12 апреля в филармоническом зале имени Сергея Прокофьева состоится презентация диска заслуженной артистки России Галины Сбродовой. Лауреат российских и всесоюзных конкурсов, обладательница Гран-при и золотой медали на международном конкурсе в Женеве Галина Сбродова известна далеко за пределами Южного Урала. В ее блистательной творческой карьере это первый альбом. Зато сравнить его можно с яркой россыпью уральских самоцветов. И названием ему послужила строчка Людмилы Татьяничевой «У рассвета сосны розовы».
У рассвета сосны розовы
– Галина Васильевна, вы на сцене с 17 лет, в вашем репертуаре сотни лучших песен, так почему же первый?
– Да, впервые в жизни я держу в руках свой альбом! И не скрываю своего счастья. Идея была давняя, но осуществилась, когда ее двигателем стала челябинская филармония. А записывали мы диск у Сергея Спиридонова, работали около месяца.
– Слышала, что этот диск стал его последней работой?
– Как это ни печально. Мы с Сергеем знали друг друга давно, а потому работать с ним было легко. Он меня даже защищал, когда «причесывали» мои эмоции Владимир Ошеров, Валерий Останин: чтобы звук был не концертным, чтобы эмоции были умеренными. А человек я эмоциональный и очень люблю передать свои эмоции в песне. А как же без эмоций рассказать слушателю о том, что в песне?! (Смеется.) На мой взгляд, песня должна быть наполнена эмоциями. Но меня мои редакторы держали в студии в рамках. А Сережа Спиридонов им говорил: «Подождите, не наседайте вы на нее!» И осторожно меня направлял, чтобы песня не потеряла своих красок, своей изюминки, а студийная запись получилась бы такой, какой она должна быть.
Галина Сбродова – заслуженная артистка России, заслуженный работник культуры России, лауреат всесоюзного конкурса «Товарищ песня» (1986 год), лауреат конкурса им. В. В. Андреева (1988 год), в ноябре 2000 года в составе камерного ансамбля «Рифей» стала обладательницей Гран-при и золотой медали на международном конкурсе в Женеве.
– Кто репертуар для диска подбирал?
– Толчком к этому диску послужила песня «Казачья плясовая» руководителя Оренбургского народного хора Владимира Позднеева. Я ведь не казачка, казаков в моем роду не было. Но эта песня все во мне перевернула. Я исполняла ее на конкурсе «Голоса России» в 1990 году, ее выбрал баянист Махмут Шарафутдинов, с которым я работаю много лет. А когда сам Позднеев услышал в Оренбурге, как я ее пою, он меня обнял, поцеловал, ему понравилось. Еще одна казачья песня «Верила – верю…» появилась в моем репертуаре с легкой руки Надежды Ивановны Бухариной (преподаватель ЧГАКИ). Вот так в моем репертуаре появились песни уральских казаков, и они стали изюминкой этого диска.
– Но для названия взята строчка из стихотворения Татьяничевой?
– Да, «У рассвета сосны розовы». Эту песню мне подарил Владимир Григорьевич Ошеров, когда уезжал в Израиль. И я стала ее петь. А после возвращения Владимира Григорьевича в Челябинск мы работу над этой песней продолжили, она стала такая милая! И мне очень нравится название этого стихотворения – какое-то чистое, нежное, только так и можно про рассвет сказать.
– То есть в диск включены не только казачьи песни?
– Конечно же, нет. Я выбрала самое любимое для своего первого диска. В том числе известную песню «Сладка ягода», которую впервые спела в 17 лет. Тогда я не очень понимала, как ее петь, не знакомы мне были эти переживания. Но ведь я только-только начала петь на сцене ДК «Станкомаш» и спорить с руководителем Махмутом Шарафутдиновым, конечно же, не посмела. Теперь-то я ее пою со всем моим удовольствием, она моя самая любимая.
Конкурс на бис
– А как в Смоленске приняли «Казачью плясовую»?
– Грустно вспоминать, я дошла только до второго тура. (Смеется.) Помню, приехала на вокзал, и так мне горько, так плохо. А на улице дождь, да такой сильный, что потоки воды по стеклам вокзальных окон ручьем текут. И вот я стою у окна, руки на стекло положила и плачу. Из глаз потоки, по стеклу потоки... (Смеется.) Я же тогда самодеятельной певицей была, работала в детском саду воспитателем. А в жюри сидели Людмила Зыкина, Ольга Воронец... На конкурс же приехала вся Гнесинка! Какой там воспитатель детского сада?! Это я потом поняла, что любой результат на конкурсе – ценнейший опыт! Без него певицей стать нельзя.
– Детские песни своим воспитанникам в детском саду пели?
– А как же! Ребятишки очень любили слушать, как я пою, тембр голоса мягкий, доверительный. И я пела для них с удовольствием – и детские песенки, и то, что пою со сцены. А потом был конкурс в Швейцарии, в Женеве, и мне вручили Гран-при и золотую медаль. (Смеется.) Это был конкурс не только вокалистов, но еще и музыкальных ансамблей. Мы из Челябинска приехали на конкурс с Павлом Калачевым, баянистами Руланом Хабибуллиным и Владимиром Бычковым.
– Вот вам и Смоленск.
– (Смеется.) Да. В Женеве, что не характерно для конкурсов, нас даже на бис вызывали. Я исполняла песню «Москва златоглавая», пела ее очень эмоционально. И жюри единодушно присудило мне главный приз.
– Как произошел этот переход из самодеятельности на профессиональную сцену – ваше сотрудничество с оркестром «Малахит», выход на сцену челябинской филармонии?
– Руководитель оркестра «Малахит» Виктор Григорьевич Лебедев меня часто приглашал принять участие в концертах, пела я песни Николая Малыгина, несколько вещей он мне посвятил. И как-то на репетиции Виктор Григорьевич мне тихонько говорит: «Галя, а ты не хотела бы петь с нами?» Отвечаю: «Я с вами и так пою». «Нет, – говорит он. – В штате «Малахита». Я испугалась! Это так неожиданно прозвучало. И я прошептала: «Я подумаю». А потом, конечно же, согласилась. Три года работала в штате оркестра «Малахит». Вот так начинался мой путь на профессиональную сцену. (Смеется.) К тому времени я уже училась в культпросвет училище, а потом поступила в ЧГАКИ и пять с половиной лет училась в академии. Причем все сама делала – все контрольные, курсовые... все честно. (Смеется.) Работала и училась.
Только самые душевные
– Сохранился ли сегодня тот трепет, с которым вы выходили на сцену в первые годы?
– А как же без трепета, без волнения? Он обязательно должен быть! Но сегодня, конечно, появилась уже та маленькая уверенность, которой не было тогда.
Творческая карьера певицы началась в 1975 году, в инструментальном ансамбле под управлением народного артиста Татарстана и заслуженного артиста РФ М. А. Шарафутдинова. С коллективом Галина объехала многие города России и 17 стран мира. С 1994 года работала в Государственном русском народном оркестре «Малахит» п/у нар. арт. РФ Виктора Лебедева. В 1997 году была приглашена на работу в качестве вокалистки в состав ансамбля танца «Урал» челябинской филармонии.
– Песня вам роднее, когда вы сами ее выбрали?
– Естественно. Я и студентам своим всегда говорю: если вы себе картинку не нарисуете, о чем хотите спеть, то песня пропала. Не получится сказать того, что в ней заключено. Возможно, в этом мне помогала педагогика. Ведь в детском саду сказку надо суметь рассказать так, чтобы поняли все! Так я и песни всегда пою. Композитор Николай Никитич Малыгин даже написал однажды, что именно это качество побуждало его писать песни для меня.
– Сколько сегодня песен в вашем репертуаре?
– Никогда не считала. Но однажды Махмут Абдрахманович указал, что у меня более 200 песен. Сейчас уже больше, конечно.
– Это значит, в России предостаточно хороших песен?
– Очень много! Ведь я выбираю только самые лучшие, самые душевные, самые красивые песни. Именно такие вошли в мой первый диск, и все самое лучшее будет звучать на концерте 12 апреля. Кстати, хочу сказать, что в концерте примет участие ансамбль «Митрофановна», с которым я давно дружу. Также примут участие: заслуженный работник культуры России Николай Малыгин (баян), заслуженный артист России Махмут Шарафутдинов (баян), Владимир Белов (гармонь), инструментальная группа ансамбля танца «Урал» под управлением Валерия Останина, ансамбль «Заряница» п/у заслуженного работника культуры России Надежды Бухариной (ЧГАКИ), народный коллектив казачьей песни «Вольница» п/у Николая Михайлова (Миасс). Вот такой концерт пройдет на сцене филармонии в День космонавтики. И диск можно будет купить. Не хвалюсь, но, по-моему, он получился очень красивым, песни там просто замечательные.
На круги своя
– Галина Васильевна, вы ведь очень рано начали петь, кто-то пытался подвергнуть обработке ваш от природы красивый голос?
– Папа у меня был баянистом, засыпала и просыпалась я под баян. А петь начала с тех пор, как говорить научилась. (Смеется.) Поставят на табуретку: пой, Галинка. Голос, конечно же, от природы. И папа пел, а мама вообще солисткой хора была. Но позднее мне все-таки ставила голос Галина Александровна Архипова, когда я поступила в культпросвет училище...
– Что, на ее взгляд, было не так?
– Она говорила, что звук был несколько зажат. Но это не было кардинальной поправкой голоса, это же не академическое пение. Однако, вы правы, желание поправить мой голос было: когда я приехала в Челябинск и стала петь в самодеятельности, меня услышали и предложили поступать на рабфак в музыкальное училище. Помню, я пришла на прослушивание и услышала: «Очень хорошо, но мы подправим ваш голос». Когда об этом узнал Махмут Шарафутдинов, он так шумел: «Ты что, с ума сошла?! Ты куда собралась?! Тебе голос сломают»! И я испугалась.
Репертуарный багаж Галины Сбродовой обширен. Яркие страницы её творческой биографии: сотрудничество с известными уральскими музыкантами, композиторами Николаем Малыгиным, Анатолием Кривошеем, Владимиром Ошеровым. В 2013 году в студии U-Sound (звукорежиссер С. Спиридонов) записан первый аудиоальбом Галины Сбродовой «У рассвета сосны розовы».
– Откуда вы родом, Галина Васильевна?
– С Урала, с севера Свердловской области, из Ирбита, яблоки у нас там не растут.
– Как же вы оказались в Челябинске, когда рядом был Екатеринбург?
– (Смеется.) Прямо в яблочко. Папа мой дружил с руководителем Уральского народного хора Евгением Родыгиным. Когда я была в классе седьмом-восьмом, он начал говорить с родителями о том, что я должна петь в Уральском народном хоре. Меня даже прослушали, сказали: берем. А мама не отпустила. Как она могла отпустить свою маленькую единственную доченьку?!
– Случись наоборот, ваш путь был бы совсем другим?
– Совершенно другим. Но я восприняла это спокойно. После школы поступила в сельскохозяйственный техникум, три с половиной года там отучилась и выпустилась со свободным дипломом. Куда? А в Челябинске жила сестра моя сродная, которая заведовала детским садом. Она и предложила приехать сюда, стать воспитателем. Я получила педагогическое образование...
– Вы всесторонне образованная певица!
– (Смеется.) А опыт какой! И сегодня я не потеряла тот наработанный годами педагогический опыт, мне очень нравилось с детьми работать. И со студентами я очень работать люблю. Знаете, ни одного бы дня не выбросила из своей профессиональной биографии. Как-то в ЧГАКИ меня попросили написать такую биографию, получилось восемь листов! (Смеется.) А в конечном итоге я вернулась на круги своя – на сцену. Ведь петь я начала в три года: «Пусть всегда будет солнце...» (Поет.) Это моя самая первая и до сих пор любимая песня.
Начало концерта 12 апреля в 18:00.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА и из архивов ЧГКО