Девять спектаклей и почти девять тысяч зрителей – таков итог больших гастролей трех московских театров на сцене челябинской драмы. Традиционная сентябрьская встреча челябинских театралов и столичных актеров позволила зрителям представить, чем сегодня живут театры Москвы. Артисты, в свою очередь, по достоинству оценили щедрость челябинской публики на аплодисменты, эмоции и любовь к театру.
Высший уровень профессионализма
Приезд в Челябинск трех московских театров – московского государственного театра «У Никитских ворот», Государственного театра киноактера и любимого челябинцами Малого театра – стал возможным благодаря программе Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, созданного при Министерстве культуры России.
«Но сам проект возник благодаря запросу региональных театров, – подчеркнул представитель федерального центра поддержки гастрольной деятельности Александр Серов. – В программе участвуют 23 региона Российской Федерации. Челябинск был в числе первых, это один из локомотивов нашей программы. Мы еще в мае обсудили сентябрьские гастроли с вашим министерством культуры и руководством Челябинского драматического театра, поэтому к приему гостей вы подготовились очень хорошо. Все театры привезут в Челябинск полные декорации, будет свет, звук – все, как на московских сценах».
Московские артисты и руководители театров также отметили хорошую подготовку этих гастролей.
«Мы с первой минуты, как приземлились на челябинскую землю, почувствовали гостеприимство, – сказал создатель и художественный руководитель московского театра «У Никитских ворот» Марк Розовский. – Наш театр бывал в Челябинске, но очень давно. В последние годы гастроли прекратились, начались рыночные отношения. А у такого театра, как наш, нет собственных средств, чтобы привезти в Челябинск или другие города полновесные спектакли со всеми декорациями, костюмами... И многие связи были нарушены. Поэтому создание вот такого федерального центра поддержки гастрольной деятельности – замечательное дело. Хочу выразить поддержку как самой идее «Больших гастролей», так и тем, кто сделал нам предложение войти в программу».
Надо сказать, что приезда авторского театра «У Никитских ворот», известного своими замечательными музыкальными спектаклями, челябинские зрители ждали с большим нетерпением.
«Зрители сразу же откликнулись, все билеты уже проданы, – рассказала за день до начала «Больших гастролей» в Челябинске директор театра драмы имени Наума Орлова Елена Петрова. – Мы рады принимать на своей сцене авторский театр Марка Розовского, на спектакли которого и в Москве не всегда можно купить билеты, настолько востребованы они у зрителя. Замечательно, что челябинцы познакомятся с такими знаменитыми спектаклями этого театра, как мюзикл с мировой известностью «История лошади», со спектаклем «Трамвай «Желание»», с «Песнями нашей коммуналки» и другими».
Театр Марка Розовского покорил зрителей не только качеством режиссуры, работами сценографов, мастерством артистов, но еще и разнообразием афиши. Пять спектаклей, представленных на челябинской сцене, отличались и форматом, и языком, и жанровыми особенностями. Зрители увидели мюзикл и психологическую драму, гоголевскую комедию человеческих характеров и музыкальное шоу из песен-шлягеров довоенной и военной поры советской России, а также спектакль для детей. Таков театр Марка Розовского, вышедший из студенческого театра МГУ «Наш дом».
«Самое драгоценное, всеопределяющее качество театра «У Никитских ворот» – это его студийность. У вас, в ЧПИ, родилась когда-то студия «Манекен», а в Москве, в МГУ, был студенческий театр-студия «Наш дом», – рассказал Марк Розовский. – И вот эта школа «Нашего дома» «подпортила» мне биографию. Я и сегодня считаю: выше студийности ничего на свете нет. Студийность – это высший уровень профессионализма, а вовсе не удел юных дилетантов с широкими от страха и счастья глазами и беспричинно пламенным энтузиазмом. Для меня одинаково профнепригоден дилетант, не овладевший профессией, и профессионал, забывший или не знающий, что такое студийность».
Любите своих актеров!
Продолжил «Большие гастроли» Государственный театр киноактера, который впервые побывал в Челябинске.
«Для нас это не рядовое событие, потому что нельзя сказать, что сегодня наш театр много гастролирует, – сказал директор Театра киноактера Сурен Шаумян. – И потому мы тоже благодарны поддержке Министерства культуры России, программе, которая позволила привезти в Челябинск лучшие спектакли трех московских театров, в том числе и нашего».
Конечно же, челябинские театралы слышали об уникальном Театре киноактера, где в разное время играли их любимые артисты: Борис Андреев, Марк Бернес, Сергей Бондарчук, Георгий Вицин, Михаил Глузский, Николай Крючков, Марина Ладынина, Николай Рыбников, Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова – этот список можно продолжать и продолжать. И сегодня в числе актеров театра Инна Макарова, Олег Стриженов, Лариса Лужина, Валентина Теличкина, Геннадий Юхтин...
ХХI век не стал исключением, в спектаклях Театра киноактера наших дней заняты многие молодые артисты, лица которых хорошо знакомы российским кино- и телезрителям. В двух спектаклях – «Прекрасная жизнь» и «Паника. Мужчины на грани нервного срыва», которые театр привез в Челябинск, были заняты, например, Екатерина Волкова, которую челябинцы знают по сериалу «Воронины», Михаил Полицеймако, Вадим Колганов и другие.
«Встреча с нашим театром – прежде всего возможность увидеть любимых киноартистов в неожиданных, может быть, амплуа на сцене, – сказал накануне гастролей начальник организационно-творческого отдела Театра киноактера Алексей Литвинов. – Одно дело – видеть работу артиста на экране. И совсем другое – в театре. Ведь театр прекрасен тем, что это живое искусство. Я уверен, что челябинский зритель способен это оценить, потому что видел спектакли вашего театра. У вас очень хороший театр и просто замечательные актеры! Они так же талантливы, как московские артисты. Любите своих актеров!»
Однако, как выяснилось из разговора с актрисой Екатериной Волковой, не только зрители российских городов нуждаются во встречах со столичными театрами, но и московским артистам важны такие встречи.
«Лично я получаю от таких встреч только положительные эмоции, – рассказала Екатерина Волкова. – Помню, приехали мы в Тынду, на БАМ. Зал уже полон, а люди стоят на улице, хотят попасть на спектакль. Мы попросили администрацию, чтобы всех пустили. Люди сидели на ступеньках. И такое счастье было на их лицах, они так аплодировали потом! Это же прекрасно, что люди хотят попасть в театр! И они так счастливы увидеть «живых» артистов, которых видят только на экранах телевизоров. Мы поняли, что у нас есть в России свой зритель. Это очень важно, очень дорого нам».
Без театра нет нации
Что касается Малого театра, то он стал особенно желанным гостем в Челябинске. Надо было видеть и переполненный зал на всех четырех спектаклях, и огромное количество цветов, которые зрители несли и несли на сцену, и эти овации в конце, когда весь зал в едином порыве благодарности встает...
«Наш приезд в Челябинск не случаен, – сказал художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин. – Еще при жизни Михаила Ивановича Царева было решено, что Малый театр будет приезжать в Челябинск каждые пять лет. Потому что во время войны Малый театр был эвакуирован в Челябинск, и нам рассказывали наши «старики», как тепло их здесь приняли. Было сложно, была война, но артистов встретили здесь как родных, все они жили в семьях. И потом, после войны, когда они приезжали сюда на гастроли, их уже встречали как родственников. И вот мы были в Челябинске на гастролях в 2000 году, в 2005 году, а в 2010 году гастроли сорвались... И сейчас мы компенсируем это».
На этот раз Малый театр привез в Челябинск две премьеры прошлого сезона: «Филумену Мартурано» по пьесе знаменитого итальянского драматурга и режиссера Эдуардо де Филиппо и «Пиковую даму» по Александру Сергеевичу Пушкину.
«Этот выбор тоже не случаен, – продолжил Юрий Соломин. – Мы привезли «Пиковую даму», потому что хотели показать челябинцам, как режиссер Андрей Житинкин ставит для Малого театра. Совсем не так, как он ставит в других театрах, он бережет наши традиции. И мы привезли «Филумену Мартурано», потому что итальянский актер и режиссер Стефано де Лука поставил итальянского автора Эдуардо де Филиппо. Но играем мы по-русски – так написал о нашем спектакле иностранный критик. (Смеется.) Правильно! И это самая большая похвала! Потому что у итальянцев своя органика, у нас – своя. Во всем мире сегодня играют Чехова, но японцы играют по-своему, французы – по-своему, американцы – по-своему... И при этом все они признаются в любви к Чехову».
О важности столичных гастролей в городах России Юрий Соломин сказал так: «Когда-то Островский говорил: «Без театра нет нации». Как это верно. Он имел в виду театр как собрание всех искусств: музыки, литературы, живописи, актерского мастерства. Нужно людей воспитывать и литературой, и живописью, и театром... Но смысл нашей жизни и работы в том, чтобы оставлять на сцене кусочек своего сердца, – так учила нас когда-то великая Вера Николаевна Пашенная. И когда ты видишь глаза зрителей после спектакля, ты понимаешь, что они этот кусочек приняли в себя».
Так и случилось в Челябинске. И приняли, и откликнулись, встав в едином порыве после спектакля «Филумена Мартурано». И увидели слезы счастья в глазах Ирины Муравьевой, которая играла в этот вечер заглавную роль.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА, Олега КАРГАПОЛОВА и из архивов театра