский: Надо сказать, что мы получили права на издание этого диска у прямых наследников творчества Зощенко и стали единственными на территории РФ правообладателями.
Галина Братышева: К числу самых ярких и волнующих событий прошедшего сезона в зале имени Прокофьева я бы отнесла три проекта: хорошим стартом сезона стал фестиваль «Дни высокой музыки на Южном Урале». Это было пять концертов, которыми слушатели наши остались довольны. А ближе к концу сезона состоялся второй фестиваль «Денис Мацуев представляет…», который, как и первый, стал самым глобальным событием для поклонников классической музыки.
И конечно же, нельзя обойти вниманием юбилейный вечер Анатолия Кролла, который состоялся в нашем зале. Это было замечательно, что в свой семидесятый день рождения Анатолий Ошерович был на нашей сцене, выступал, был в прекрасной творческой форме. И в это же время мы принимали многочисленные звонки с поздравлениями в адрес юбиляра. Просто незабываемый эмоциональный накал! Потрясающее было событие.
– И были в этом сезоне замечательные фестивали немецкой культуры в Челябинске.
Галина Братышева: Да, было много серьезных международных проектов. Это результат нашего сотрудничества с немецким институтом имени Гете и Фондом имени Роберта Боша. Действительно, отличные проекты получились у менеджера в сфере культуры Лизы Озе – профессиональные, разнообразные и необычные.
– Для южноуральцев многое в программах этих проектов было впервые.
Ирина Андреева: Немецкие проекты Лизы Озе были действительно очень яркими и во многом необычными. Одним из самых больших открытий для челябинцев стал показ фильма «Берлин – симфония большого города» под орган. Специально был приглашен замечательный немецкий импровизатор Йоханнес Майер. И получился прекрасный ретроконцерт. Все, кто пришел на него, не только открыли для себя Германию начала ХХ века, но познакомились с настоящим мастером импровизации. А завершился фестиваль «Дни Германии в Челябинске» концертом Даниеля Глогера – контртенора. Надо отметить, что он очень ответственно отнесся к этому событию – приехал в Челябинск за неделю до концерта, чтобы адаптироваться в нашем климате, порепетировать.
Необычным стал для нас и проект современной немецкой музыки, в рамках которого состоялись встречи с молодым немецким композитором из Берлина Себастьяном Эликовским-Винклером. Новая музыка Берлина была воспринята слушателями с удивлением, восхищением. На этот концерт пришло много студентов ЧГАКИ. Они после концерта часа полтора общались с композитором, рассматривали нотные тетради, хотя нот в классическом понимании там нет – это особые знаки, которыми обозначается новая музыка.
Михаил Зацепин: Лиза Озе завершила свои проекты, она возвращается в Германию. А к нам в июле приедет новый менеджер в сфере культуры Фонда имени Роберта Боша, мы уже с ним заочно познакомились. Напомню, изначально планировалось, что сотрудничество с Фондом имени Роберта Боша продлится четыре года. Два года у нас работал Оливер Фриске, затем в Челябинск приехала Лиза Озе. Но в декабре 2012 года на совещании в Гете-институте в Москве было принято решение продлить программу в Челябинской области еще на два года – и вот к нам приезжает третий менеджер.
Галина Братышева: Надо сказать, что не только немецкие проекты понравились нашим зрителям. У нас много интересных проектов с национальными культурными центрами на Южном Урале. К примеру, Дамир Сафин продюсирует у нас «Татарский калейдоскоп», хотелось бы вывести этот проект на областной уровень. Есть предложение организовать онлайн-трансляцию этих концертов на города и районы области, потому что не все южноуральцы могут на них побывать непосредственно в концертном зале. А по качеству и атмосфере эти концерты очень хороши.
Алексей Пелымский: Думаю, что онлайн-трансляция вполне возможна в будущем сезоне.
Галина Братышева: Хочется также отметить, что в этом сезоне у нас было много джазовых проектов: гастроли Леонида Чижика и американского трубача Джейсона Палмера, великолепные концерты Марата Габбасова и его друзей, юбилеи Анатолия Кролла и Георгия Анохина, джазовый фестиваль «Какой удивительный мир!».
– Но концертный сезон в Челябинске еще не завершен, он продолжается?
Галина Братышева: У нас летом будет два замечательных события. 1 июля в зале имени Прокофьева состоится концерт проекта «Музэнерготур» – это международный мегаджазовый фестиваль, который передвигается по городам страны. Стартует он в Москве, а затем музыканты отправятся по России и дадут концерты в крупных городах. Завершится тур в Туве. В этом проекте участвуют музыканты со всего мира, это будут все стили и направления джаза. И вот 1 июля они выйдут на нашу сцену. Приглашаю всех поклонников джаза на этот замечательный концерт. Такого проекта еще не было. Надеюсь, что вновь для слушателей будет немало открытий. И конечно же, все получат огромную позитивную энергию от такого концерта.
Мы продолжаем работать с американским консульством в Екатеринбурге. Все помнят наш недавний проект – концерты оркестра ВВС США, которые прошли с колоссальным успехом. Этот проект получил продолжение – 3 июля в Челябинске будет играть квинтет оркестра ВВС США. Музыканты исполнят популярную и джазовую музыку. Все, кто не попал на концерт оркестра в прошлом году, смогут попасть на концерт квинтета этого оркестра, успевайте купить билеты!
Алексей Пелымский: Да, сезон продолжается. В июне состоится поездка ансамбля танца «Урал» в Нью-Йорк на международный фестиваль «Русское наследие», который проходит под патронажем мэра Нью-Йорка, при поддержке посольства России в США и генерального консула России в Нью-Йорке, а также министерства иностранных дел РФ. А в августе ансамбль танца «Урал» уезжает в Прагу, также на международный фестиваль. Так что лето будет насыщенным, если говорить о гастролях. А в начале октября к нам приезжает Гонконгский народный оркестр. В ноябре в Челябинске будет гастролировать французский балет из Биаррица. Осенью также состоится фестиваль «Синегорье». Большие планы.
– Сегодня уже известно, когда состоится перенос органа в новый зал?
Ирина Андреева: Думаю, демонтаж органа начнется весной 2014 года, до марта мы пока планируем концерты в нашем прежнем органном зале.
А это лето для органного зала тоже будет активным. Мы приглашаем детей на проект «Здравствуй, лето»! В зале камерной и органной музыки состоится 12 концертов – это «Путешествие с саксофоном», «Его величество орган» и «Тайна волшебных клавиш». И конечно же, будут экскурсии по органному залу.
В будущем сезоне мы отметим в Челябинске 850-летие Собора Парижской Богоматери. К нам 11 ноября приедет титулярный органист Notre Dame de Paris Луи Филипп Лефевр, и мы отметим красивый юбилей знаменитого собора. В будущем сезоне состоится также концерт итальянского органиста Джан Пауло ди Розо. В Рождество, 7 января, мы ждем любимого челябинцами органиста Давида Тимма, который сыграет джазовую программу на органе. А также ожидаются гастроли органиста Домского собора (Рига) Атиса Степиньша.
Наш замечательный челябинский органист Владимир Хомяков и поэт Константин Рубинский готовят к следующему сезону проект «Орган+слово» – это пока рабочее название. Планируется целый цикл таких концертов. Лариса Тимшина обещает слушателям проект «Орган в картинках», речь пойдет о перспективах органной музыки, концерты будут сопровождаться видеорядом с комментариями Ларисы Тимшиной.
Кроме того, у нас появились экзотические концерты, неожиданные для зрителей. В марте в гостях у челябинского слушателя побывал оркестр из Екатеринбурга «Альфа», в концерте участвовал Владимир Хомяков. Многие впервые услышали звучание по-настоящему экзотических инструментов: дранг-ханга, кельтской арфы и других. И был джаз-секстет из Германии, проект назывался «Джаз встречается с классикой», это была встреча не только с органом, но и с оркестром «Классика». Такие концерты получат продолжение – мы планируем пригласить этнооркестр «Альфа» на наш традиционный фестиваль «Джаз на большом органе». Надеюсь, он состоится уже в новом органном зале.
Алексей Пелымский: Не будем открывать всех планов. Надеюсь, наши зрители уже поняли, что предстоящий концертный сезон в 2013–2014 гг., как всегда, будет очень насыщенным. И мы обещаем нашим слушателям много нового. Открытия будут. Приходите.
Фото: Фото Надежды ПЕЛЫМСКОЙ